Искусство гармонистов с. Становка Большеуковского района Омской области

Искусство гармонистов с. Становка Большеуковского района Омской области

Большеуковский район
Русские старожилы
Исполнительские искусства

Ста́новка — село Большеуковского района Омской области, расположенное на реке Большой Аёв в 18 км от поселка Большие Уки. Основано в начале XVIII века как станец на Московско-Сибирском тракте в составе слободы Аёвской Тарского воеводства. Позже здесь была заведена почтовая станция и полуэтап, где отдыхали и менялись инвалидные команды, препровождающие ссыльных. В 1744, 1745 годах велось строительство почтовой дороги Тобольск-Тара с учреждением на пути 20-ти почтовых станций по шесть лошадей на каждой. Так была учреждена Становская почтовая станция. В 1772 году в здесь были поселены ссыльные из Московской, Казанской, Оренбургской, Нижегородской, Воронежской губерний. В 1782 году станция вошла в состав Рыбинской волости Тарского уезда Тобольской губернии. 30 июля 1791 года здесь, через Становку проезжал в ссылку А.Н. Радищев, написавший следующее: «В Становке живут посельщики, они беднее старожилов». А 28 марта 1797 года Александр Радищев, возвращаясь из ссылки, опять же через Становку, написал: «От Челуниной до Становки, посельщики, на Аёве 20 вёрст».

Население занималось производством лыка, мочала. К 1897 году по переписи населения Российской Империи здесь проживало 622 человека. К 1910 году имелись Покровская церковь, школа, хлебо-запасный магазин, 2 торговых лавки, водяная мельница, кузница, почтовая и земская станции. В советский период церковь была разобрана, на улице Зелёной располагается жилой дом, построенный в начале 1960-х годов из стен Покровской церкви. В 1926 году появились сельский совет, маслозавод. С 1991 год село является центром совхоза «Становский».

Инструментальное творчество гармонистов села Становка Большеуковского района дает нам образец особого, уже явно нехарактерного для нашего региона конца 20-го века наличия в одном малом поселении сразу трех талантливых исполнителей. Найти одаренного музыканта в ходе моей экспедиционной работы удавалось не всегда: гармонисты, конечно, в селах были, но во многих случаях, это были музыканты со средним исполнительским уровнем. Если попадался в селе талант, то другие гармонисты, если они имелись, во многом уступали лидеру. Здесь же все трое гармонистов со своим исполнительским почерком. Особо следует выделить игру гармонистов Дмитрия Иванова и Евгения Панкина, сельских механизаторов, каждый из которых музыкально одарен, и как исполнитель самодостаточен. Но особенность еще и в том, что они составляют прекрасный, сыгранный дуэт. 

06. Е. Панкин и Д. Иванов.jpg Дуэт Е. Панкин Д. Иванов, 1990 г.

Слушать их исполнение доставляет настоящее удовольствие: это сочетание душевности, искренности, эмоциональности с бесхитростностью народного музыканта. Присутствует особый исполнительский «нерв», своеобразная пунктуация, выразительность мотива. Если в процессе вариаций изредка «цепляется» вдруг не та кнопка, то гармонист быстро выходит на правильный путь, здесь нет заданности, заученности, всё рождается здесь и сразу. Можно провести своеобразную параллель с деревенскими скрипачами: в их самобытном исполнении нет идеальной отстроенности, как у академического музыканта, воспитанного в темперированном строе. Но легкое «недотягивание» скрипача до тона прощается, воспринимается как естественное. Здесь же, при темперированности гармони, исполнительский стиль идет от внутренних ощущений сельского музыканта, человека «от земли». Если вслушаться в характер исполнения дуэта, то можно заметить, что звук не прямолинеен, каждая фраза «дышит», вибрирует, наполнена эмоцией. 

05. Е. Панкин и Д. Иванов 1990.jpgДуэт Е. Панкин – Д. Иванов, 1990 г.

