Песенные традиции казаков села Соляное Черлакского района Омской области

Песенные традиции казаков села Соляное Черлакского района Омской области

Черлакский район
Русские старожилы
Исполнительские искусства

Характерной особенностью представленного объекта является наличие двух певческих культур: потомков коренных сибирских казаков «линейщиков» и поздних переселенцев «маньчжурцев». Уникальный казачий репертуар, сохраненный маньчжурцами, бывшими забайкальцами в изгнании, не встречался нами в экспедиционных записях в старых казачьих поселениях Омской области. Исторические, общественно-политические причины этого приведены ниже.

11. Берег Иртыша. Соляное (1).jpg

Берег Иртыша, с. Соляное Черлакского района Омской области.

Солянское сельское поселение Черлакского района находится на юге Омской области, на правом берегу реки Иртыш. Земли поселения граничат с юго-востока с землями Южно-Подольского поселения, с северо-востока с Калачинским районом, с севера – с Иртышским сельским поселением, с юга с землями Елизаветинского поселения, и с западной стороны землями Нововаршавского района. Расположено Соляное на расстоянии 25 км от районного центра р. п. Черлак Черлакского района и в 117 километрах от города Омска - областного центра. По территории поселения проходит федеральная автомобильная трасса Омск – Павлодар. На 1 декабря 2022 по оценке Федеральной службы государственной статистики численность населения (постоянных жителей) села Соляное Черлакского района Омской области составляет 2 080 человек.

9. Соляное.jpg

Село Соляное Черлакского района Омской области.

Основано село было в 1680 году, а в 1720 году в урочище Соляной Поворот был заложен маяк, тогда же построен и форпост с тем же названием. Когда в 1594 году был основан город Тара, возникла задача «потеснить Кучума и завести соль», с того времени ежегодно снаряжались экспедиции за солью на «Ямышевские озера». Однако археологические раскопки доказывают, что уже с X века здесь, на территории Среднего Прииртышья располагались временные поселения древних кочевых племен, это были сезонные стоянки представителей т.н. сросткинской культуры, образованной в результате ассимиляции кочевников кимаков с угро-самедийскими оседлыми племенами. Примерно в трех километрах от села расположен курганный могильник Соляное-1, состоящий из девяти курганов диаметром 13 м. и высотой 0,4 м. В верхнем слое были обнаружены захоронения человека, а под насыпью находилась погребальная камера, выложенная березовыми брёвнами. На дне найдены останки захоронений: одного взрослого и троих детей. Курган №8 датирован IX-X веком нашей эры.

В XVII веке верховья Иртыша находились под властью воинственного Джунгарского ханства. С 1716г. в царствование Петра Великого было положено начало строительству Сибирской линии укрепленных городков по берегам Иртыша. В целях защиты торгового пути, проходившего по правому берегу Иртыша, а также для защиты русских приграничных селений строятся Омская, Ямышевская и Семипалатинская крепости, имевшие между собой укрепленные форпосты, а к 1725 году линия имеет уже 5 крепостей.

С основанием в 1716 году экспедицией Бухольца Омской крепости, появилась потребность в сухопутном сообщении. Генерал–губернатор Сухарев издает указ «Сократить расстояние между укреплениями на реке Иртыш, соединив их в одну линию. На Иртышской линии между крепостями на расстоянии 60 верст расположить большие форпосты и почтовые станции, а также для предотвращения набегов через Иртыш учинить редуты и маяки». В начале XIX в. охрана пограничных линий от набегов «степняков» с юга полностью возлагается на казачество, оно получает особое управление и постепенно обосабливается от других групп населения. К середине XIX века линия укреплений свое изначальное военное назначение утратила и бывшие крепости, и редуты превратились в казачьи станицы и поселки. Указом 1825г. все военные поселяне Сибири поверстаны были в казачье сословие, а в 1861 г. войско сменило название с Сибирского линейного на Сибирское казачье. Велик вклад сибирских казачьих полков в среднеазиатские военные кампании, проводимые Российской империей в XIX в.: это Хивинский, Кульджанский, Маньчжурский походы, а также русско-японская (1904) и Первая Мировая (1914) войны.

