Исполнительское искусство частушечницы В. С. Горнасталёвой из с. Артын Муромцевского района Омской области
Валентина Степановна Горнасталёва – выдающаяся народная исполнительница улочных песен и припевок, мастер словесной и музыкальной импровизации в сочетании с пляской. Её природная одарённость, сочный голос, исключительная память и боевой наиболее ярко проявились в исполнении жизнеутверждающих припевок, сопровождавших всю её многотрудную жизнь. И сегодня, в свои почти 80 лет, Валентина Степановна демонстрирует мастерство лидера, выходя на круг с частушечными спевами, заражая энергией и оптимизмом.
Родилась Валентина Степановна 20 июля 1937 года в селе Камышино-Курское (в просторечии – Кам-Курске) Муромцевского района Омской области. Родители – Александра и Степан и Лупеньковы– переселенцы из Белоруссии, переехали в Сибирь в конце двадцатых годов (в семье не принято было говорить откуда). В то время как Валентине Степановне исполнился месяц, её отца репрессировали, и мать осталась одна с пятью детьми .
В. С. Горнасталёва во время съёмок телепередачи «Странствия музыканта»
27 июля 2008 г., р. п. Большеречье, Историко-культурный комплекс «Старина Сибирская»
Я у мамы лишняя, у папы – горемышная.
Гляну я на белый свет: горемышней меня нет!
Пела и плясала с детства. В семье пели и сёстры и братья, особенно голосистой была средняя сестра, братья играли на гармошках. Рассказывая о своей жизни, Валентина Степановна восклицает: «Было есть нечего, да жить весело!»
С 16 лет Валентина Степановна работала дояркой на ферме («на фирме» –как она произносит), сначала в родном селе, потом в соседнем Артыне, куда в 23 года переехала к сестре. Работая на ферме, а когда-то это было большое хозяйство(на 3000 голов), познакомилась со своим будущим мужем, служившим здесь конюхом. Её трудовой стаж – 43 года; директора удивлялись: за всё время работы Валентина Степановна ни разу не заболела и никогда не опаздывала. За отличную работу ей были присвоены звание «Лучший по профессии» и государственная награда – орден «Знак Почёта».
Ох, Артын у нас красивый и стоит на берегу.
Я из этого Артына никуда не убегу!
«На работу и с работы по 5 километров ходили», – вспоминает Валентина Степановна. Десять лет ходила пешком… «Устанешь, ноги не держат, а до дома ещё… Запоёшь, как-то незаметно и дорога пройдёт, и усталость отпустит, и на душе легко». Дорогой пели песни и частушки «под язык», имитируя гармошку. На ферме у Валентины Степановны была балалайка, на которой она аккомпанировала частушечным баталиям в редкие минуты отдыха.
Вы, доярочки, доярочки – замученный народ,
Добры люди помирают – нас холера не берёт!
Любимые песни Валентины Степановны – «Соловей кукушку уговаривал», «Я у мамоньки дочь была одна»,«Это было летом», «Вечерком над рекой» – было бы с кем спеть! «Щас же нихто не поёт. Раньше идёшь с дойки, травы нахлебаисся, уже под кажным углом гармошки, и понеслась родная! А с той поры что – полторашка в руках да сигара в зубах, и вся песня!» Валентина Степановна не участвовала в колхозной самодеятельности, но песни сопровождали всю её жизнь. Центральное же место в репертуаре Валентины Степановны всегда принадлежало частушкам, которые она тоже называет песнями.
А мой милый – тракторист, на прицепе буду я,
Будем вместе обрабатывать колхозные поля!
Частушки помогали выживать в тяжёлых жизненных обстоятельствах, служили наиболее адекватным творческим выражением мастерства певуньи и плясуньи. В репертуаре Валентины Степановны – лирические и плясовые частушки на разные темы.Её молодость пришлась на послевоенное время, но в репертуаре есть и пронзительные частушки о войне.
Белую косыночку не буду повязывать –
Пошлю милому на фронт раны перевязывать.
Я плыла, я плыла по морю Ледовитому,
Приплыла – на грудь упала милому убитому!
Много частушек о проводах в армию.
Поехали, повезли маёвачернобровова,
Не пойду я провожать, скажите – нездоровая!
Я милёнка проводила,к стенке привалилася,
Сердце биться перестало,кровь остановилася! –
пела баба Валя и вспоминала, как прощалась с мужем, провожая его на три с половиной года в армию за полмесяца до рождения старшего сына.