Интересно, что в ходе фольклорной экспедиции по Большеуковскому району, перемещаясь рейсовыми автобусами от села к селу, я, чтобы скрасить переезд, включал запись этого дуэта, и обычно, когда кассета заканчивалась, звучала просьба пассажиров дать послушать еще. От них записано 28 наигрышей, но одна из кассет той экспедиции со временем не сохранила должного качества - появился «плывущий» звук, и устранить этот дефект невозможно. В результате 6 наигрышей не включены в публикацию, это: «Чардаш-Ризоль» (Е. Панкин), «Подгорная» (дуэт), Вальс «На сопках Маньчжурии» (дуэт), «Под окошком ходит парень» (дуэт), «В путь», «Прощание славянки».

01. Д. Иванов 1997.jpgИванов Дмитрий Николаевич, 1997 г.

Иванов Дмитрий Николаевич (1949-2008) родился в деревне Ольгино Большеуковского района в многодетной семье, состоящей из четырех братьев и двух сестер. На гармони начал играть с 4 лет, самоучкой, в дальнейшем научился играть и на баяне. Служил в Московском полку особого назначения. Работал в совхозе «Становский» трактористом-комбайнёром. Был женат, имел двоих детей: сына и дочь. Играл на всех сельских свадьбах и проводах в армию. Участвовал в областном фестивале «Играй гармонь» в январе1995г., в районном фестивале «Играй гармонь» в 1996 занял 1 место, выиграв гармонь.

03. Д. Иванов 1990.jpgИванов Д.Н., 1990 г.

Дмитрий Николаевич вспоминает: «Наигрыш «Уличная» от деда перенял, задиристая она, перед дракой была, в ходу была еще в конце 1960-х в 1970-е гг. Плясали кругом: девки делали круг, двое парней задирались, изображая петуха. Кто победит, тот и провожает девку. Деревни Ольгино, Урман уже исчезнувшие, Листвяги: через них шла Екатерининская дорога в Острог». Речь здесь идет о Екатерининском тракте, самой длинной в мире дороге. Годы его практического использования пришлись на 18 век. Тракт проходил через всю Российскую империю, в том числе и по территории современной Омской области, доходя и до каторжного острога Омской крепости.

02. Е. Панкин 1997.jpgПанкин Евгений Анатольевич, 1997 г.

Панкин Евгений Анатольевич (1938-2003), в Становку переехал 1980 году из Омска, по окончании Омского училища культуры. Работал в ТОО «Становское» - слесарем, в свободное время мастерил мебель - шкафы, буфеты. Детей не имел. С 1980 года был участником ансамбля «Коробейники».

04. Е. Панкин 1990.jpgПанкин Е.А., 1990 г.

При игре на гармони иногда применяет «пятипальцевую» систему, используя большой палец правой руки, что нехарактерно для сельских гармонистов, но практикуется баянистами, получившими профессиональное образование. Это можно услышать в его исполнении «Цыганочки», когда в нижнем регистре большим пальцем проводится отдельный «голос».

09. Владимир Константинвич Ланцов Начало 1980-х годов.jpgВладимир Константинович Ланцов, начало 1980-х годов.

Исполнительская манера Владимира Константиновича Ланцова (1932 – 2018), играющего на гармони «Куликово поле», отличается от стиля вышеназванных гармонистов. Здесь присутствует напористость, яркость звукоизвлечения, это передает настроение, характер самого исполнителя. 

07. В.К. Ланцов (с гармошкой) с товарищем. Начало 1950-х годов.jpgВ.К. Ланцов (с гармошкой) с товарищем. Начало 1950-х годов.

Особо интересны, колоритны наигрыши «под припевки», исполненные совместно с женой Ланцовой Валентиной Фалеевной (1938 -2020), что вводит нас в атмосферу деревенских посиделок с частушками и переплясами. Самобытны азартные мелодии наигрышей «под пляску» «Семеновна», «Нареченьку». 

08. Супруги Ланцовы. Конец 1950-х годов.jpgСупруги Владимир Константинович и Валентина Фалеевна Ланцовы, конец 1950-х годов.

Музыкальные построения Владимира Ланцова менее вариативны, нежели у Д. Иванова и Е. Панкина, но звучат сочно, эмоционально, передавая цельный, крепкий русский характер, здесь чувствуется исконный дух сельских застолий и уличных гуляний.