На месте нынешнего поселения солевые обозы поворачивали от Иртыша вглубь степи к соленым озерам Карасукское и Вишневое, отсюда и название Соляной Поворот. Форпост состоял из казарм, конюшни и наблюдательной башни с пушкой внутри. Окружен он был поселением, насчитывающим 70 дворов. К этому времени в крепостях Иртышской линии несли службу казаки Тарского полка численностью 750 человек. Казаки Соляного Поворота занимались скотоводством, начинало развиваться земледелие: сажали табак, выращивали лен, также разводили скот, овец, лошадей, ловили рыбу, строили дома. Строения были как бревенчатые, так и пластяные. На улицах еще недавно можно было встретить остатки деревянных домов 19 века и старенькие избушки, построенные из пласта - одинаковых прямоугольников дерна, которые нарезали лопатой и выкладывали из них стены избы.

С марта 1920г. в Советской России казачество ликвидировано как отдельное военное сословие и «расказачивание» становится официальной политикой государства. Это крайне негативно сказалось на всех сферах жизни и быта казаков Омского Прииртышья. Омск исторически являлся столицей Сибирского казачьего войска, а во время правления Колчака город был провозглашен новой Белой столицей России. За активную поддержку колчаковского движения правительство Советской Республики репрессировало омское казачество наиболее жестоко. На десятки лет поселился страх в казачьих семьях: спешно сжигалась военная форма, закапывались шашки, уничтожались фотографии. Казачья культура во всех ее проявлениях выкорчевывалась безжалостно. Стало не до песен. Тенденция стремительного угасания песенной традиции казаков Среднего Прииртышья характерна для всех районов их расселения.

Историографию Сибирского казачьего войска начала ХХ в. представляют исследования казачьих офицеров Г.Е. Катанаева, Н.Г. Путинцева, А.П. Тарышкина, содержашие большой фактический материал. В разное время, начиная с 1960-х гг., сбором и изучением казачьего фольклора занимались специалисты омских ВУЗов: филологи Омского государственного педагогического университета под руководством Т.Г. Леоновой и этнографы Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского М.А. Жигунова и Т.Н. Золотова. Так же сбором казачьего фольклора занимались отдельные музыканты-исследователи.

В моей экспедиционной работе, проводимой в бывших казачьих станицах Омской области с 1991 по 1996гг. были обследованы практически все места, где что-то еще можно было записать. Это, в общей сложности, более десятка населенных пунктов Черлакского и Омского районов старой Иртышской казачьей линии, а также села Марьяновского, Москаленкого и Исиль-кульского районов Пресногорьковской линии. Казаков и казачек преклонного возраста, которые могли помнить старый жизненный уклад, свои обычаи, обряды и песни в обследуемых поселениях Омского Прииртышья оставалось очень мало. Последствия обозначенной выше политики «расказачивания» дали о себе знать, песен в памяти людей оставалось мало. Тем не менее, собранный материал дает определенное представление о жанрах казачьего фольклора. Подробнее с результатами нашей экспедиционной работы – нотными образцами, описанием казачьего быта - можно ознакомиться в сборнике «Запевает казак песнь. Песни казачьих станиц Омской области», составитель Е.Я. Аркин. Омск, 1999.

Среди собранного материала особый интерес представляют песни, записанные в 1996г. в с. Соляное от казаков-маньчжурцев, бывших забайкальцев, в годы Гражданской войны ушедших с атаманом Семеновым в приграничные районы Китая (Трехреченский район Маньчжурии). Краткая историческая справка. Официально Забайкальское казачье войско было образовано в 1851 году. В него вошли сибирские и донские казаки, бурятско-тунгусские формирования и крестьянское население Забайкалья. Вся жизнь забайкальского казака была связана с границей. Здесь он жил, воспитывал детей, служил, охранял, воевал и умирал. Забайкальские казаки принимали участие во всех военных конфликтах на Востоке России: они дошли до Пекина в Китайском походе, отважно сражались при Мукденах и в Порт-Артуре в русско-японской войне, первой мировой и многих других. Казаки в темно-зеленых мундирах и желтых лампасах стали примером мужества, их боялись даже японские самураи, которые не решались атаковать отряд казаков без весомого преимущества в численности бойцов. К 1917 году Забайкальское казачье войско включало в себя более 260 тысяч человек. Однако, в Гражданской войне забайкальцы решительно выступили против Советской власти, а в 1920-х годах эмигрировали в Китай, где образовали одну из самых больших колоний в Харбине.

