Инструментальная музыка северных районов Омского Прииртышья (гармонная и балалаечная традиции)
Населенные пункты, являющиеся местом бытования объекта
● Седельниковский р-н: с. Ельничное, д. Короленка, с. Саратовка, д. Соловьевка, с. Седельниково;
● Колосовский р-н: с. Толбакуль, д. Михайловка;
● Большеуковский р-н: с. Фирстово, с. Становка;
● Тарский р-н: с. Заливино, с. Саусканово;
● Большереченский р-н: пос. Шипицыно, с. Новологиново;
● Муромцевский р-н, с Гурово, с. Окунево, с. Бергамак;
● Нижнеомский р-н, пос. Нижняя Омка;
● Крутинский р-н: д. Зимино;
● Черлакский р-н: с. Татарка;
● г. Омск.
В статье представлено творчество талантливых исполнителей-гармонистов и балалаечниц, запись которых производилась автором публикации в разные годы в селах Омской области и городе Омске. В нынешнее время популярность гармони – самобытного, звонкого, душевного инструмента в широком быту не столь велика, как в первой половине 20-го века. По объективным причинам изменились художественные вкусы общества, но заливистый голос гармони находит свой круг любителей, понимающих и ценящих ее живую душу, непосредственность и простоту. Не перевелись еще настоящие мастера игры на двухрядке, хотя, это, в основном, уже люди далекие от молодого возраста. Все они начинали знакомиться с инструментом с детских лет, постепенно совершенствуя свое мастерство. Хотелось бы надеяться на внимание к записям сибирской гармони со стороны педагогов-баянистов, работающих с детьми и имеющих возможность привить интерес к старинному народному инструменту. Представленные наигрыши могли бы стать для них своеобразным методическим пособием.
История гармони насчитывает около двух веков, первая гармонь была запатентована в Вене в 1829 году. Распространение ее и популярность в Европе развивались стремительно: народы Австрии, Германии, Италии, Франции быстро оценили оригинальность тембра, относительную простоту освоения, портативность гармони. Универсальность инструмента заключалась и в том, что, имея два грифа – левой и правой рук – можно было одному музыканту исполнять одновременно и мелодию, и аккомпанемент. Быстро было организовано массовое производство гармоник и индивидуальными мастерами и серийно, на фабриках музыкальных инструментов. В России гармонь также быстро получила широкую популярность, и уже к 1840-м годам появилась первая гармонная фабрика Т. Воронцова в Туле, выпускавшая до 10 000 инструментов в год. Стали появляться центры гармонного производства в других городах, популярны стали гармони «саратовская», «вятская», «ливенка», «череповецкая», «шуйская», московские и сибирские гармони. В каждой из губерний у гармони был свой строй, свои особенности изготовления, свои оригинальные наигрыши: узнаваемы были волжские мотивы, сибирские «подгорные», вятские, псковские, череповецкие мелодии. Гармонь сопровождала пение частушек, переплясы, бытовые танцы. Особенно гармонь была востребована при исполнении кадрилей, краковяков, падеспаней, и прочих фигурных танцев. Эти инструменты появлялись не только в городах, но и в самых удаленных селах, продвигаясь из города в «глубинку», постепенно вытесняя другие народные духовые и струнные инструменты.
Говоря о распространенности народного инструментария в Сибири, уместно будет привести эпизод 1 части «Представление» повести Ф.М. Достоевского «Записки из Мертвого Дома». Ведь четырехлетний период жизни писателя связан с Омской каторжной тюрьмой, куда двадцативосьмилетний писатель был доставлен в 1850 году. Процитируем: «В Омской крепости, на третий день празднования Рождества каторжане давали представление, где аккомпанировал небольшой арестантский оркестр… балалайки были неслыханные. Проворство переборки струн пальцами решительно равнялось самому ловкому фокусу. Игрались все плясовые мотивы. В самых плясовых мотивах балалаечники ударяли костями пальцев о деку балалайки; тон, вкус, исполнение, обращение с инструментами, характер передачи мотива – все это было свое, оригинальное, арестантское…Наконец появились еще две гармони. Честное слово, я до сих пор не имел понятия о том, что можно сделать из простых, простонародных инструментов; согласие звуков, сыгранность, а главное, дух, характер понятия и передачи самой сущности мотива были просто удивительные».
