Певческая традиция деревни Любимовка Муромцевского района Омской области
Центральной зоной расселения старожилов на территории Омской области являются её северные районы, в частности Муромцевский район, в состав которого входила деревня Любимовка. Характер традиции, музыкально-стилевые закономерности песен, певческая манера находятся в общем русле старожильческой песенной культуры.
К началу русской колонизации территория Муромцевского района входила в состав Сибирского ханства, где проживали тюркоязычные племена – «тарские татары». О длительном пребывании этих племен в бассейне Тары напоминают названия большинства рек: Тара, Бергамак, Кучумка, Карбыза, Тармакла и многочисленные курганы XIV-XVII вв. Появление русских в долине реки Тары относится ко времени основания города Тары в 1594 году. В то время Тарский уезд стоял изолированным островком. От него во всех направлениях лежали свободные земли. В 1667 году тобольский воевода П.И. Годунов направил группу казаков обследовать левобережье Тары и определить место для слободы на Красном Яру выше устья реки Бергамак. В том же году приступили к строительству крепления – острога – будущего ядра слободы. До XIX в. большинство поселений так и располагалось по берегам Тары. В 1670 году строительство Бергамакской слободы в основном было завершено. В 70-е – 90-е годы XVII века от слободы отпочковались дочерние поселения: Резино, Сеткуловка, Муромцево, Еремино, Оброскино, Танатово, Бертово. После выезда части крестьян в 1750-х годах для земледельческого освоения более выгодных угодий вскоре вновь наметился прирост населения русских деревень. В 1780-1790 годы появились новые поселения: Самохвалово, Гурово, Луговая, Неупокоево, Низовая. Первый переселенческий участок был образован в 1893 году, через год – еще девять. До 1901 года начали заселяться поселки вдоль реки Тара, в том числе и Любимовский[1][1].
Дом в Любимовке, 2000-е гг.
Любимовка находится в 39 километрах от районного центра Муромцево, в 20 километрах от села Низовое (Низовское) на берегу реки Кайласка. Заселение деревни началось в 1895 году жителями из с. Низовское, позже – переселенцами из Уфимской, Орловской, Черниговской, Пензенской, Рязанской и Симбирской губерний. Любимовка входила в Самохваловскую волость, где в 1920 году волостное правление преобразовалось в волисполком, и сельское общество заменилось выборным сельсоветом. К 1926 году в сельсовете осталось только три населенных пункта, среди которых была и Любимовка, где по переписи на тот момент проживало 405 человек[2][2]. Деревня Любимовка входила в состав Самохваловского сельсовета, позднее – в состав Ушаковского сельсовета.
Жители д. Любимовка (слева направо: стоят Кожемякина (Колясина) Анна Дмитриевна, Колясина Наталья Дмитриевна, сидят Кожемякин Севастьян Григорьевич, Колясина Татьяна Ивановна (мать Анны и Натальи). Д. Любимовка, 1946 г. Из личной коллекции Ф.А. Колясина.
По данным справочника Омской епархии Иоанна Голошубина, в селе Низовское (Низовое) в 1890 году была построена однопрестольная церковь в честь Рождества Христова. Престол в ней один во имя Архистратига Божия Михаила. Богослужение в ней бывало 8 ноября. На тот момент население прихода было следующим: 1660 мужского пола и 1692 женского пола. Из них в выселке Любимовском – 300 душ общего пола[3][3]. «У нас престольный был праздник – Михайлов День. Все с других деревень приезжают в Любимовку. Отец наш таскал крест всегда: от церкви и сюда в деревню. По деревне ходили с крестом» (Ф.А. Колясин).
Церковь Рождества Христова в селе Низовское. Начало XX
в.
Из архивного отдела Администрации
Муромцевского муниципального района Омской области.