По рассказам солянских «маньчжурцев», в Китае забайкальцы старались сохранить привычный для себя станичный жизненный уклад и свой песенный репертуар. Казаки регулярно устраивали военные сборы, ходили строем «по-над рекой Драгоценкой», распевая популярную в годы Первой мировой войны песню «Гренадеры-молодцы». В Россию одна из групп переселенцев вернулась в 1955 году и обосновалась в селе Соляное Черлакского района, бывшем форпосте Иртышской казачьей линии. В репертуаре маньчжурцев, которых не коснулось «расказачивание», сохранился уникальный слой воинских песен, найти которые в Прииртышье, в среде коренного казачества уже было невозможно. В Соляном также запись производилась и от местных уроженцев, семьи Ждановых, потомков казаков Сибирского казачьего войска - иртышских «линейщиков».

Если говорить о стилистике казачьей песни Среднего Прииртышья, то она достаточно лаконична в средствах музыкальной выразительности: при анализе записанного материала мы не видим, в большинстве случаев, продолжительных строф с широкими распевами и внутрислоговыми вставками, что было бы характерно для многих старожильческих групп Прииртышья. Вместе с тем мелодика большинства песен «манчьжурцев», как походно-строевых, так и лирических, выразительна, энергетически наполнена. Манера пения схожа с соседствующей крестьянской, активна; мужской голос звучит ярко, округло, с небольшим вибрато, высокий женский подголосок использует мягкий микст. Но эти вокальные характеристики свойственны данному конкретному певческому составу. Каковым было пение у всей переселенческой группы забайкальцев в действительности можно судить лишь по воспоминаниям Н.Н. Морозовой: «Бывало, как соберутся за столом наши казаки – человек 30 мужчин - да запоют, аж стекла дрожат и волосы шавелются!» По сути, собранный материал – последние осколки сибирской казачьей песенности.

                                                                                                                                  

Полевые воспоминания

Солянские казаки

Солнечное июньское утро 1996 года, около 8 часов, первым рейсовым автобусом «пазиком» доезжаю до совхоза «Коммунист», обозначенного придорожной стелой. Это село Соляное, бывшая казачья станица Солянская, или Соляной Поворот. Прохожу пешком от Черлакского тракта в сторону Иртыша, до конечного пункта. Выспрашиваю первую попавшуюся женщину, есть ли в здесь потомственные казаки, помнящие старинные песни. Она называет мне какую-то казахскую фамилию. Я понимаю, что мне «морочат голову», говорю: «Не казахи, а казаки!», а она отнекивается. Нашел я, конечно, казаков в Соляном, и понял истинную причину отказа: десятками лет сидел в людях страх. С 1920-х годов их родители и деды прятали, сжигали, казачью форму, убирали фотографии, закапывали шашки. Постепенно, общаясь, рассеивал недоверие людей. Первая запись была произведена от потомственных сибирских казаков Ждановых. Записать удалось только одну песню, романс «Ой, ты Ванька, черный цыган». Сначала пару куплетов спели, сидя на солнечном дворике, отец с сыном: Алексей Иванович (1914) и Михаил Алексеевич (1934) Ждановы – мужской дуэт звучал колоритно. Расспросил о жизни - всё как у всех на селе, но зато ведь Иртыш рядом: это были заядлые рыбаки-стерляжатники, и ловили, вернее браконьерили, только сплавными сетями-донками. Когда-то, до войны это не считалось браконьерством, и стерлядь на продажу отец возил целыми возами. Довелось мне сюда приехать еще раз, через десяток лет, но в живых был только Михаил Алексеевич. Как, спрашиваю, рыбалка, поди бросил браконьерить. Нет – отшучивается - в Рыбнадзоре я на «Доске почета» себя всегда вижу, как еду штрафы платить. В то утро «Ваньку-цыгана» мне спели полностью, но уже за столом, за завтраком, всей семьей: подпевали Дорошенко Нина Афанасьевна (1917) и Олащенко Вера Васильевна (1932), тоже потомственные казачки. Попытались спеть еще одну, «Из востоку солнце всходит», но никак не ладилась песня, так и бросили.