Инструментарий Сибири отличается от центральных и южных регионов России – здесь он не имеет такого разнообразия, не попадались в фольклорных экспедициях ни духовые инструменты, ни гусли, «в ходу» были лишь гармони да балалайки. На молодежной вечерке, начиная с 1930-х годов под гармонь начинают плясать фигурные танцы – кадрили, падеспани, «лентяя» и пр. Традиционные старинные «поцелуйные» игровые песни, «игравшиеся» без инструментального сопровождения, постепенно уходят из репертуара, что становится заметно по записываемому в экспедициях материалу. К концу 1990-х годов, с уходом из жизни последних участников «старинной» вечерки, не стало и соответствующих игровых песен.
Путь поиска интересных исполнителей-инструменталистов в прииртышских селах и в городе Омске был не столь прост. Дело в том, что любители гармони встречались во многих поселениях, но далеко не каждый из них был музыкально одарен, не все их наигрыши отличались оригинальностью. У талантливого гармониста была своя изюминка, свои наигрыши и «выверты». Даже обязательную для любого сибиряка «подгорную» настоящий мастер «распишет» на свой манер. Собранные мною записи были опубликованы ранее в виде компакт-диска «Гармонь над Иртышом», народная музыка Прииртышья. Играют гармонисты г. Омска и Омской области, компакт-диск, Омск, 2006. В данной статье количество записей значительно расширено. Почти все представленные записи зафиксировали звучание инструментов хроматического строя или, как принято говорить, «хромок»; гармонь же русского строя – более сложная для освоения, где каждая кнопка на «сжим и разжим» звучит по-разному - почти вышла из употребления. Звучание «русской» гармони можно услышать в исполнении музыканта Ивана Мамутина (1929), уроженца северного Тарского района, в зрелые годы переехавшего в Омск. Примечателен такой момент: когда гармонист в процессе записи те же наигрыши исполнил для сравнения на «хромке», самобытность, тембровый колорит их заметно снизились в сравнении с гармонью «русского строя».
Сравнивая творчество сельских и городских гармонистов можно отметить определенные стилевые различия в исполнении. В самобытных наигрышах городских музыкантов чувствуется заметный профессионализм людей, имеющих специальное образование. К примеру, Дмитрий Сидоров (1939), Николай Рябошапко (1955), Петр Глушнев (1932), (подробнее см. в «Сведениях об исполнителях»), будучи сельскими уроженцами, переехали в город и, став дипломированными музыкантами, одновременно хорошо владеют так же и баяном, что вносит свою «краску» в их стилистику. Из сельских гармонистов особо можно выделить игру большереченца Ивана Боченкова (1929), чей исполнительский почерк вызывает удивление своим зрелым творческим мышлением и техническим совершенством. Возникает ощущение, что это не простой деревенский гармонист, а образованный, хорошо обученный музыкант. Дуэт гармонистов Евгения Панкина и Дмитрия Иванова из с. Становка Большеуковского района, сельских механизаторов, подкупает своей непосредственностью, душевностью, эмоциональностью: это подлинные музыканты «от земли». Подробнее об этом дуэте можно узнать в публикации Е.Я. Аркина «Искусство гармонистов с. Становка Большеуковского района Омской области» в разделе «Нематериальное этнокультурное достояние» официального сайта Государственного центра народного творчества Омской области. Своеобразием отличаются и наигрыши седельниковских гармонистов Якимова Николая Федоровича (1941) из с. Ельничное и Корбут Анатолия Павловича (1952) из с. Короленка: их репертуар составлен в основном из аккомпанемента фигурным танцам, типа кадрилей и припевкам. Исполнение же гармониста Евдокима Ивановича Степанюка (1931) из с. Фирстово Большеуковского р-на выделяется, акцентированным проведением линии баса, ведущего самостоятельную мелодическую линию.