Деревня состояла из всего одной улицы – Центральной. «Любимовка была ровная, прямолинейная. Одна улица вдоль речки на берегу Кайласки. Было 82 хозяйских дома и семей, всего проживало 370 человек /по состоянию на 1939 г./. С краю деревни – берёзовая роща. Деревня была огорожена, кругом канава, на проезжей части стояли ворота… У кого дом пятистенник, места больше, а у кого изба была 4х4 метра, а семья была из 10 человек, тесновато. Обряд был такой: кто побогаче – весили занавески, а у бедных – бумагой. Белили колошной глиной, а кто и золой побелит. Обряд такой: деревянная койка, палатья, большая печь, подпечник для куриц. Стол, кругом лавки, было модно в каждом дворе. Табуреток редко у кого увидишь, но и маленькие скамеечки, шкафы были, пол не крашенный» (Ф.А. Колясин).
Первая экспедиция в Любимовке была проведена в 1964 году студентами Омского государственного педагогического университета Надеждой Васильевой и Анатолием Шевкуном под руководством доктора филологических наук, профессора Омского государственного педагогического университета Татьяны Геогриевны Леоновой. В результате было записано 16 песен от супругов Белозерцевых – Захара Андреевича (1890 г.р.) и Евдокии Харитоновны (1890 г.р.). Текстовые материалы экспедиции хранятся в Фольклорно-этнографическом архиве Омского государственного педагогического университета.
В июле 1992 года состоялся выезд в Любимовку членов фольклорно-этнографического ансамбля «Берегиня»: Игоря Георгиевича Чумакова и Галины Николаевны Чумаковой. По следам этого выезда в августе этого же года была проведена повторная экспедиция И.Г. Чумакова, Г.Н. Чумаковой и Виктории Юрьевны Багринцевой. В ходе экспедиций был записан певческий коллектив, в состав которого входили четыре жительницы деревни: Марфа Васильевна Петрова (1915 г.р.), Федосия Ивановна Сорокина (1919 г.р.), Пелагея Ильинична Романова (1907 г.р.) и Анна Ефимовна Белозерова (1921 г.р.). Лидером и постоянной запевалой ансамбля неизменно выступала Федосия Ивановна Сорокина.
В 1993 году состоялось последнее общение с любимовскими песенницами собирателей И.Г. Чумакова, А.Р. Каримова, О.Г. Сидорской и Е.В. Поповой. Записи песен были дополнены материалами, собранными в 1993 году И.Г. Чумаковым в соседней с Любимовкой деревне Самохвалово, где проживали родные сёстры М.В. Петровой и Ф.И. Сорокиной – Прасковья Васильевна (Петрова) Архипова (1906 г.р.) и Ксения Ивановна Сорокина (1910 г.р.), уроженки Любимовки.
В 2020 году осуществился экспедиционный выезд в д. Чинянино Муромцевского района преподавателя Омского музыкального училища имени В.Я. Шебалина Елизаветы Геннадьевны Батяевой со студенткой училища Ариной Стрельцовой. Собиратели познакомились с коренным жителем Любимовки Фёдором Александровичем Колясиным (1933 г.р.). В ходе общения были записаны этнографические материалы по истории села, праздникам, сделаны копии фотографий из домашнего архива.
Жители Любимовки, 1988 г. В первом ряду – любимовские
песельницы (слева направо):
Пелагея Ильинична Романова, Анна
Ефимовна Белозерова, Федосия Ивановна Сорокина и Марфа Васильевна
Петрова.
Из архивного отдела Администрации
Муромцевского муниципального района Омской области.
В общей сложности в ходе проведения экспедиций 1964-1993 гг. от исполнителей деревни Любимовка было записано 60 песен от разных певческих составов. В качестве жанровой доминанты выступают лирические песни позднего происхождения (25) и вечёрочные песни (16 образцов). Дополняют репертуар солдатские (6), свадебные (5), хороводные (4), шуточные (3), припевки по наигрыш «Камаринского», частушки под наигрыш на балалайке «Подгорная» с ложками.