Но всё же в центре всего творчества песельницы – весёлая, боевая героиня припевок, не унывающая и умеющая постоять за себя.
Сколько я не плакала – всё было одинаково.
Стала песню запевать, а разлуку забывать!
Обладая феноменальной памятью,Валентина Степановна знает необыкновенно большое число припевок, 500 – 700, может быть, 1000! Она не сочиняет их в прямом смысле, но приспосабливает известные ей к обстоятельствам. Короткие припевки под пляску и проходку для неё –история и философия жизни, и песни, и поговорки, и ответ на вопрос, просто форма разговорной речи. Любая фраза, брошенное слово, действие сразу же пробуждают в ней соответствующую песенку. Завидев нас в воротах, вместо «здравствуйте» тут же пропела:
Это чьи таки пришли или заблудилися?
У нас нет таких ребят, чтобы в вас влюбилися!
Физическая выносливость, бьющая через край энергия, необыкновенный задор, частушки, складывающиеся сами собой в диалоги или рассказы, порой мешают ей полноценно участвовать в переплясе. Однажды перебив соперницу, Валентина Степановна уже не уступает лидерства: не делает пауз для отдыха, перестраивается на ходу при смене наигрыша. Она может держать внимание часами, без перерыва петь в течение всей кадрили, артистично исполняя частушки в лицах (за себя, за подружку и за своего ягодинку), при этом бьёт дроби,помогая себе хлопками на мужской манер (ладонями впереди и сзади, по коленям и пониже колен).По молодости, признаётся она, плясала и вприсядку.
Пойдёмте туда, где вода кипела,
Я иду наперебой, моя головка смела!
«Сколько гармошка будет играть, столько и будет петь», – говорил опевческой выносливости Валентины Степановны гармонист Василий Рассохин, с которым она выступала в дуэте с 2004 по 2013 год (до переезда к дочери в Омск).
Открытие таланта исполнительницы состоялось в 2004 году, когда ей было 67 лет.На Троицу в районном посёлке Муромцево проходил итоговый смотр программ фестиваля «Плывут над Русью звоны колокольные»: сельские дома культуры представляли традиции съезжих праздников своих сёл, работники культуры обращались к старшему поколению за помощью. Жительницы Артына стали активно собираться на спевки, вспоминая старинные песни . Будучи лидером по природе, Валентина Степановна песни запевала –«вела басом». Василий Анатольевич выступал организатором собраний и аккомпанировал на гармони под частушки. Мощный голос и мастерство распева артыновской певуньи не могли не привлечь внимания сотрудников Сибирского культурного центра, приехавших на фестиваль в Муромцево.
С той поры Валентина Степановна принимала участие в районных, областных программах, праздниках, ярмарках в районе и городе Омске. В 2005 году вместе с Василием Анатольевичем она была героиней омской радиопередачи «Завалинка», в 2006 году участвовала в съёмках телепрограммы Сергея Старостина «Странствия музыканта. Путешествие по Омской области». В следующем году на конкуре исполнителей народной песни «Эх, Омская, деревенская, гармонь молодецкая» в районном посёлке Большеречье Анастасия Заволокина, возглавлявшая жюри конкурса, пригласила дуэт к участиюв юбилейной программе «Играй, гармонь!», которая проходила на сцене Государственного Кремлёвского Дворца. У дуэта даже появилось название «Частушка+Гармонь».
В.С. Горнасталёва и В.А. Рассохин, 24 марта 2010 г., Областной Экспоцентр, фото В. Андреева
Кроме «Подгорной» и «Цыганочки», которыми виртуозно владеет Василий Анатольевич, у гармониста есть и фирменный наигрыш, вернее, два – с одинаковым отыгрышем, услышанные им в д. Сеткуловке. По его замечанию, пение под них улошных (улишных) припевок (часто объединённых сюжетом) сопровождало праздничное хождение молодёжи по деревенской улице в старожильческих сёлах –Артыне, Сеткуловке и, скорей всего, в Карташово. Валентина Степановна называет такой распев – «под песни», с пением частушек на долгий распев расходились по домам после гуляния.
Поёт Валентина Степановна в русско-сибирской вокально-исполнительской манере –напористо, ярким,насыщенным звуком, с раскачкой, голосовыми «подъездами» и «спадами», легко «выносит» голос, исполняя припевки на мотив «под песни». Её голосовой диапазон – почти две октавы (ми малой – ревторой октавы, с лёгкостью её голос звучит от фа малой до си первой). Она легко импровизирует, меняет мелодический рельеф, устои в напеве, переходя из регистра в регистр, сочетает песенную и декламационную манеру, изменяет ритм, поёт поперёк долей, вставляет возгласы (чаще, «эх»), ломая размеренность, вставляет новую частушку в момент предполагаемого проигрыша. Использование в вокальной и плясовой манере приёмов, характерных для мужского исполнительства, в какой-то степени характерно для женской традиции русских сибиряков – старожильческая культура начала складываться как культура служилых людей.