Из записанных гармонных наигрышей, которых около сотни, можно отследить, по количеству образцов, мелодические пристрастия исполнителей: наиболее популярна сибирская «Подгорная», также многие наигрывали «Улошную», «Цыганочку», «Яблочко», «Полечку», «Вальс», «Краковяк», «Кадрили». Также записаны единичные вариации на темы «Камаринской», «Уж вы, сени», «Коробейники», «Светит месяц», «Валенки», «Семеновна», «Омская полечка» и другие.
Несколько слов о балалайке. Этот инструмент, видоизменяясь, просуществовал на Руси сотни лет: первое письменное упоминание о нем относится к первой четверти XVIII века, время правления императора Петра I. Форма балалаек не всегда была треугольной, в широком распространении были и овальные варианты; также и струн у старинной балалайки было две, гриф удлиненный, лады отсутствовали. Преображение балалайки в современную, с темперированным строем произошло в 1880-х годах стараниями Василия Васильевича Андреева (1843-1888). Ныне в крестьянском быту используется усовершенствованная трехструнная «андреевская» балалайка, со стальными струнами, металлическими ладами и так называемым «гитарным» строем. В народе инструмент настраивали под свой, удобный по голосу, высотный вариант. Балалаечный строй: гитарный (русский), варианты. DF#A (высокий), CEG (низкий). Также существовал старинный балалаечный, двухтонный, простой строй, популярный у деревенских музыкантов: EEA (высокий), DDG (низкий). В моей собирательской практике запись балалайки производилась, главным образом, от женщин, аккомпанирующих себе при исполнении частушек, а также изредка подыгрывающих плясунам. Балалаечнице могла помогать подружка, выстукивая ритм на бубне или на подносе ложкой, как, к примеру, в Крутинке. Балалаечники-мужчины попадались редко, но был удачный вариант в Большереченском районе, где на ярмарке играл балалаечник, представляя оригинальный номер – пляшущих кукол. К сожалению, посещение ярмарки было не в рамках экспедиции, и магнитофона, фотоаппарата с собой не было, да и сотовые телефоны тогда еще не были в употреблении. Удалось сделать лишь зарисовку кукол.
В данной статье использованы как студийные, так и полевые экспедиционные записи автора проекта, оцифровка и обработка звука Е.А. Шабанова (№№1-37, 41-43, 46, 55, 56) и Е.Я. Аркина (39, 40, 44, 45, 47-54, 57-76-83). Конечно, далеко не все творчески одаренные музыканты нашего региона представлены здесь, и сколько их еще остается неизвестными широкому кругу ценителей народной культуры. Еще не поставлена точка в деле популяризации искусства сибирских народных исполнителей.
Сведения о хранителях нематериального этнокультурного достояния Российской Федерации
Гармонь
Гармонисты г. Омска
● Сидоров Дмитрий Алексеевич (1939 г.р.), запись 2006 г., род. с. Воробьево Шипуновского района Алтайского края, в г. Омске с 1981г., пенсионер, работал преподавателем Дошкольного педагогического училища №4.
● Рябошапко Николай Михайлович (1955 г.р.), запись 2006 г.
● Глушнев Петр Николаевич (1932 г.р.), запись 2006 г., род. в д. Борисовка Нагорновского сельсовета Тарского района Омской области, в г. Омске с 1945г., пенсионер, преподавал в Омском музыкальном училище им. В.Я.Шебалина по классу баяна.
● Мамутин Иван Васильевич (1929 г.р.), запись 1993 г., уроженец Тарского района, пенсионер.
Гармонисты Омской области
● Панкин Евгений Антонович (1938), с. Становка Большеуковского района, механизатор, запись 1995 г.,
● Иванов Дмитрий Николаевич (1949 г.р.), с. Становка Большеуковского района, механизатор, запись 1995 г.
● Боченков Иван Михайлович (1929 г.р.), пос. Шипицыно Большереченского района (осн. 1838 г.), пенсионер, запись 1998 г.,
● Корбут Анатолий Павлович (1952 г.р.), д. Короленка Седельниковского района, запись 2001 г.