Некоторые образцы любимовских песен опубликованы в региональных сборниках фольклора. Отдельные тексты песен, записанные в 1964 и 1969 годах студентами Омского государственного педагогического университета, вошли в издания «Народные песни Прииртышья» (Новосибирск, 1969 г.) и «Фольклор Западной Сибири» (Омск, 1974 г.). Впервые нотировки трёх свадебных песен д. Любимовка, выполненные В.Ю. Багринцевой, были представлены в сборнике «Народная свадьба» (Омск, 1997 г.).
В 2003 году аудиозаписи вечёрочных любимовских песен вошли в диск «На вечёрочки я шла»: Вечёрочные песни Омской области (№№ 4, 13: «Из-под дому, сад цветёт», «Из-за лесу, из-за гору»), составленный на основе фольклорно-этнографических архивов Омской областной общественной организации «Центр славянских традиций» и Фольклорно-этнографического архива Омского государственного педагогического университета. В 2017 году вечёрочная песня «Из-за лесу, из-за гору» вошла в аудио приложение объекта нематериального культурного наследия «Вечёрочные традиции русских старожилов (чалдонов) северных районов Омской области» (автор В.Ю. Багринцева), опубликованного на информационном портале «Культура РФ».
Большую часть песенного репертуара исполнителей д. Любимовка занимают лирические протяжные песни позднего происхождения. Образцы лирических песен позднего слоя, имеющие общерусское распространение (романсы), являются самой многочисленной группой в песенном наследии данной традиции. К ним можно отнести следующие песни: «Разнесчастная раздевчоночка», «Прощайте, ласковые взоры», «Вы не вейтеся, русаи кудри», «Скоро, скоро придётся расстаться», «По Муромской дорожке», «Любила меня мать, уважала», «Ах, где эти лунные ночи», «При бурной ночке прохладной», «Спосохла, только распоблёкла», «Сиротинка росла», «Хасбулат удалой», «За рекой, за рощей», «Чубчик, чубчик, чубчик кучерявай», «Не сокол летал», украинские «Не туман с моря» и «Посеяла огурочки», тюремная «Солнце всходит и заходит», историческая: «Шумел-горел пожар Московскай». К этой группе песен примыкают солдатские: «Последний нынешный денёчек», «Вы, поля», «Ой, да ты калинуша», «Поехал казак на чужбину далёко», «Артиллеристом я родился», «Солдат раскинувши палаты».
В рукописях экспедиционных дневников по Любимовке из Фольклорно-этнографического архива Омского государственного педагогического университета содержатся также тексты лирической «Вы, сады, мои сады», романсов («На серебряных волнах», «Прослужил казак три года», «Зачем сидишь до полуночи», «Во тьме ночной, во тьме глубокой», «Зачем ты, безумная, губишь», «С ярмарки ехал ухарь-купец») и шуточных песен («Тёща для зятя пирог пекла», «У нас в городе несчастница была», «Я – цыган, удалой молодец»).
В песенном репертуаре исполнителей д. Любимовка вечёрочные песни занимают центральное место наряду с лирическими песнями позднего происхождения, что типично для песенной системы русских старожилов. «Ребята ходили на вечёрки. Пойдёшь – не всех пускают. Делали так: залезем на избу, они были маленькие, заткнем трубу. Наказывали мы их таким путём… Свет делали: в картошке – ямочку, сало, фитилёк. Девки вечеровали: зайдёшь – не разглядишь, кто, где сидит. Дрова сырые, прохладно. Сидели девки, пряли в основном на пряжу, ткали холсты для шитья одежды» (Ф.А. Колясин).