Маньчжурцы

Выше уже говорилось о переселенческой группе забайкальских казаков-маньчжурцев, перебравшихся в Соляное из Китая в 1955 году. С троими из них удалось познакомиться и произвести запись редких для наших мест казачьих песен. По воспоминаниям казачки Нины Николаевны Морозовой (1934), родившейся в пос. Верхняя Урга Трехреченского р-на Манчжурской области Китая, казаки в изгнании старались сохранить наследие предков, отец буквально силой заставлял ее учить песни, боясь их забвения в будущем. «Бывало едем с покоса, отец просит – давай, Нинка, пой! А мне неохота. Как даст по затылку, не хочешь, а запоешь». Подпевала ей Антонина Александровна Макарова (1935), род. в пос. Верхний Кулий Трехреченского р-на. В 1955 году обе переехали из Китая в с. Соляное. Во время записи, когда была взята неудобная, высокая тональность, неожиданно прозвучало: «Куда поешь, я ведь не макулатурное сопрано!»

Песни петь – корявы ноги,

Плясать голос не даёт,

Я пошел бы к милке в гости,

Да не знаю, где живет!

Это с припевкой к женскому дуэту присоединяется Виктор Степанович Бочкарев (1940), также родившийся в Маньчжурии в пос. Верхний Кулий Трехреченского р-на, и проживающий в Соляном с 1955 года. В силу более молодого возраста он знал не весь забайкальский репертуар, но что помнил, пел с большим энтузиазмом, голос был звучный, с небольшим вибрато. В их репертуаре, который приводится ниже, преобладали песни воинской тематики, а именно строевые, походные, рекрутские, военно-бытовые, воинские романсы. В этих песнях оживают былая казачья доблесть, воинственность, лихость. Ряд песен этих русских людей, находящихся в изгнании наполнен тоской: это, к примеру, воинские романсы «Отцовский дом родной», «Спи, убаюканный пулей нагана». Следует особо упомянуть популярную в годы Первой мировой войны 1914 годов песню «Гренадеры-молодцы» о подвиге солдата-разведчика Василия Рябова.

Приведем историческую справку. «Охотник-разведчик Василий Тимофеевич Рябов родился в 1871 году, вырос в деревне Ивановке Пензенского уезда Пензенской губернии. С начала войны Рябов был зачислен добровольцем-разведчиком в 284-й Чембарский пехотный полк, в рядах которого принимал участие в боевых действиях на территории Маньчжурии. С помощью жестов, мимики, походки он мог копировать китайцев, чем и потешал своих товарищей. (27) сентября 1904 года Василий Рябов добровольно вызвался идти в разведку, переодевшись китайским крестьянином. Японцы не разгадали русского разведчика, и Рябов уже возвращался к своим, однако подвело незнание китайского языка, а также приделанная коса, оставшаяся в руках проверяющего японца. Военного разведчика судили как шпиона и приговорили к расстрелу. Смерть Василий Тимофеевич принял гордо, с именем Родины на устах, оставаясь верным военной присяге. Мужество русского солдата произвело настолько глубокое впечатление на врагов, что они стали считать его «русским самураем». Через сутки разъезд 1-го Оренбургского казачьего полка наткнулся на письмо, подброшенное к одинокому дубу на нейтральной территории. В нем говорилось: Доводя это событие до сведения русской армии, наша армия не может не высказать наших искренних пожеланий уважаемой армии, чтобы последняя воспитывала побольше таких прекрасных, достойных полного уважения воинов, как означенный Рябов. Сочувствие к этому истинно храброму, преисполненному чувства своего долга, примерному солдату достигло высшего предела. С почтением. Капитан штаба Японской армии».

О пензенском разведчике узнал император Николай II и высочайшим повелением учредил комитет по увековечиванию памяти героя. Со всей России туда стали поступать пожертвования. 6 октября 1909 года прах солдата Рябова был перевезен из Маньчжурии и с воинскими почестями захоронен в пензенском селе Лебедёвка около школы, построенной в память о Василии Тимофеевиче. Поезд с останками героя на всех станциях встречали толпы людей с иконами и цветами, начиная от Читы. Воин-разведчик был навечно зачислен в списки 284-го Чембарского полка, как сказано в приказе: «В назидание потомству». По указанию Государя семье Рябова выдали тысячу рублей, а его детей устроили в казенные учебные заведения. Еще в годы Первой Мировой войны о подвиге солдата было снято несколько пропагандистских фильмов. Скобелевский комитет и Общество «Гомон» выпустили на экран «военную быль» — «Подвиг рядового Василия Рябова».