● Михайлов Александр Михайлович (1911 г.р.), с. Татарка Черлакского р-на, потомственный казак, местный уроженец, отца репрессировали (раскулачили) в 1931г., на Масленицу (ссылался на «Омский вестник», с. Татарка (бывшая станица) Черлакского р-на, запись 1993 г. По воспоминаниям: вечорки, проходки по улицам с песнями были до «коллективизации», до 1930-х годов. «Линейщики» - «шекающий» говор. На Масленицу строили горки, рядились цыганками, ведьмами (бабой-ягой) – выворачивали шубу. Были кулашные бои – край на край, кольями редко пользовались, соблюдая правила.
Текст Уличных частушек:
Кужирочка орехова,
Завлекла, любить не стала,
Села да уехала.
Мы, с товарищем вдвоем,
Не надо нам единого,
Головушка погинула.
Ох, милка моя,
Раньше я к тебе ходил,
Теперь – гора высокая.
Полетай-ка,
Полетай,
В поле полетаечка,
Полюби-ка, пострадай,
Без меня матанечка.
● Кильков Петр Елисеевич (1952 г.р.), родился в с. Саратовка Седельниковского р-на, Отец, Елисей Иванович (1898), переселенец из Белоруссии, с Могилевщины (начало 1900-х). Петр Елисеевич в 2016 г. переехал в пос. Октябрьский Омского р-на, где живет с женой Любовью Александровной. Работал шофером, трактористом, зав. клубом, на данный момент пенсионер. На гармони начал самостоятельно учиться в подростковом возрасте. В поселке играет на праздниках, на домашних застольях.
Улошная, пели на проводах в армию:
Шайка жуликов идет,
Кто на жуликов нарвется,
Тот получит острый нож.
● Краснов Алексей Романович (1932 г.р.), с. Георгиевка Горьковского р-на, гармонь «Куликово поле», запись на концерте «Играй гармонь» в Областном Колледже культуры, 05.12.2001 г.
● Якимов Николай Федорович (1961 г.р.), с. Ельничное Седельниковского р-на, запись 2001 г.
● Скатов Ефим Дмитриевич (1925 г.р.), с. Заливино Тарского р-на, запись 2000 г.
● Корбут Анатолий Павлович (1952 г.р.), д. Короленка Седельниковского р-на, запись 2001 г., местный уроженец. Играть научился от отца.
● Петер Владимир Григорьевич (1958 г.р.), с. Гурово Муромцевского р-на, запись 1995 г.
● Жойдик Иван Ефимович (1949 г.р.), с. Саратовка Седельниковского, запись 2001 г., местный уроженец.
● Сибисов Анатолий Иванович (1951 г.р.), с. Седельниково, запись 2001, род. в Благовещенке.
● Субботин Анатолий Иванович (1948 г.р.), д. Михайловка Колосовского р-на, запись 2012 г.
● Минкевич Иван Александрович (1923 г.р.), с. Толбакуль, запись 1989 г.
● Степанюк Евдоким Иванович (1931 г.р.), с. Фирстово Большеуковского р-на, 1989 г. (запись совместно с В.М. Щуровым), род. в д. Новониколаевск Вятского сельсовета.
(Наигрыш под песню, Е.И. Степанюк)
А не ругайтесь тетушки,
Дочерей ваших проводим,
Спите без заботушки.
● Алфёров Николай Васильевич, гармонь «Шуйская», ля-мажор, хроматического строя. Запись проведена 02.04. 2024 г. в с. Нижняя Омка, административном центре Нижнеомского района Омской области (осн. 1765 г.).