В течение вечёрки пелось множество песен, сопровождавших выбор пар. Для сюжетов вечёрочных песен характерно припевание молодца к девушке (или наоборот) с непременным поцелуем в завершении. Любимовские вечёрочные можно разделить на группы в зависимости от адресатов. Парням пели «Из-за лесу, из-за гор», «По двору, двору», «Ой, ходит Ваня по полу», «Прокачу я кольцо», «Сенюшка, Семиёнушка»; девушкам – «Земляничка – зрела ягодка», «Вы, подушки», «У нас Фенюшка вежливая», «Шакатулка новоковыныя», «Катя пашенку пахала», «Ой, из-под дому сад цветёт». Также можно выделить группу универсальных, общих вечёрочных: «Вечер, вечер, вечеру», «Катя пашенку пахала» и «Уж, ты, тётушка Ульяна», «Ох, ночи мои, ночи».
Шубина Анастасия Васильевна и Фомнина Лидия Семёновна.
д. Любимовка, 1946 г.
Из архивного отдела Администрации
Муромцевского муниципального района Омской области.
Некоторые любимовские вечёрочные разыгрывались по сюжету песни в центре круга, выбор пары предварялся сольной проходкой: «Прокачу я кольцо», «По двору, двору», «Шакатулка новоковыныя», «Ой, ходит Ваня по полу» и пр. Песни протяжного характера водились простым круговым хороводом («Вы, подушки», «Из-за лесу, из-за гор» и пр.). В комментариях к вождению данных песен Ф.И. Сорокина говорила, что девушки ходят кругом, держась за руки, а парни пристраиваются с внешней стороны круга впереди избранной девушки. В конце песни пары целуются. При выборе текстов на один и тот же мотив для сопровождения проходки «уважаемой» девушки выбирался сюжет подлиннее, давая возможность показать себя на кругу, молодым же (или заносчивым девкам побогаче) пелись песенки покороче[4].
К отличительным чертам вечёрочных песен можно отнести динамично развивающиеся сюжеты, простые музыкально-поэтической формы, строение мелодий на основе узкообъёмных звукорядов, импровизационность, политекстовость. Анализ музыкально-ритмических закономерностей организации вечёрочных песен Любимовки показал наличие в представленной традиции четырёх политекстовых напевов. Так, на один напев распеты три текста – «Шакатулка новоковыныя», «У нас Фенюшка вежливая» и «Земляничка – зрела ягодка». Трём другим напевам соответствуют по два текста: «Вы, подушки» и «Из-за лесу, из-за гор», «Ой, из-под дому сад цветёт» и «Ой, ходит Ваня по полу», «Катя пашенку пахала» и «Уж, ты, тётушка Ульяна». На самостоятельные напевы распеты остальные песни: «Вы, пимы мои, пимы», «Сенюшка, Семиёнушка», «По двору, двору», «Прокачу я кольцо», «Вечер, вечер, вечеру» (записано два варианта текста), «Ох, ночи мои, ночи»[5].
Величание, «припевание» имён в содержании ряда вечёрочных песен сближает их со свадебным фольклором. Примечательно наличие в тексте вечёрочной песни «Вечер, вечер, вечеру» местных топонимов: в песне содержатся слова «Он во Томске-то жил, во Тобольске служил», «по всему селу Любимовскому»[6].
Часть вечёрочных песен Любимовки по стилистике приближена к плясовым песням: «Шакатулка новоковыныя», «У нас Фенюшка вежливая», «Вы, пимы мои, пимы», «Ой, из-под дому сад цветёт», «Ой, ходит Ваня по полу». Они поются, как правило, в умеренно быстром темпе, исполнители подчёркивают равномерную пульсацию напева, плясовую природу, используют прихлопывания.