В 2004 году, случайно включив радио, услышал сюжет в память столетия подвига Василия Рябова, но песня о нем не прозвучала, видимо не знали о ее существовании. Примерно в эти 2000-е годы услышал, как мой отец, Яков Михайлович, негромко напевал: «Э-эй, герой, на разведку боевой!». «Ты-то откуда ее знаешь?!», с недоумением спросил я. «А я и сам не помню» - ответил он. Я сделал вывод, что он мог слышать ее только от отца, моего деда-Миши, воевавшего пехотинцем в Первую мировую, и побывавшего в немецком плену. Это как раз свидетельствовало о ее популярности в те годы в солдатской среде.

Через десять лет я вновь в Соляном, всё та же потускневшая стела «Совхоз Коммунист», хотя в постперестроечный период и совхозов то уже не было. В этот повторный приезд, о котором я уже говорил выше, маньчжурцы не смогли вспомнить ничего нового, да и то, что пели ранее, постепенно забыли. Пришлось запевать мне, а они следили за артикуляцией, «ловя» текст, и неуверенно подпевая.

Репертуар казаков-маньчжурцев

Аудиоприложение

1. Приказ отдан был «Седлай!», строевая

2. Встала-проснулася зоренька алая, походная

3. Проснулася станица, военно-бытовая

4. Из-за леса, леса копий да мечей, строевая

5. Отцовский дом родной, лирическая

6. Эх, ты зимушка-зима, строевая

7. Ванюшка белый, кудреватый, рекрутская

8. Вот вспыхнуло утро, воинский романс

9. Ой, ты Ванька, черный цыган, лирическая

Примечания

1. Приказ отдан был «Седлай!» (Боевой наш атаман), строевая, записана в 1996г. в с. Соляное Черлакского р-на (осн. 1680) от Нины Николаевны Морозовой (1934), род. в пос. Верхняя Урга Трехреченского р-на Манчжурской области Китая, Антонины Александровны Макаровой (1935), род. в пос. Верхний Кулий Трехреченского р-на. В 1955 году переехали из Китая в с. Соляное. Соляное основано в 1720г. как форпост Соляной Поворот Иртышской казачьей линии.

2. Встала-проснулася зоренька алая, походная. Записана в 1996г. в с. Соляное Черлакского р-на (осн. 1680) от Н.Н. Морозовой, А.А. Макаровой, Виктора Степановича Бочкарева (1940), род. в пос. Верхний Кулий Трехреченского р-на, с 1955г. в Соляном.

3. Проснулася станица, военно-бытовая, см. 1

4. Из-за леса, леса копий да мечей, строевая, см. 2

5. Отцовский дом родной, лирическая, см.2

6. Эх, ты зимушка-зима, строевая, см. 1

7. Ванюшка белый, кудреватый, рекрутская, записана в 1996г. в с. Соляное Черлакского р-на от Н.Н. Морозовой (1934)

8. Ты прощай, наш Забайкал, рекрутская, см. 1

9. Конь боевой, с походным вьюком, военно-бытовая, см. 1

10. Слава вам, братцы, героям Амура! казачий гимн, см. 1

11. Шел казак с похода (Трубочка), походная, строевая, см. 1

12. Гренадеры, молодцы, строевая. Под нее, по воспоминаниям исполнителей, казаки ходили строем по-над рекой Драгоценкой, см. 1

13. Есть море на Дальнем Востоке, воинский романс, «о русско-японской войне 1905 года», см. 1

14. Спи, убаюканный пулей нагана, воинский романс, см. 1

15. Звенит звонок, и тройка мчится, романс, см. 1

16. Вот вспыхнуло утро, воинский романс. см. 1


Видео «Встала-проснулася зоренька алая», походная песня казаков-маньчжурцев, поет Заслуженный коллектив народного творчества фольклорный ансамбль «Звонница» ГЦНТ Омской области.


В настоящее время традиционное казачье исполнительство из народного быта ушло, песни казаков-маньчжурцев с. Соляного теперь можно услышать в исполнении Заслуженного коллектива народного творчества фольклорного ансамбля «Звонница» ГЦНТ Омской области, фольклорного ансамбля «Ермак» Омского Дома Дружбы, отдельных любительских коллективов Омской области. Они звучат также в концертах, на фестивалях и конкурсах, на значимых региональных общественных мероприятиях.

История выявления и фиксации - экспедиция Е.Я. Аркина в с. Соляное Черлакского района в 1996 году.  

Фотоприложение

1. Запевает казак песнь. Омск, 1999.jpg1. Запевает казак песнь. Песни казачьих станиц Омской области, составитель Е.Я. Аркин. Омск, 1999 г.