Н. В. Алферов (1963 г.р.), женат, жена Ирина. Родился в с. Толбакуль Колосовского р-на, в раннем детстве родители перевезли в с. Строкино Колосовского р-на, где ему в возрасте восьми лет купили гармонь «Беларусь», а уже на следующий год приобрели еще и «Кубанскую». Играть Николай начал с подражания отцу, любившему популярный в с. Строкино наигрыш «Настя». Затем семья переехала в с. Розовку Омского р-на, где Николай прожил до 13 летнего возраста. Там он продолжал осваивать гармонь, перенимая наигрыши от местного гармониста Ивана Хрунова – дяди Вани, а также копировал игру гармонистов с пластинок, например, аккомпаниатора Марии Мордасовой. Николая стали приглашать на гулянки, свадьбы, проводы в армию еще в раннем возрасте, когда подобные застолья собирали по пять-шесть дворов. По юношеским впечатлениям 1970-х годов запомнилась пляска деревенской женщины, виртуозно выбивавшей дроби на положенной на пол печной заслонке. Рассказывал Николай и о деревенских кулачных драках «стенка на стенку», которые бывали в с. Толбакуль и, особенно, в с. Плахино, где «хохлы дрались яростно, без разбору». с особым остервенением. Бои начинались после попоек, по любому поводу, хоть на своей улице, хоть на ярмарке. Могли нанять в свою компанию за бутыль самогона известного сельского бойца Афоню двухметрового роста.
В зрелом возрасте Николай Васильевич принимает участие в районных и областных культурных мероприятиях, в концертах художественной самодеятельности как аккомпаниатор и руководитель женского певческого ансамбля, а также как сольный исполнитель-инструменталист фестивалей «Играй гармонь» разного уровня.
Балалайка
● Екатерина Григорьевна Барнюк (1926 г.р.), с. Короленка Седельниковского р-на, запись 2001 г.
● Чередова Мария Васильевна (1917 г.р.), с. Саусканово Тарского р-на, запись 1989 г.
● Нефеденко Зоя Яковлевна (1933 г.р.), с. Новологиново Большереченского, запись 1998 г.
● А.И. Мельникова (1910 г.р.), с. Бергамак Муромцевского р-на, запись 1979 г.
● Ефросинья Ивановна Щербицкая (1915 г.р.), с. Соловьевка Седельниковского р-на, запись 1991 г.
● Василиса Ивановна Лаптева (1910 г.р.), д. Зимино Крутинского р-на, запись 1994 г.
История выявления и фиксации
Гармонь
· с. Георгиевка, Краснов Алексей Романович (1932 г.р.)
· с. Ельничное, Екимов Василий Александрович (1941 г.р.), Якимов Николай Федорович (1961 г.р.)
· д. Короленка, Корбут Анатолий Павлович (1952 г.р.),
· с. Саратовка, Жойдик Иван Ефимович (1949 г.р.),
· д. Соловьевка, Кильков Петр Елисеевич (1952 г.р.)
· с. Седельниково, Сибисов Анатолий Иванович (1951 г.р.)
· с. Толбакуль, запись 1989 г., Минкевич Иван Александрович (1923 г.р.)
· д. Михайловка, запись 2012 г., Субботин Анатолий Иванович (1948 г.р.)
· с. Фирстово, запись 1989 г. (запись совместно с В.М. Щуровым), Степанюк Евдоким Иванович (1931 г.р.)
· с. Становка, запись 1995 г., Ланцов Владимир Константинович (1931 г.р.), Панкин Евгений Антонович (1938 г.р.), Иванов Дмитрий Николаевич (1949 г.р.)
· с. Заливино, Скатов Ефим Дмитриевич (1925 г.р.)
· пос. Шипицыно, Боченков Иван Михайлович (1929 г.р.)
· с. Татарка, Михайлов Александр Михайлович (1911 г.р.)
· с. Гурово, Петер Владимир Григорьевич (1958 г.р.)
· Нижняя Омка, Алфёров Николай Васильевич (1963 г.р.)
· запись 1993 г., Мамутин Иван Васильевич (1929 г.р.)
· запись 2006 г., Сидоров Дмитрий Алексеевич (1939 г.р.), Рябошапко Николай Михайлович (1955 г.р.), Глушнев Петр Николаевич (1932 г.р.)
Балалайка
● с. Окунево Муромцевского р-на, запись 1995 г. от Клавдии Ивановны (1919) и Галины Степановны (1948) Окуневых.
● с. Короленка Седельниковского р-на, запись 2001 г. от Екатерины Григорьевны Барнюк (дев. Ширякова, род. в 1926 в д. Бакланка), белоруска, родители переселенцы с Витебщины «с Расеи».