К весенне-летнему периоду, от Пасхи до Троицы, приурочивались молодёжные гуляния, во время которых звучали хороводные песни. В Любимовке записано четыре хоровода: «Заря утренна, вечерняя моя», «Из косогору, из бору-бору», «Стой, мой новый хоровод», «Ох, как по зорьке, по заре». По характеру и типу напевов любимовские хороводные песни можно определить, как медленные лирические, по особенностям распевов – близкие лирическим протяжным песням, по принципу вождения относятся к «круговым» и «проходным» (пели, продвигаясь по улице). Хороводную «Ох, как по зорьке, по заре» в Любимовке пели на проставатанье: «Пойдут гулянки, /когда девку просватают/, тогда эти – свои идут и поют. "Высватали, здравствуйте"» (Ф.И. Сорокина).
Некоторые вечёрочные и хороводные песни Любимовки являются типовыми на уровне других старожильческих традиций Омской области. Так, в селе Бергамак Муромцевского района записаны такие же вечёрочные песни – «Земляничка – зрела ягодка», «Вечер, вечер, вечеру» и припевки под наигрыш «Камаринского» – «Ох, пташки-канашки мои». Напев вечёрочной песни «Из-за лесу, из-за гору» идентичен напеву бергамакской вечёрочной «Хватит, хватит вам, ребяты», хоровод «Ох, как по зорьке, по заре» весьма близок хороводу из с. Бергамак «Как по зорьке, по заре». Варианты любимовских вечёрочных песен содержатся в записях с. Большеречье и с. Саратово Горьковского района («Вы, подушки»), с. Старый Карасук Большереченского района («Вокруг дому сад цветёт»), с. Такмык Большереченского района («Шкатунка моя» и «Пимы мои, пимы»). Схожие варианты хороводов «Стой, мой новый хоровод» и «Из бору, бору» содержатся в сборах по с. Большеречье.
Неотъемлемой частью репертуара молодёжного собрания был инструментальный и хореографический фольклор. Вечёрочные игры переходили в пляски и пение частушек с переплясом. Плясали под инструментальные наигрыши на балалайке и гармони-«хромке». По словам Фёдора Александровича Колясина в Любимовке в 1960-1970-х гг. было много гармонистов: Николай Михайлович Белозерцев, Михаил Матвеевич Романов, Николай Афанасьевич Колясин, Дмитрий Иванович Колясин, Алексей Плонтеевич Мишарин, Григорий Прокопьевич Клоков и его сыновья – Семён Григорьевич и Василий Григорьевич Клоковы.
Колясина Полина Акимовна и Колясин Николай Афанасьевич
(гармонист), д. Любимовка, 1950-е гг.
Из архивного отдела Администрации
Муромцевского муниципального района Омской области.
Игрой на балалайке славились Наталья Петровна Гаврилина и Прасковья Игнатьевна Белозерцева. В записях по Любимовке присутствуют плясовые припевки под наигрыш «Камаринского» – «Ох, пташки-канашки мои» и частушки под наигрыш «Подгорная» на балалайке в сопровождении ложек. Частушки демонстрируют пение «на перекличку» лирических, любовных по сюжету припевок с совместными подхватами (двухголосное пение). В текстах часто встречаются характерные для этого жанра обращения – «товарочка» (подружка), «дролечка» (милый, кавалер), «лиходеечка» (соперница, злодейка).
Свадебный фольклор в Любимовке записан в небольшом количестве. Исполнители сохранили пять свадебных образцов. На предсвадебной вечёрке исполнялась холостяцкая «У нас ельник редковатый»[7](пели друзьям жениха – неженатым парням). Утром свадебного дня в доме жениха пели «На кем кудрюшки, на ком русые». После венца на свадебном пиру для женатых гостей исполнялись величальные песни – «Не по садику, по садику», «Что под кустичком, под ракитывым»: «Пели жанатым, шоб деньги платили. Приговаривали "Вас с песенкой, а нас с денежкой"» (П.И. Романова). С просьбой одарить поющих девушек исполнялась «Ой, мошоночка раздвигается». Две последние песни распеты на один политекстовый напев.