12. В.К. Ланцов 2017 год.jpgЛанцов В.К., 2017 г.

Владимир Константинович родился и вырос в деревне Анненка Большеуковского района. Работать начал в годы Великой Отечественной войны в колхозе четырнадцатилетним подростком. После службы в армии работал трактористом, бригадиром полеводческой бригады, затем, более 30 лет водителем. Награжден медалями «За освоение целинных земель», «За доблестный труд». На гармони Владимир Константинович научился играть самостоятельно в юношеские годы. Деревенские посиделки, свадьбы, проводы в армию, сельская самодеятельность не обходились без его участия. На одной из молодежных вечеринок Владимир Константинович познакомился с Валентиной, красивой девушкой, хорошо поющей народные песни и частушки. Валентина Фалеевна работала на колхозной ферме свинаркой, телятницей, дояркой. Супруги Ланцовы прожили вместе 60 лет, отметили бриллиантовую свадьбу, воспитали пятерых детей.

11. Владимир Константинович и Валентина Фалеевна Ланцовы. 2017 год.jpgСупруги В.К. и В.Ф. Ланцовы, 2017 г.

Становские исполнители играли на гармонях хроматического строя, и, практически все гармонисты, записанные мной в экспедициях, играли на таких инструментах. Только лишь один музыкант - Иван Мамутин (1929), уроженец северного Тарского района, в зрелые годы переехавший в Омск, играл на гармони русского строя. Наигрыши на такой гармони отличаются самобытностью, т.к. каждая кнопка инструмента звучит на сжим и разжим по-разному. Играть на ней сложней, чем на «хроматической», поэтому исполнители предпочитают более простую «хромку».

10. Праздник Советской деревни Становка 1987 год.jpg

Праздник Советской деревни Становка, 1987 г.


Гармонные наигрыши. Звуковое приложение.

Фрагмент экспедиционной записи, беседа с Д.Н. Ивановым.
 

Иванов Д.Н. (1949 г.)

1. Улошная

  2. Уличная (от деда)

  3. Подгорная

  4. Частушки

  5. Цыганочка

  6. Полька

  7. Польский вальс

  8. Вальс

  9. Волжские наигрыши

  10. Коробейники

  11. Песня о Курской битве

 

Панкин Е.А. (1938)

12. Подгорная

  13. Цыганочка

  14. Валенки

  15. Вальс «Амурские волны»

  16. Полечка

  17. Полонез Огинского

   Дуэт Иванов-Панкин

18. Коробейники

  19. Яблочко

  20. Маруся

  21. Смуглянка

  22. Омская полечка

  Ланцов В.Н. (1931)

23. Плясовая

  24. Нареченьку

  25. Уличная под песни

  26. Уличная под песни

  27. Семеновна под пляску

  28. Яблочко

  29. Коробейники

  30. Цыганочка

  31. Полька

  32. Краковяк

  33. Вальс. На сопках Маньчжурии

  34. Гоп со смыком (блатная)

  35. Златые горы

  36. Сормовская лирическая

 

История выявления и фиксации

Экспедиция Е.Я. Аркина в село Становка Большеуковского района Омской области в 1995 году.

13. Е.Я. Аркин с. Становка Большеуковский р-н 1995г..jpgЕ.Я. Аркин, с. Становка Большеуковского р-на, 1995 г.

Библиография

1. «Гармонь над Иртышом, народная музыка Прииртышья. Играют гармонисты г. Омска и Омской области», компакт-диск, автор-составитель Е.Я. Аркин, Омск, 2006

2. «Ушедшее, живое, вечное. Звуковая Антология омского фольклора», автор-составитель, Е.Я. Аркин, Омск, 2023

 Автор описания - Ефим Яковлевич Аркин, профессор кафедры музыкального искусства ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, руководитель Заслуженного коллектива народного творчества Народного фольклорного ансамбля "Звонница", доктор и профессор РАЕН, заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель культуры Омской области, лауреат Премии Правительства РФ «Душа России», обладатель Почетной Грамоты Президента РФ за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, награжден государственной наградой Омской области медалью «Дружба народов».

Возврат к списку