2. Запевает казак песнь. Книжная миниатюра в футляре.JPG2. Запевает казак песнь. Песни казачьих станиц Омской области, книжная миниатюра в футляре.

3. Запевает казак песнь. Содержание.jpg3. Запевает казак песнь. Песни казачьих станиц Омской области. Содержание.

4. Песни сибирских казаков. Омск, 2004.png4. Песни сибирских казаков, поет фольклорный ансамбль «Звонница», компакт-диск, Омск, 2004 г.

5. Ждановы (1).jpg5. Семья потомственных сибирских казаков Ждановых, с. Соляное Черлакского района, 1996 г., личный архив Е.Я. Аркина.

6. Ждановы-2.jpg6. Алексей Иванович (1914 г.) и Михаил Алексеевич (1934 г.) Ждановы, потомственные казаки с. Соляное, 1996 г., личный архив Е.Я. Аркина.

7. МАНЬЧЖУРЦЫ.jpg7. Ансамбль казаков-маньчжурцев: Нина Николаевна Морозова (1934 г.), Антонина Александровна Макарова (1935 г.), Виктор Степанович Бочкарев (1940 г.), с. Соляное, 1996 г., личный архив Е.Я. Аркина.

8. С казачками Н.Н. Морозовой и А.А. Макаровой, с. Соляное Черлакский район, 1996 (1).jpg8. Процесс записи маньчжурцев, с. Соляное, 1996 г., личный архив Е.Я. Аркина.

9. Соляное.jpg9. Село Соляное.

10. Стела-Коммунист.jpg10. Стела «Совхоз Коммунист», с. Соляное.

11. Берег Иртыша. Соляное (1).jpg11. Берег Иртыша, с. Соляное.

12. Расстрел военного разведчика Василия Рябова. Художник А. Вавилин.jpg12. Расстрел японцами военного разведчика Василия Рябова. Художник А. Вавилин.

13. Военная листовка.jpg13. Агитационная листовка времен Первой мировой войны.

14. Памятник В. Рябову. 1912 год.jpg14. Памятник Василию Рябову. 1912 г.

15. Казаки-забайкальцы в Маньчжурии.jpg15. Казаки-забайкальцы в Китае. 1900-1901 гг.

16. Казаки-забайкальцы времен Китайской войны 1900-1901.jpg16. Казаки-забайкальцы времен Китайской войны. 1900-1901 гг.

    

Источники информации:

1. Запевает казак песнь. Песни казачьих станиц Омской области, составитель Е.Я. Аркин. Омск, 1999 г.

2. Песни сибирских казаков, поет фольклорный ансамбль «Звонница», компакт-диск, Омск, 2004 г.

3. Аркин Е.Я. Казачья песня Среднего Прииртышья – опыт собирательства. Статья в сборнике науч. статей «Пространство культуры и искусства страны и региона» ОмГУ им. Ф.М. Достоевского: Изд. Дом «Наука», Омск, 2009 г., с. 99-103.

4. Аркин Е.Я. Казачья песня в быту и на сцене: проблемы исполнительства. Тезисы доклада Межрегиональной научно-практической конференции – Омск, Сибирский филиал Российского института культурологии. Изд. «Наука», Омск, 2003 г., с.249-255.

5. Аркин Е.Я. К вопросу о репертуаре: реставрация песенного фольклора сибирских казаков (Среднее Прииртышье), статья в сборнике Материалов и статей 1-й Всероссийской научно-практической конференции «Народно-художественная культура российского казачества как культурно-исторический феномен. Волгоград, 2006 г., с. 66-70.

6. Забытые герои – русский самурай Рябов. Интернет-источник. Дзен. 21 Февраля 2017 г. 

7. Соляное, село (Черлакский район, Омская область) /история/, интернет-источник, wiki.obr55.ru

8. Почему забайкальские казаки эмигрировали в Китай - Русская семерка © Русская Семерка russian7.ru

9. 1900. Китай на фотографиях из коллекции Петра Емельяновича Скачкова. humus.livejournal.com

       

Автор - Ефим Яковлевич Аркин, профессор кафедры музыкального искусства Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, доктор Российской Академии Естественных Наук, заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель культуры Омской области, руководитель Заслуженного коллектива народного творчества фольклорного ансамбля «Звонница» ГЦНТ Омской области, Лауреат Премии Правительства РФ «Душа России» (2008), обладатель Почетной Грамоты Президента РФ за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства (2016)

Возврат к списку