Певческий ансамбль деревни Любимовка продемонстрировал яркие варианты распространённых песенных сюжетов, развитую многоголосную фактуру, вариативность, певческое мастерство ансамблевого музицирования. Для музыкальной фактуры песен характерно свойственное старожилам функциональное двухголосие с элементами трёхголосия, где преобладает параллелизм в сочетании с терпкими секундовыми созвучиями. В пении содержатся специфические исполнительские приёмы: приёмы распевов слогов (огласовка – добавление гласной после согласной – «спосох(ы)ла», «паренёчек(ы)»; колорирование – добавление гласной после гласной – «тра(я)вка», «чернобро(ё)ва»; словообрывы), приём глиссандирования (скольжение голоса от звука, к звуку, между звуками). К музыкально-стилевым закономерностям певческого стиля Любимовки можно отнести пение в неторопливых и медленных темпах, низкую и среднюю тесситуру женских голосов, насыщенный грудной звук.
Жители Любимовки, 1996 год. Из архивного отдела
Администрации
Муромцевского муниципального района
Омской области.
В речи исполнителей и песенных текстах содержатся черты сибирского говора: замена безударных звуков «о» и «а» звуком «ы» (вместо «осталася» – «осталыся», «ворота» – «вороты», «ребята» – «ребяты», «приужахнулася» – «приужахнулыся»); стяжение гласных (вместо «гаркает» – «гаркат», «которые» – «которы»); наличие приставки «с» в таких словах, как «сподарю», «сполюблю»). В произнесении некоторых слов присутствуют черты южнорусского диалекта – редукция безударных гласных (аканье-яканье): «белыя», «молодыя», «яна», «жанатый», «цаловать».
Самобытная певческая традиция деревни Любимовка, открывшаяся для собирателей в 1964 году, долгое время оставалась неизвестной для широкого круга фольклористов. В результате экспедиции Омского государственного педагогического университета записаны лишь тексты нескольких песен от супругов Белозерцевых. Записи 1992-1993 годов под руководством И.Г. Чумакова другого певческого коллектива являются хрестоматийными для широкого круга практикующих фольклористов. Спетый ансамбль мастеров стал образцом для изучения и исполнения песен данной традиции.
Певческая традиция деревни Любимовка Муромцевского района Омской области представляет собой выдающийся образец для исполнительской практики в условиях современной реконструкции народных традиций. Песенный репертуар любимовских исполнителей является весьма ярким, представительным и доступным для широкого применения в современной культурной практике исполнителей различного уровня – от любительского до профессионального. В настоящее время творческое наследие д. Любимовка восстанавливается в деятельности некоторых фольклорных ансамблей г. Омска и Омской области. Так, в репертуаре фольклорно-этнографического ансамбля Омского музыкального училища имени В.Я. Шебалина «Новая деревня» содержится несколько песен, записанных от исполнителей д. Любимовка: лирическая «Спосохла, только распоблёкла», хороводная «Заря утренна, вечерняя моя», вечёрочные «Вы, подушки» и «Шакатулка новоковыныя», частушки под балалайку с ложками.
Фёдор Александрович Колясин, уроженец Любимовки. д.
Чинянино Муромцевского района, конец 1990-х гг.
Из личной коллекции Ф.А. Колясина.
Экспедиции:
1964 г. – Омский государственный педагогический университет
1992 г. – Фольклорно-этнографический ансамбль «Берегиня»
1992 г. – Фольклорно-этнографический ансамбль «Берегиня»
1993 г. – Фольклорно-этнографический ансамбль «Берегиня»
2020 г. – Омское музыкальное училище имени В.Я. Шебалина
Год, собиратели:
1964 г. – Леонова Т.Г., студенты Омского государственного педагогического университета
1992 г. – Чумаков И.Г., Чумакова Г.Н.
1992 г. – Чумаков И.Г., Чумакова Г.Н., Багринцева В.Ю.
1993 г. – Чумаков И.Г., Сидорская О.Г., Каримов А.Р., Попова Е.В.