Валентина Степановна – белоруска по происхождению, её юность прошла в селе, основанном курскими и воронежскими переселенцами (которых сибиряки называли «хохлами»), жизнь прожила в старожильческом селе. В её речи узнаётся сибирский говор: замена щ сдвоенным ш («ишшите» вместо ищите, «ишо» вместо ещё), замена ч на щ («пещка» вместо печка,«дощ» вместо дочь), краткие окончания слов(«буват» вместо бывает, «така»вместо такая), носовсем несибирские невзрывной звук «г» и иногда проскальзывающие слова с яканьем и глаголы с мягким окончанием («я лепящу на языке, а оне пляшут и пають»).
После праздников, выступлений, встреч и просто в бессонные ночи Валентина Степановна перебирает в памяти частушки, которые ещё не спела.
Яркое дарование, особая энергетика и огромное количество остроумных припевок, складывающихся в серии и рассказы, запомнились многим, кто имел счастье слышать, как мастерски исполняет частушки Валентина Степановна. Даже в своём преклонном возрасте она сохраняет бодрость духа, при пении не может обойтись без притопок и хлопков; пропев частушки больше двух часов, жалеет гармониста, и всё новые припевки приходят ей на память. Ещё не составлена антология всех её текстов и не нашлось певицы, кто бы смог с лёгкостью воспроизвести её певческую манеру, выступающую ярким образцом для современных исполнителей частушки.
Из репертуара В.С. Горнасталёвой:
- Голубая моя лента по Уралу тянется.
Расскажи, моя подружка, как твоё гуляньице?
-Дорога моя подружка, гуляньица ничего,
Дак зачем же ты отбила кавалера моего?
- Дорога моя подружка, я не отбивала:
Один час с им простояла –ты приревновала.
- Дорога моя подружка, тебе веры нету,
Говорила: один час– стояла до свету!
- Дорога моя подружка, завтра ко мне подойдёт–
Я скажу, что ты ревнуешь, он опять с тобой пойдёт.
- Дорога моя подружка, больше с им я не пойду–
Я, молоденькая девица, ишосебе найду!
- Дорога моя подружка, всё же ваш он ухажёр.
Дело ваше, как хотите, он мне тоже не нужён!
Гармошечка трёхтонная,
Любовь наша – ночь тёмная!
Милый в армию поехал, строго мне наказывал:
- В клуб ходи, танцуй и пой, домой пойдёшь, ни с кем не стой,
До приезда моего не влюбляйся ни в кого!»
- Ягодинка, твой наказ строго выполняю:
В клуб хожу я кажный день, ни с кем не гуляю!
Ягодинка, твоя мать, что придумала сказать:
Чёрну юбочку не гладь, тебе за сыном не бывать!
Ягодинка, твоя мать вся изволновалася:
Ей не надо меня в дом, а я не собиралася!
Дайте мне стакан воды, повяла моя роза!
Миленький туды-сюды, как вялая берёза!
Ягодинку забывать – надо чаем запивать,
А я пью холодну воду, не забуду его сроду!
Чай пила, жара была: взяла, расповязалася,
Без платку залёточке красившее показалася!
Кабы рюмочку вина – я бы её выпила,
Кабы хромовы ботинки – я бы дроби выбила!
Не хожу теперь в больницу, не хожу теперь к врачу,
Я и так свою болезню тока песнями лечу!
Когда буду помирать – плакать не спешите,
На могиле на моей Цыганочку спляшите!
В. С. Горнасталёва, 24 марта 2010 г., Областной Экспоцентр, фото В. Андреева
В.С. Горнасталёва и В.А. Рассохин во время выступления в Областном Экспоцентре 24 марта 2010 г., фото В. Андреева
Автор - Виктория Юрьевна Багринцева, заместитель директора КУК Омской области "Омский государственный детский ансамбль"
Аудио:
1. Голубая моя лента
3. Частушки (распев «под песни»)
4. Подгорная
5. Частушки под кадриль
6. Частушки «под язык»
07 У родимой мамоньки, запевает В. С. Горнасталёва»
08 Улишные наигрыши В.А. Рассохина