● с. Саусканово Тарского р-на, запись 1989 г. (запись совместно с В.М. Щуровым) от Чередовой Марии Васильевны (1917), Шатовой Анны Федоровны (1927), Зельзиной Феклы Васильевны (1913), Ниязмамедовой Зинаиды Кузьминичны (Завида Галимуловна, 1932), татарка, род. в д. Саускановские Юрты
● с. Новологиново Большереченского, запись 1998 г. от Нефеденко Зои Яковлевны (1933), род. в д. Шуево, бывший пчеловод совхоза, мать с Витебской губернии, переехала в 1912г., Кожиной Ефросиньи Лукьяновны (1928), местной уроженки
● с. Бергамак Муромцевского р-на, запись 1979 г. от А.И. Мельниковой (1910) и К.О. Лисиной (1924)
● с. Соловьевка Седельниковского р-на, запись 1991 г. от Ефросиньи Ивановны Щербицкой (1915), родители переселенцы с Могилевской губернии, «с Расеи», с. Соловьевка Седельниковского р-на ,1991
● д. Зимино Крутинского р-на, запись 1994 г. от Василисы Ивановны Лаптевой (1910), род. в д. Кондатинка (ранее Омская, теперь Тюменская обл.), Елены Семеновны Глебовой (1916), род. д. Степаниха Крутинского р-на, Клавдии Ивановны Бекетовой (1918), все чалдонки.
Современное состояние объекта
На данный момент живы следующие исполнители:
с. Ельничное Седельниковского р-на, Якимов Николай Федорович (1961), д. Короленка Седельниковского р-на, Корбут Анатолий Павлович (1952), с. Саратовка Седельниковского р-на, Жойдик Иван Ефимович (1949), д. Соловьевка Седельниковского р-на, Кильков Петр Елисеевич (1952); д. Михайловка Колосовского р-на, Субботин Анатолий Иванович (1948), с. Гурово, Муромцевского р-на Петер Владимир Григорьевич (1958), Нижняя Омка, Алфёров Николай Васильевич (1963).
Возможно живы:
с. Ельничное, Екимов Василий Александрович (1941), г. Омск, Сидоров Дмитрий Алексеевич (1939), г. Омск, Рябошапко Николай Михайлович (1955), с. Седельниково, Сибисов Анатолий Иванович (1951).
Фото-, аудио-, видеоматериалы, связанные с объектом
Фотоприложение
1. Дмитрий Алексеевич Сидоров (1939), фото 2006 г.
2. Петр Николаевич Глушнев (1932), фото 2006 г.
3. Дмитрий Николаевич Иванов (1949-2008), фото 1997 г.
4. Евгений Антонович Панкин (1938-2003), фото 1997 г.
5. Владимир Константинович Ланцов (1931-2018), фото 1980-е гг.
6. Иван Ефимович Жойдик (1949) г.
7. Петр Елисеевич Кильков в детстве.
8. П.Е. Кильков.
9. П.Е. Кильков, фото 2023 г.
10. П.Е. Кильков и студентки 4 курса Кафедры музыкального искусства ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Федотенко Т.С., Михейкина Д. А., Косачёва Г.С., Михеева А. Ю. с П.Е. Кильковым в процессе фольклорной практики (рук. практики Е.Я. Аркин), пос. Октябрьское Омского р-на, 2023 г.
11. Владимир Григорьевич Петер (1958), фото 2023 г.
12. Субботин Анатолий Иванович (1948), фото 2012 г.
13. Алфёров Николай Васильевич (1963), фото 2024 г.
14. «Гармонь над Иртышом», компакт-диск, 2006 г.
15. «Гармонь над Иртышом», компакт-диск, 2006 г.
Аудиоприложение
Гармонисты г. Омска
1. Подгорная
2. Вальс
3. Волжские наигрыши
4. Полечка
● Рябошапко Н.М.
5. Подгорная
6. Полечка
7. Улошная
● Глушнев П.Н.
8. Борисовские переборы
● Мамутин И.В.
(9-13) Кадриль (фрагменты)
9. Колено
10. Колено 4 (подгорная)
11. Колено 5 (полечка)
12. Улошная «под песни»
13. Цыганочка
Гармонисты Омской области
● Панкин Е.А.