2020 г. – Батяева Е.Г.
Место фиксации:
1964-1993 гг. – Омская область, Муромцевский район, деревня Любимовка
2020 г. – Омская область, Муромцевский район, деревня Чинянино
Место хранения:
Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества, коллекции ОФ ФЭМ, АК-22, АК-25, АК-27, АК-171.
Личный архив Чумакова И.Г.
Фольклорно-этнографический архив Омского государственного педагогического университета, блокноты ЭК-10/1964
История выявления и фиксации объекта:
Первая экспедиция в Любимовке была проведена в 1964 году студентами Омского государственного педагогического университета Надеждой Васильевой и Анатолием Шевкуном под руководством доктора филологических наук, профессора Омского государственного педагогического университета Татьяны Геогриевны Леоновой. В результате было записано 16 песен от супругов Белозерцевых – Захара Андреевича (1890 г.р.) и Евдокии Харитоновны (1890 г.р.). Материалы экспедиции хранятся в Фольклорно-этнографическом архиве Омского государственного педагогического университета.
В июле 1992 года состоялся выезд в Любимовку членов фольклорно-этнографического ансамбля «Берегиня»: Игоря Георгиевича Чумакова и Галины Николаевны Чумаковой. По следам этого выезда в августе этого же года была проведена повторная экспедиция И.Г. Чумакова, Г.Н. Чумаковой и Виктории Юрьевны Багринцевой. В ходе экспедиций был записан певческий коллектив, в состав которого входили четыре жительницы деревни: Марфа Васильевна Петрова (1915 г.р.), Федосия Ивановна Сорокина (1919 г.р.), Пелагея Ильинична Романова (1907 г.р.) и Анна Ефимовна Белозерова (1921 г.р.). Лидером и постоянной запевалой ансамбля неизменно выступала Федосия Ивановна Сорокина.
В 1993 году состоялось последнее общение с любимовскими песенницами собирателей И.Г. Чумакова, А.Р. Каримова, О.Г. Сидорской и Е.В. Поповой. Записи любимовских песен были дополнены материалами, собранными в 1993 году И.Г. Чумаковым в соседней с Любимовкой деревне Самохвалово, где проживали родные сёстры М.В. Петровой и Ф.И. Сорокиной – Прасковья Васильевна (Петрова) Архипова (1906 г.р.) и Ксения Ивановна Сорокина (1910 г.р.), уроженки Любимовки.
В 2020 году осуществился экспедиционный выезд в д. Чинянино Муромцевского района преподавателя Омского музыкального училища имени В.Я. Шебалина Елизаветы Геннадьевны Батяевой со студенткой училища Ариной Стрельцовой. Собиратели познакомились с коренным жителем Любимовки Фёдором Александровичем Колясиным (1933 г.р.).
Библиография:
1. Архивный отдел Администрации Муромцевского муниципального района Омской области: копия воспоминаний на 37-ми листах с оборотом жителя с. Ушаково Колясина Федора Александровича (бывший житель д. Любимовка)
2. Багринцева В.Ю. Вечёрочные традиции русских старожилов (чалдонов) северных районов Омской области / Культура РФ. Портал культурного наследия, традиций народов России. – 7 с.
3. Народная культура Муромцевского района / Ред. Т.Г. Леонова. – Москва. – 2000. – 334 с.
4. Народная свадьба. Сборник статей и материалов / Ред. В.Ю. Багринцева. – Омск, 1997. – 90 с.
5. Народные песни Прииртышья / Сост. Т.Г. Леонова – Новосибирск. – 1969. – 168 с.
6. Русское население Западной Сибири в XVIII- начале XIX вв. /Сост. Колесников А.Д. – Омск. – 1973. – 440 с.
7. Список населённых мест Сибирского края. Том 1. Округа Юго-Западной Сибири. – Новосибирск. – 1928. – 831 с.
8. Фольклор Западной Сибири. Вып. 1 / Сост. Т.Г. Леонова. – Омский педагогический институт. – 1974. – 117 с.
9. Справочная книга Омской епархии / Сост. по поручению 7-го Епарх. съезда, свящ. села Новоселья, Тюкалин. уезда, Иоанн Голошубин. Омск. – 1914. [2], IV. – 1250 с.
Дискография:
1. «На вечёрочки я шла» [Звукозапись]: Вечёрочные песни Омской области (Экспедиционные записи Омского государственного педагогического университета и ОООО «Центр славянских традиций» 1979-1995 гг. / Сост. Н.К Козлова, подг. Д.Р. Парамонов. Омск, 2003 (№№ 1, 2, 25).
1. Вы, подушки (вечёрочная)
2. Из-за лесу, из-за гору (вечёрочная)
3. Шакатулка новоковыныя (вечёрочная)
4. У нас Фенюшка вежливая (вечерочная)
5. Из-под дому сад цветёт (вечёрочная)
6. Ходит Ваня по полу (вечёрочная)
7. Катя пашенку пахала (вечёрочная)
8. Прокачу да я кольцо (вечёрочная)
9. Вечер, вечер, вечеру (вечёрочная)
10. На кем кудрюшки (свадебная)
11. Не по садику, по садику (свадебная)
12. Что под кустичком (свадебная)
13. Да и заря утренна, вечерняя моя (хоровод)
14. Из косогору, из бору-бору (хоровод)
15. Как по зорьке, по заре (хоровод)
16. Стой, мой новый хоровод (хоровод)
17. Разнесчастная раздевчонка (лирическая)
18. Спосохла, только распоблёкла (лирическая)
19. Вы не вейтеся, русаи кудри (лирическая)
20. Скоро, скоро придётся расстаться (лирическая)
21. Не сокол летал (романс)
22. Ой, да ты, калинуша (солдатская)
23. Вы, поля, вы, поля (солдатская)
24. Поехал казак на чужбину далёко (солдатская)
25. Последний нынешный денёчек (солдатская)
26. Солдат раскинувши палаты (солдатская)
27. Шумел-горел пожар Московскай (историческая)
28. Частушки под балалайку с ложками
[1] [1] Русское население Западной Сибири в XVIII- начале XIX вв. /Сост. Колесников А.Д. – Омск. – 1973. – С. 210.
[2] [2] Список населённых мест Сибирского края. Том 1. Округа Юго-Западной Сибири. – Новосибирск. – 1928. – С. 60.
[3] [3] Справочная книга Омской епархии / Сост. по поручению 7-го Епарх. съезда, свящ. села Новоселья, Тюкалин. уезда, Иоанн Голошубин. Омск. – 1914. [2], IV. – С. 773-774.
[4] [4] Багринцева В.Ю. Вечёрочные традиции русских старожилов (чалдонов) северных районов Омской области / Культура РФ. Портал культурного наследия, традиций народов России. – С. 3-4.
[5] [5] Вечёрочная песня «Ох, ночи мои, ночи» зафиксирована в виде расшифровки текста в рукописях дневника Фольклорного архива ОмГПУ, аудио запись отсутствует.
[6] [6] Речь идёт о долгом варианте текста песни, записанной в 1964 году.
[7] [7] Свадебная песня «У нас ельник редковатый» зафиксирована в виде расшифровки текста в рукописях дневника в Фольклорном архиве ОмГПУ, аудио запись отсутствует.
Автор - Сидорская Олеся Геннадьевна, кандидат исторических наук, БПОУ «Омское музыкальное училище (колледж) имени В.Я. Шебалина», заместитель директора по научно-методической работе, председафтель предметно-цикловой комиссии «Сольное и хоровое народное пение», руководитель фольклорно-этнографического ансамбля училища «Новая деревня», Лауреат премии Губернатора Омской области.