15. Валенки
● Иванов Д.Н.
16. Подгорная
● Дуэт Иванов Д.-Панкин Е.
17. Коробейники
18. Амурские волны
19. Яблочко
20. Цыганочка
21. Омская полечка
● Ланцов В.К.
22. Улошные припевки
23. Улошные припевки
24. Семеновна
● Фольклорная группа с. Крестики Оконешниковского района
25. Частушки
● Боченков И.М
26. Светит месяц
27. На Волге широкой
28. Подгорная
29. Яблочко
30. Улошная
31. Саратовские переборы
32. Цыганочка
● Якимов Н.Ф.
33. Кадриль (5 колен)
34. Лявониха
35. Подгорная
36. Цыганочка
37. Яблочко
● Екимов В.А.
38. Подгорная
39. Цыганочка (2)
40. Вальс «На сопках Маньчжурии»
● Корбут А.П.
41. Кадриль под «Подгорную»
42. Припевки под «Подгорную»
43. Припевки под «Цыганочку»
44. Краковяк
45. Цыганочка
46. Цыганочка
● Жойдик И.Е.
47. Подгорная
48. Улошная
49. Полька-бабочка
● Кильков П.Е.
50. Подгорная
51. Цыганочка
● Сибисов А.И.
52. Подгорная
53. Плясовая
54. Улошная
● Степанюк Е.И.
55. Наигрыш «под песню»
56. Цыганочка
● Субботин А.И.
57. Наигрыш под припевки «Улошная»
58. Наигрыш под припевки «Настя»
59. Наигрыш под припевки «Подгорная»
60. Наигрыш под припевки «Цыганочка»
61. Наигрыш «Под пляску»
● Михайлов А.М.
62. Подгорная
63. Сени
64. Камаринская
65. Варяг
66. Уличные
Мелодии 62, 65, 66 – кадрильные
● Петер В.Г.
67. Подгорная
68. Улишная
69. Цыганочка
70. Вальс «Над волнами»
71. Наигрыши под припевки
72. Поздней осенней порою
73. Что ж вы улыбаетесь
● Минкевич И.А.
74. Припевки под Подгорную
75. Припевки Уличные
● Краснов А.Р.
76. Краковяк
● Алфёров Н.В.
77. Подгорная
78. Коробочка
79. Уличная
80. Три в одном
81. Волжские наигрыши
82. Под кадриль
83. Под пляску
84. Рассыпуха
85. Семеновна
86. Субботея
87. Калинка (с балалайкой) *
88. Под припевки (с балалайкой)
89. Под пляску (с балалайкой)
Балалайка
1. Ах, милые подруги (припевки под балалайку)
2. По Муромской дороге стояли две сосны (романс)
● Барнюк Е.Г.
3. Я цыганку запевала (припевки)
3.1 Я весёла… (припевки)
● Чередова М.В., Шатова А.Ф., Зельзина Ф.В., Ниязмамедова З.К.
4. Наигрыш и припевки
● Нефеденко З.Я.
5. Наигрыш и припевки
● Мельникова А.И., Лисина К.О.
6. Не садись на ету ветку (частушки под балалайку)
● Щербицкая Е.И.
7. Припевки (пелись на вечорке)
● Лаптева В.И., Глебова Е.С., Бекетова К.И.
8. Частушки «под таз» («мелконьки»)
Библиография
1. «Гармонь над Иртышом, народная музыка Прииртышья. Играют гармонисты г. Омска и Омской области», компакт-диск, автор-составитель Е.Я. Аркин, Омск, 2006 г.
2. «Ушедшее, живое, вечное. Звуковая Антология омского фольклора», автор-составитель Е.Я. Аркин, Омск, 2023 г.
Автор - Ефим Яковлевич Аркин, профессор кафедры музыкального искусства ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, руководитель Заслуженного коллектива народного творчества Народного фольклорного ансамбля "Звонница", доктор и профессор РАЕН, заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель культуры Омской области, лауреат Премии Правительства РФ «Душа России», обладатель Почетной Грамоты Президента РФ за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства.