Свадебная обрядность села Богодуховка Павлоградского района Омской области
СВАДЕБНАЯ ОБРЯДНОСТЬ СЕЛА БОГОДУХОВКА ПАВЛОГРАДСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Первые массовые поселения с компактным проживанием переселенцев из Украины возникли на территории Омской области в конце XIX – начале XX веков в период аграрного кризиса, когда началось интенсивное заселение южной части Западной Сибири. Поток переселенцев увеличился в 1906 г. в связи с государственной политикой по освоению Сибири, известной в истории как Столыпинская реформа. Названия новым населенным пунктам давали сами новопоселенцы в честь мест их выхода.
Село Богодуховка Павлоградского района Омской области было образовано в 1908 году. Основу населения составили переселенцы из Харьковской (в большей степени) и Херсонской губерний Украины. По сведениям 2002 г. население составило 998 человек. Первые поселенцы – семьи Приходько, Колесник, Кучегура, Лучинских, Дорошенко, Бондырь, Мартыненко, Калайтан, Тимошенко, Меха и пр. Большинство их потомков и по сей день проживают в селе.
В результате полевых сборов 2006-2011 гг., проводимых Сибирским культурным центром (отделом русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области) в сфере свадебной обрядности были зафиксированы этнографические описания свадьбы, технологии изготовления обрядовой атрибутики (обрядового дерева, венка невесты и пр.), одежды, пищи (различные виды ритуальных хлебов) в видеоматериалах и репортажных описаниях, фотографии. Свадьба с. Богодуховка Павлоградского района Омской области относится к типу восточнославянской свадьбы – «свадьба-веселье». Считаясь полнокровными сибиряками, жители Богодуховки донесли в памяти до настоящего времени полноту украинского свадебного обряда, яркую образную народную речь, обширный песенный репертуар в своеобразных сибирских версиях.
В ходе реконструкции полного этнографического описания свадебного обряда с. Богодуховка определился состав свадебного комплекса, последовательность ритуалов, количество участников и чинов, которые зависели от благосостояния семей, от того, живы ли родители молодоженов, из одной ли деревни молодые, от сохранности ритуала и его местных особенностей. Вплоть до 1970-х гг. в обряде обязательным было наличие главных свадебных чинов: ниве́ста и жених (молодая и молоды́й), ба́тько и маты, сват (сваты), свата́ч (ста́роста), бояры и дру́жки (дружкы́), среди них – старший боярин и старшая дружка, свашкы́, свэты́лка (свиты́лка), братик. Особенно важную роль играл свата́ч (ста́роста, дружко́), выполнявший функцию главного из сватов и распорядителя свадебным ритуалом. Высока роль в ритуале замужних женщин (сва́шек) и девушек (дру́жек), которые принимали активное участие как в предсвадебных обрядах, так и в обрядах собственно свадьбы, являлись главными исполнителями обрядовых песен. Остальные участники свадьбы – свадьбо́ви, среди них выделялись пры́данни, куха́рки (кухова́рки, повара), реже упоминалась группа жениха – лытва́ или свита.
Двухъярусный свадебный венок с. Богодуховка Павлоградского района (два яруса венка с «сережками», фата, ленты; с использованием фольги). Реконструкция 2006 г. Выполнили Л. Н. Клок (1930г. р.) и М.С. Калашник (1931г.р). Из фондов Омской областной общественной организации «Центр славянских традиций». Фото О. Г. Сидорской, 2006 г., Омск.
Наблюдается равное участие чинов и всего состава обеих партий в ритуале (символика нечетных чисел до момента приезда жениха в дом невесты). Для украинской свадьбы не всегда характерна паритетность сторон невесты и жениха. В ритуале скорее доминирует партия невесты. Сторона жениха наиболее активно участвует в обрядах первого дня свадьбы (выкупы, заплоты на пути свадебного поезда, благословение молодых родителями жениха, свадебное застолье, покрыва́ние молодых). Род невесты в основном обеспечивает все предсвадебные церемонии (вечёрки, вэчеры́ны) – собрания дружек в доме невесты для изготовления свадебного обрядового деревца (гильцэ́), венка невесты и прочей свадебной атрибутики, подготовки приданого и свадебного наряда. Кроме того, большее количество свадебных действий происходит в доме невесты, подавляющая часть обрядовых песен исполнялась невестиной стороной: встреча поезда у дома невесты (воротня), встреча молодого с окружением, исполнение корильных песен, торги, выкуп, посад молодых, пришивание кви́тки на головной убор жениха, первое застолье породнившихся родов, выкуп приданого, расплетание косы, благословение молодых родителями невесты и проводы свадебного поезда.Можно сделать вывод о том, что традиционный свадебный обряд украинских переселенцев с. Богодуховка области имел вплоть до 1970-х гг. четкую структуру, в которой можно выделить три основных периода: предсвадебный, собственно свадьба и послесвадебный. Характерной чертой украинского свадебного обряда является диалогичность его структуры, когда составляющие ритуалы и действа, протекают параллельно – одновременно в доме невесты и в доме жениха, что явно отличает украинскую свадьбу от свадьбы русских и белорусов (изготовление свадебной атрибутики на предсвадебных вечерках, выпекание ритуального хлеба, пригласительные обходы дворов и субботний прощальный вечер предсвадебного цикла; установка балаганов, сборы молодых, благословение в первый день свадьбы; установка флага, дарование и деление каравая во второй день; действия ряженых во второй и третий дни свадьбы – раздельно по двум родам). Как правило, основные свадебные обряды были сконцентрированы в воскресный день.
В предсвадебный этап в первой трети ХХ века обязательно входили: сватовство, розгля́даны, запо́й и вечёрки. Сватовство – предварительная договоренность семей о возможности породнения родов, «могоры́ч» в случае получения согласия, деление хлеба, перевязывание сватов полотенцами. Через неделю после сватовства, реже – на следующий день, «гу́кали на розгля́даны»– обычай осмотра дома и хозяйства жениха и более тесное знакомство двух семей. Данный свадебный этап проводился, как правило, в том случае, когда соединялись семьи из разных деревень. Розгля́даны сохранились в более ранних вариантах свадьбы (до 1930-х гг.) или могли соединяться со сговором. Запо́й (змо́вэны) – определение сроков свадьбы и прочих договоренностей. Вечёрки – собрания дружек в доме невесты для изготовления свадебного обрядового деревца, венка невесты и прочей свадебной атрибутики (кви́тки, светы́льник), украшения повозки и упряжи для свадебного поезда, подготовки приданого и свадебного наряда. В пятницу накануне свадьбы изготавливались ритуальные хлеба, устанавливались балаганы; в субботу накануне свадьбы – приглашение родственников, знакомых на свадьбу, обход поселка, дворов с шишками, вэчеры́ны. Вэчеры́ны – субботний прощальный вечер расставания молодых со сверстниками, с холостой жизнью, устраивались параллельно в домах невесты и жениха.
Оформление тыльной стороны свадебного головного убора с. Богодуховка Павлоградского района: булавочное крепление лент, затулляющей квитки (завершающего четырехлепесткового банта). Реконструкция 2007 г. Выполнили Л. Н. Клок (1930 г. р.), М. С. Калашник (1931 г. р.). Из фондов Омской областной общественной организации «Центр славянских традиций». Фото О. Г. Сидорской, 2007 г., с. Богодуховка.
Обряды первого дня свадьбы (воскресенья) были самыми многочисленными: подготовка невесты к приезду жениха, исполнение вэси́льных песен, подготовка свадебного поезда в доме жениха, благословление сына, встреча поезда у дома невесты, препятствия на въезде – воротна́я, встреча молодого с окружением, исполнение корильных песен – перебранка (драка), торги, выкуп места, невесты, посад молодых, пришивание кви́тки на головной убор жениха, первое застолье породнившихся родов, выкуп приданого, его вынос и проводы, расплетание косы невесты, деление лэ́жня, гильца́, проводы невесты, венчание (регистрация), катание молодых, заплоты на пути свадебного поезда, встреча и благословение молодых родителями жениха, свадебное застолье, покрыва́ние молодых. Второй день свадьбы (понедельник): пробуждение молодых, обнародование свидетельства добрачной невинности невесты, установка фла́га, украшение гостей красными ленточками, сни́док для молодой, баня для гостей, возобновление застолья, дарование, испытание молодой (различные варианты – забелить гру́бу, испечь блины), ряжение, действия с родителями молодых. Третий день свадьбы (вторник): сбор кур, приготовление куриной лапши, в некоторых вариантах – действия ряженых с поварами, продолжение застолья.
Послесвадебный период был представлен четвертым днем свадьбы (среда), когда «ла́вымы́ють», разбирают балага́ны, гильцэ́, таким образом гуляние совмещалось с уборкой помещений по окончании свадьбы, а также первым воскресеньем после свадьбы – покала́чинами. Последний послесвадебный обряд покалачин относится к обычному в восточнославянском ритуале обрядовому возвращению молодой домой после свадьбы.
Свадебный обряд с. Богодухова соблюдался в относительной полноте до 1960-1970-х гг., за исключением периода военного и послевоенного времени, из-за сложного морального и материального положения.
Сохранялись важные в семантическом аспекте действия ритуальных линий: инициационная линия – приход невесты-сироты на могилу родителей, благословение, осыпание молодых зерном (а также конфетами и монетами), расплетание косы, покрывание, смена головных уборов; линия территориального перехода – выкупы, продвижение свадебного поезда, «обменные операции» между представителями двух родов, деление обрядового дерева, сламывание его верхушки, деление ритуального хлеба, обряды второго дня. Распушенные волосы под свадебным венком после расплетания косы младшим братом свидетельствовали о пограничном переходном состоянии, когда невеста выходила из статуса девушки, но еще не была замужней женщиной. Смена головного убора и прически в момент покрывания молодых символизировало смену их социального статуса, что фиксировалось и в обозначении состояний: ниве́ста – молодыця (молодая), жених – молоды́й. Повязывание платка замужней женщине с целью закрывания волос относится к архаической традиции всех восточных славян.
Для подтипа свадьбы-«веселья» характерно развитие магических и символических обрядов санкционирующего характера и аграрного происхождения. В свадебной обрядности с. Богодуховка сохранились аграрные элементы – действия с зерном, хлебом, ветвями деревьев, главной семантикой которых является плодородие, богатство и благополучие: основой для установления гильца во всех вариантах свадеб было зерно в емкости или ритуальный хлеб; в ритуале осыпания молодых ведущая роль отводилась зернам и семечкам. На место, где сидели невеста и жених, обязательно стелили полушубок (тулуп), вывернутый мехом наружу, «шоб богатство було́». Обязательное покрывание рук участниками свадьбы платком или полотенцем во время проводов свадебного поезда, усаживания «напосаду», трижды обводя вокруг стола «по кругу́ солнца» также должно было способствовать достатку и благополучию. Коллективное выпекание ритуальных хлебов и изготовление обрядового дерева, наличие свэтыльника у сестры жениха, который «просвещаженихови дорогу» – все это должно было уберечь молодых от сглаза и порчи. Большое значение придавалось охране жениха и невесты в период свадьбы. Можно выделить несколько видов действий – охранных символов, направленных на защиту молодых. Обязательными атрибутами в наряде невесты было тканое или вышитое полотенце, покрывавшее горизонтально сложенные руки девушки. Скрывание невесты, сидящей за столом позади свадебного дерева или под платком, объяснялись стремлением сохранить здоровье и благополучие, уберечь от сглаза и порчи, обеспечить счастливое будущее.
Свадебный каравай херсонских переселенцев с птичками и шишкой. с. Богодуховка Павлоградского района. Реконструкция 2007 г. Выполнила М. С. Калашник (1931 г. р.). Фото О. Г. Сидорской, 2007 г., с. Богодуховка
Скреплению союза служила парная символика, в противовес символике нечетных чисел до момента выкупа невесты. Лежавшие на свадебном столе пара ложек, вилок, ча́рок, церковных свечей и бутылок, перевязанных крест-накрест красной лентой или красной веревочкой, были призваны навсегда соединить молодых, чтобы «крепкая жизнь була́». Сюда можно отнести также парность или четную повторность важнейших действий на разных этапах свадьбы: два осыпания зерном, два препятствия на пути свадебного поезда, два дарения, два свадебных дерева и два каравая, изготавливаемых двумя родами, два благословения молодых, два выкупа приданого и т.п.). И, напротив, для всей свадебной атрибутики, как и для многих действий свадебного обряда до момента увоза невесты в дом жениха, была свойственна символика нечетных чисел: нечетное количество участников в группе сватача́, дружек у невесты, свиты жениха; нечетное число фрагментов в ритуальной шишке, квиток в нагрудных букетах невесты и жениха, лепестков в каждой квитке венка невесты, свадебного деревца, букета свети́лки.
С апотропеической магией связаны отголоски очистительных обрядов. Символическое значение придавалось ритуалам с водой – «купание родителей» и «стирка вещей родителей» на второй день свадьбы. В хате у порога свадьбови ставили корыто с водой и «мыли» родителей молодых. Ритуальная стирка вещей родителей сопровождалась выбиванием мокрых вещей о стены и выливанием воды на пол. Четвертый день свадьбы (среда) получил во многих традициях название «ла́вымы́ть».
Изготовление обрядовой атрибутики, ритуальных хлебов, проведение покрывания молодых – просуществовали в практике вплоть до 1990-х гг., благословение, осыпание молодых и игровые элементы (ряжение, сбор кур, катание и купание родителей) бытуют до сих пор. Обряды ряжения сохранились до настоящего времени на большинстве свадеб украинцев Омской области. В ритуальном ряжении второго и третьего свадебных дней можно выделить несколько видов. Антропоморфное ряжение было самым популярным: одевание цыганами (в цветастые юбки, шали поверх них, платок на голову); невестой с дэтыной и женихом; ряжение в старика или военного с бородой, усами и большим животом. Для антропоморфного ряжения характерно явление травестизма – переодевание женщин мужчинами и наоборот. Зооморфный вид ряжения осуществляется чаще всего в зимнее время за счет выворачивания тулупов. До 1980-х гг. нередкими были также перевоплощения в нечистую силу – чертей (картонные маски, парики с рогами, борода, очки, вымазывание сажей).
Компактное заселение, относительная этническая однородность переселенческих потоков, отсутствие близких по основам культуры русских старожилов на заселяемых территориях и возможностей ассимиляции, контакты с инокультурным населением (казахами), с которым ассимиляция практически исключалась по религиозным мотивам, – все это способствовало сохранности традиционных брачных норм. Это стало возможным и благодаря, и вопреки ряду обстоятельств, связанных с переселением и происходившей адаптацией. Стрессовая ситуация в связи с физическим отрывом от родины мобилизовала духовные и прочие резервы переселенцев на адаптацию в иной природной и культурной среде, что способствовало бережному сохранению «своего» в оппозиции к «чужому».
С одной стороны, в украинской свадьбе многие компоненты законсервировались, с другой – многое было утрачено. С утверждением колхозного строя изменились условия добрачных отношений, общения и завязывания знакомств. Кроме еще бытующих традиционных вечерок, часто перемещавшихся в клубы, молодежь встречалась и знакомилась на работе. С 1950-х гг. выросла самостоятельность молодежи в вопросах выбора, роль родителей в этом значительно ослабла, что привело к изменениям в структуре предсвадебных обрядов, их роли и места в свадебном комплексе. В случае предварительной договоренности молодых людей сватовство приобретало достаточно формальный характер. Слияние предсвадебных обрядов свойственны более поздним вариантам свадеб 1950-1960-х гг., когда несколько предсвадебных этапов сливались в один (сватовство, змавэны), а некоторые теряли значимость и выпадали совсем (об обычае осмотра двора жениха – розгля́данах – большинство информаторов вспоминают как о бытовавшем до 1930-х гг.). Для первого дня свадьбы, как правило, всегда была характерна концентрация обрядовых действий. Сокращение свадебного ритуала происходило за счет утраты или исключения определенных обрядовых действий: редкое исполнение песен предсвадебного цикла на выпекание каравая, отсутствие песенного сопровождения сватовства и сговора, фрагментарные сведения по ритуальным пригласительным обходам родом жениха, замена венчания на гражданскую регистрацию в сельском совете (1930-е гг.) и пр.
Женские юбки (сатин; машинная сборка). с. Богодуховка Павлоградского района. 1920-1940-е гг. Из коллекции МУК «Богодуховский культурно-досуговый центр». Фото О.Г. Сидорской, 2006 г., с. Богодуховка.
Значимая часть свадебного обряда – ритуал венчания – упоминается в его составе лишь самыми пожилыми информаторами. В связи с разрушением православных церквей и господством атеистической идеологии, начавшейся после 1917 г., обряд венчания постепенно стал исчезать из структуры свадебного обряда. Его место заняла дающая браку юридическую силу гражданская регистрация в сельском совете. Однако произошедшая замена не была механической. Регистрация не имела духовной значимости, сравнимой с венчанием, совершающим таинство брака, и потому долго не считалась обязательной и зачастую совершалась лишь как необходимость после рождения совместного ребенка. Не обнаружено из числа подготовительных, когда-то развернутых и бытовавших на Украине, связанных с изготовлением свадебной рубахи жениха (от снятия мерок до вручения). Продолжительность свадьбы сокращалась за счет усечения обрядов предсвадебного и послесвадебного периодов. Дары невесты будущей родне свелись к подаркам родителям жениха. Они не создавались невестой, а приобретались в магазине, что считалось более престижным. Украинцы заимствовали от окружающего русского населения элементы обрядов второго дня – были привнесены баня, блины.
Женские юбки (сатин; машинная сборка). с. Богодуховка Павлоградского района. 1920-1940-е гг. Из коллекции МУК «Богодуховский культурно-досуговый центр». Фото О.Г. Сидорской, 2006 г., с. Богодуховка.
На протяжении 1930-х – 2000- х гг. менее всего изменился репертуар и жанровый состав свадебного фольклора. Многожанровый свадебный фольклор – яркое красочное явление народной традиции, органичное и организующее начало свадебного ритуала. Свадебный фольклор украинцев Омской области является важнейшей частью свадебной обрядности, отличающейся устойчивостью и традиционностью, что позволило сохранить до наших дней архаические образцы народного искусства. Музыкальный фольклор свадьбы украинцев Омской области, наиболее показательный, развитый и прекрасно сохранившийся, включает в себя обрядовые песни и необрядовые образцы, приуроченные к свадьбе, представляющие большую часть экспедиционных сборов (в том числе, инструментальный и танцевальный фольклор, сопровождавший застолья всех дней свадьбы). Важную немузыкальную часть свадебного обрядового фольклора составляют непесенные обрядовые фольклорные тексты, четко закрепленные за определенными моментами и свадебными чинами, имеющие типовую составляющую, характерную для обрядовых жанров архаического происхождения. К таким тестам обрядовой фразеологии можно отнести тексты, звучавшие в период сватовства, пригласительных обходов дворов, пришивания квитки, ритуальных торгов, дарования, испытания молодой, церемониальные тексты, родительские благословения.
К песенным свадебным жанрам принадлежали ритуальные, корильные и вэси́льные – лирические обрядовые песни в содержании с прощальной тематикой. Свадьба с. Богодуховка включала до 60 обрядовых песенных образцов различных жанров с набором трех ведущих политекстовых напевов и их мелодических и ритмических типов. Термин «свадебные песни» обозначает многожанровое явление, в котором можно выделить несколько групп. Все свадебные обрядовые песни, исполняемые дру́жками и двумя группами сва́шек из обоих родов, можно классифицировать по трем основным блокам: ритуальные песни, корильные песни – перебранки двух сторон и вэси́льные – лирические обрядовые песни в содержании с прощальной тематикой. Анализ свадебных песенных текстов показал, что кроме основных функций многие жанры выполняли в обряде дополнительные функции, что приводило к некой относительности жанровых границ, полифункциональной направленности. Лирические обрядовые песни звучали в строго определенные переломные моменты обряда. Свадебный песенный фольклор транслирует три типовых напева. В ходе исследования автором были выполнены расшифровки текстов и нотировки свадебных обрядовых песен (54 образца), а также песен, приуроченных к свадьбе (12 образцов), большинство из которых опубликованы в издании «Куды, доню, собыраесся?..»
Материальные компоненты – важная часть свадебной обрядности украинцев Омской области: предметы, входящие в приданое невесты, используемые в качестве свадебных атрибутов (гильцэ, венок, нагрудные квитки, светыльник, свадебная упряжь), а также – составляющие наряда жениха, невесты и других участников свадьбы, ритуальные хлеба и блюда свадебного стола.
В состав приданого украинской невесты с. Богодуховка входили подушки, покрывала (тканые ря́дна и вязаные покрывала), повседневные и праздничные полотенца, занавески, накомодники, салфетки, постельное белье (простыни, наволочки с прошвами, вышитые и обвязанные подзоры), ковры, одежда. Значительная роль среди всех предметов приданого в свадебном обряде отводилась полотенцу, которое отмечается наибольшей сохранностью.
Шитое полотенце играло в обряде главенствующую роль, выступало в качестве важного атрибута в свадебных этапах, обозначало переход в иное качество во всех важных моментах свадебного цикла.
Полотенце участвовало во всех этапах традиционной украинской свадьбы. Оно маркировало важнейшие чины участников свадебного обряда: повязывание полотенца родственницами невесты крест-накрест сватам закрепляло согласие на замужество в завершении сватовства; полотенце покрывало руки невесты и опоясывало ее (или покрывало голову девушки под венком) во время пригласительных обходов дворов; оно «обкра́ивало» (обвертывало) хлеб, в котором устанавливалось свадебное деревце гильцэ; обрамляло икону и украшало хлеб при благословении; полотенце связывало руки жениха и невесты после выкупа (что, возможно, повлияло на появление обряда повязывания невестой нового платка на правую руку жениха после выкупа и посада). Вышитое полотенце – неотъемлемая часть украшения внутреннего пространства украинской хаты.
Женская нижняя юбка (сатин, машинное кружево; машинная сборка). с. Богодуховка Павлоградского района. 1940-е гг. Из коллекции МУК «Богодуховский культурно-досуговый центр». Фото О.Г. Сидорской, 2006 г., с. Богодуховка.
Таким образом, в традиционной украинской культуре полотенце объединяет в себе различные функции: обрядовые, декоративные и бытовые. Имеющиеся материалы демонстрируют полотенца различного бытового и декоративного назначения – праздничные (полотэ́ньце, рушны́к), повседневные, интерьерные (боговни́к), входящие в костюмный комплекс. Со второй трети XX в. полотенце, утратив главенствующее место среди других предметов, тем не менее, сохранило некоторую традиционную значимость в культуре и сознании. Полотенца еще хранятся в семьях потомков украинских переселенцев, они используются в качестве интерьерного украшения дома, обрамляя красные углы «на покути», зеркала или семейные настенные фотографии, участвуют в свадебном обряде в благословении.
Женский передник (вышивка простым крестом, нити красные, черные). с. Богодуховка Павлоградского района. Первая треть XX в. Из коллекции МУК «Богодуховский культурно-досуговый центр». Фото О.Г. Сидорской, 2006 г., с. Богодуховка.
По составу исследованных полотенец с. Богодуховка наглядно продемонстрировано размывание традиций (1940-1950-х гг.), где заметно усиление декоративной стороны, упрощение швов вышивки, замена домашних материалов на ткани, нити и кружево фабричного производства. В основном встречаются полотенца, изготовленные из покупной хлопчатобумажной ткани, немногочисленные примеры многоремизного домашнего ткачества представлены на старинных фотографиях свадеб 1950-х гг. В орнаментике полотенец применялись в основном простой крест (двустежечный), шов роспись и гладь. Типы орнаментов – растительный, геометрический, зооморфный и антропоморфный в сочетании с растительным. Вышивка дополнялась техникой вырезания – ришелье и ажурной мережкой. В этом же стиле изготавливались другие предметы интерьерного предназначения. Большинство образцов домашнего текстиля декоративного назначения (занавески, накомодники, скатерти, салфетки, наволочки и подзоры), выполненные в послевоенный период, декорированы полихромной гладевой вышивкой, постепенно вытеснявшей вышивку крестом и тамбурным швом.
Большинство полотенец, подзоров и наволочек, представленных в экспедиционных сборах с. Богодуховка, вышито растительным узором. Зачастую растительные мотивы реалистично изображают конкретные виды растений – пионы, гвоздики, ромашки, розы (главный цветок во всей украинской вышивке и свадебной атрибутике), ягоды. В вышивке полотенец также представлен мотив дерева (дерево-цветок или вазон-цветок), производный от образа священного древа жизни, матери-природы – один из самых распространенных в сюжете вышивки полотенец.
Кроме того, в узорах вышивки представлены геометрические мотивы, сохранившие элементы условного языка. Главной деталью геометрических орнаментов является ромб и его конфигурации. Самой распространенной интерпретацией ромба не столько в вышивке, сколько в вязании покрывал, прошв для подзоров, концов полотенец, вышивке женских передников и рубах стали восьмикрылые розетки. Нередко растительный узор дополняет сюжетный – зооморфный и антропоморфный – в сочетании с изображениями птиц, людей. Неизменным мотивом в орнаментике свадебных полотенец являются изображения птиц (зачастую парных), символа любви, счастья, согласия. Антропоморфные изображения – человек-растение (человек-древо, человек-цветок) продолжают линию геометрических орнаментов.
Значительную часть приданого украинской невесты из предметов домашнего обихода и убранства составляли покрывала и подзо́ры, украшавшие кровати (койки). Функцию полотняного рядна́ выполняло также прозрачное вязаное узорное покрывало, которое стелили поверх подзора.
Праздничная косынка хустка (ткань х/б, вышивка простым крестом, нити красные и черные, вязание крючком). с. Богодуховка Павлоградского района. Конец 1930-х гг. Хранитель Л. Н. Клок (1930 г. р.; харьковские переселенцы). Изготовила мать хранителя. Из фондов Омской областной общественной организации «Центр славянских традиций». Фото О. Г. Сидорской, 2006 г., с. Богодуховка.
Ковры ручного изготовления составляли важную часть интерьера домов украинских переселенцев. Чаще всего ковры украшали стены, лавки, в свадебный период – свадебные повозки. На пол ковры не стелили, т.к. пол в хатах был обычно земляной до 60-х гг. XX века. В Омской области ковры изготавливались прямоугольной формы (1,5 м х 3 м) на самодельных пяльцах с помощью специальной тамбурной иглы с растительной, реже геометрической орнаментикой (варианты ромбов и сложных розеток). В цветочную композицию входили букеты цветов (розы, гвоздики, васильки), бутоны, ветви, листья, ягоды. Характерно сочетание общего тона с контрастной каймой, придающей законченность всей композиции. Цвет фона ковров с растительным орнаментом чаще всего был синий, бордовый, охристый, черный, ковры же с геометрическим орнаментом не имели фона. Своеобразие таких ковров заключено в точной симметрии, в чередовании мотивов, разнообразии и богатстве рисунка, цветовой гаммы. Рисунки ковров наносились на изнаночную сторону сшитых полотен хлопчатобумажной основы, вышивались по нанесенному контуру, заполнялись цветными нитями. Среди собранных образцов представлен тамбурный шов вышивки. На «рабочую» сторону готового вышитого ковра наносили закрепляющий и утяжеляющий клейстер и обрабатывали края. В такой же технике с 1950-х гг. выполнялись настенные сумки для корреспонденции, вариант шерстяных тканых украинских сумок (тайстры).
Жители с. Богодуховка сохранили информацию по другим важным материальным компонентам свадьбы – свадебному обрядовому деревцу (гильцэ типа «павлиний хвист»), венку (двухъярусный венок с «сережками», фатой и лентами), нагрудным букетам (квиткам), букету сестры жениха светилки (светыльнику), свадебной упряжи, составляющим наряда жениха, невесты и других участников свадьбы, приданому (полотенца, рядна, подзоры, покрывала, ковры), ритуальным хлебам (каравай, лэжень, шишки-«косячками») и блюдам свадебного стола; продемонстрировали технологии изготовления свадебной атрибутики и ритуальных хлебов.
Одним из главных атрибутов украинской свадьбы было свадебное обрядовое дерево, которое устойчиво сохранялось, независимо от состава ритуалов, отсутствия или наличия отдельных этапов свадьбы. Традиционное свадебное деревце украинцев Омской области повсеместно носило название гильцэ́ (от укр. ги́лка, гилля́ка, гилля́ – ветвь). Оно представляло собой своеобразный символ невесты, девичьей красоты, самой свадьбы, новой семьи. Информаторы указывали на особую священность гильца́. Так, в с. Богодуховка, прежде чем показать готовое деревце, подчеркивая торжественность момента, нам сказали: «Складайтэ руки, как будто собыраетесь идти к батюшке, пойдём на гильцэ́ дывыться».
Рубашка женская праздничная (ткань х/б, вышивка простым крестом, нити красные, черные и желтые). с. Богодуховка Павлоградского района. Середина XX в. Изготовитель и хранитель Калашник М. С. (1931 г. р.), (херсонские переселенцы). Фото О.Г. Сидорской, 2006 г., с. Богодуховка.
В описаниях свадебного деревца и обрядовых действий, связанных с ним, информаторы оперировали следующими терминами: «убыра́ть», «робы́ть», «наряжа́ть», «обкви́чивать» – изготавливать гильцэ́; «ста́влять» – окончательно устанавливать гильцэ в пятницу накануне свадьбы; «обкра́ивать» – обвертывать емкость или хлеб для деревца вышитым полотенцем, красной лентой или бумагой; «розбира́ть гильцэ́», «разло́млять по гилэ́чку», «злама́ть вэрху́шку гильца́» – делить свадебное деревце.
Основой для гильца́ служили очищенные ровные веточки березы, обкрученные цветной бумагой, помещаемые в емкости с зерном или в хлебе (лэ́жне, каравае). В качестве материала для изготовления цветов – кви́ток и листочков использовались обычная и цветная гофрированная бумага, разноцветная деревянная стружка, вата, фольга, нитки, тонкая проволока. Емкость с зерном для деревца или лэ́жень украшались вышитым полотенцем, широкой красной лентой или отрезом ткани, цветной бумагой красного или розового цветов. «А потом хто чим обкры́е: хто рушныко́м, хто бума́гамы ра́знымы»/ «А потом кто чем обвернёт: кто рушником, кто бумагой разноцветной».
Рубашка женская праздничная (ткань х/б, вышивка простым крестом, нити красные, зеленые, голубые, розовые и серые). с. Богодуховка Павлоградского района. Середина XX в. Из коллекции МУК «Богодуховский культурно-досуговый центр». Фото О.Г. Сидорской, 2006 г., с. Богодуховка.
Изготавливалось гильцэ́ дру́жками – незамужними девушками, подругами невесты в течение месяца во время предсвадебных вечеринок. В доме невесты собирались подружки, которые будут дружкова́ть на свадьбе, а также – самые умелые родственницы, «хто мо́же робы́ть». Обрядовое деревце являлось важным свадебным атрибутом в течение всего свадебного действа, в предсвадебный период его устанавливали на столе в доме невесты.
Количество цветов на гильцэ́ строго соответствовало числу приглашенных на свадьбу: «Специально делали гильцэ́: ски́кэ людэ́й гуля́е, пятьдесят, семьдесят, восемьдесят, такэ́ и гильцэ́. Ски́кэ прыглашённых, сти́кэ на гильцэ́в и кви́ток». Каждый цветок на свадебном деревце предназначался для определенного человека из главных свадебных чинов и приглашенных свадьбо́вей, соблюдая порядок родства. Верхние букеты – для родителей невесты, следующие от них далее, сверху вниз справа и слева – для родителей жениха, затем – невесте и жениху, дружкам и остальным приглашенным на свадьбу. В варианте самые красивые верхние букеты изготавливались для молодых: «Два самых вы́щщих – цэ женыхо́ви и невесте, тоди́ ны́щщи – ба́тькови и ма́тэри, а тоди́ уже тем, шо прыглашённы».
Бытовали всевозможные виды цветочков-кви́ток для гильца́ – хризантемы, астры, мальвы, лилии, но самые распространенными из них были розы и цветы «капу́сткою» (цветок, напоминающий бутон пиона). Если для головного убора невесты старались изготавливать равные по размеру и монохромные по цветовой гамме кви́тки, то для гильца́ намеренно подготавливали цветы разных размеров и разнообразных оттенков с контрастными серединками, при этом мелкие цветы заполняли пространство между более крупными букетами.
В Богодуховке бытовал тип свадебного дерева гильцэ́-палочками. Такое гильцэ́ носило название «павли́ний хвист» («павлиний хвост»; народный термин с. Богодуховка – традиция харьковских и херсонских переселенцев). Палочки для деревца изготавливались разной высоты (по паре каждого вида), очищались и обкручивались цветной жатой бумагой. Существовало два способа обмотки элементов деревца: диагональное обвертывание бумажной ленточкой (шириной около 1 см), а также украшение вы́резочкой. Далее на украшенную палочку по всей длине закрепляли бумажные кви́тки или букеты из нескольких цветов.
Рубашка женская праздничная (ткань х/б, вышивка простым крестом, нити красные, зеленые, голубые, розовые и серые). с. Богодуховка Павлоградского района. Середина XX в. Из коллекции МУК «Богодуховский культурно-досуговый центр». Фото О.Г. Сидорской, 2006 г., с. Богодуховка.
Херсонские переселенцы устанавливали украшенные веточки в ритуальном хлебе – лэ́жне полукруглыми дорожками с заполнением промежутков в шахматном порядке. Лэ́жень – круглый плоский невысокий хлеб без украшений. Такое название объяснено информатором функцией хлеба, он «лэжи́ть пид цвэта́мы». «А тоди́ начинаешь росставля́ть, шоб нэбуло́ лы́син, доро́жкамы. Ро́бышь круг такы́й. Самые коротэ́ньки палочки – на краю́ хлибы́ны. Гильцэ́ – на вэсьстил! Ве́ер, всэ цвэта́мы залы́тый! Як павли́на хвист!» После деления свадебного дерева лэ́жень отдавали курям, так как булка оставалась в многочисленных ямках от веточек гильца́. В этом же селе харьковские переселенцы в инварианте устанавливали павли́ний хвист не в простом круглом хлебе, а в каравае с шишками и птичками. Если свадьба по количеству свадьбо́вей была очень большая, и хлеб не мог выдержать много веточек и кви́ток, то дерево помещали в емкости с зерном, коробке.
Во втором способе установки ветки гильца́, доходившие высотой до полутора метров и украшенные не только отдельными кви́тками, но и составными букетами, расположенными впэрёд цвэта́мы, дополнительно закреплялись между собой нитями, регулировавшими расстояние между элементами и придающими нужный облик «павлиньего хвоста».
Украшенное свадебное дерево представляло собой сложное и весомое сооружение, оно было довольно высоким (1-2 м) и занимало почетное место на свадебном столе перед невестой, при этом его верхушка практически упиралась в потолок, к которому зачастую ее дополнительно закрепляли. «Мать печёт булку хлеба большую и /туда/ гильцэ́. И это гильцэ́ стано́влят сэрэ́д стола. Стоит это гильцэ́ аж под потолок, тогда ж землянки были, можно прычипи́ть, шоб не упало».
Рубашка женская праздничная (ткань х/б, вышивка простым крестом, нити красные, зеленые, голубые, розовые и серые). с. Богодуховка Павлоградского района. Середина XX в. Из коллекции МУК «Богодуховский культурно-досуговый центр». Фото О.Г. Сидорской, 2006 г., с. Богодуховка.
Одним из главных атрибутов украинской невесты был свадебный головной убор, который устойчиво сохранялся, независимо от костюмного состава наряда. Из активного бытования традиционные свадебные венки ушли не так давно: еще в 1990-е гг. жительницы многих сел юга Омской области выходили замуж в венках. Венок занимал одно из главных мест в свадебной обрядности, в нем невеста пребывала большую часть обряда. Нами зафиксировано два момента использования свадебного головного убора: в субботу накануне свадьбы во время пригласительного обхода дворов и прощальной вэчеры́ны и в воскресенье – первый день свадьбы. Кроме того, длительный период времени, от двух недель до месяца, отводился на изготовление венка дру́жками во время предсвадебных вечёрок. Впервые наряжали невесту в субботнее утро девушки, неоднократно «ходившие дружкова́ть», им помогали замужние женщины, «шо ввинках ходы́лы. Хто ни наряжа́в, то й нынаря́дэ». Волосы под венком заплетали в одну косу, украшая красной, розовой или бордовой лентой.
Украинский свадебный венок представлял собой довольно сложное сооружение на проволочной и бумажной основе растительного орнамента. Головной убор невесты с. Богодуховка отличался составом элементов, входящих в него: двухъярусный венок с фатой из трех оборок и лентами. Основу венка составлял каркас из проволоки в виде обода, который обязательно обворачивался мягким материалом (марлей, гофрированной бумагой), предохраняя обладательницу венка от болезненных ощущений, так как целостный головной убор имел довольно значительный вес. На концах обода оставлялись недлинные завязки для крепления всего головного убора. В качестве материала для изготовления цветов (кви́ток), обязательно роз, и листочков использовалась цветная гофрированная бумага, или обычная бумага, окрашенная в домашних условиях, или крашеная деревянная стружка красного, розового, зеленого, белого цветов, а также тонкая проволока для закрепления.
Число цветов на ободе обязательно являлось нечетным – не до па́ры. Известно, что символика нечетных чисел свойственна многим этапам свадебного обряда до момента увоза невесты в дом жениха. Способ распределения квиток по ободу – последовательное распределение равных по размеру цветов по ободу в один ряд.
Свадебное полотенце. Вышивка (простой крест). с. Богодуховка Павлоградского района. Хранитель М. С. Калашник. Фото О.Г. Сидорской, 2006 г., с. Богодуховка.
Важным элементом венка являлись мелкие украшения каплевидной формы на тонкой проволочной ножке, заполняющие пространство между квитками и листочками – бу́лички. Многократная обработка буличек воском или парафином, зачастую с предварительным внутренним наполнением ватой, придавали им эффект дрожания, «они как живые».
Одним из завершающих этапов техники изготовления всех элементов венка – цветов, листьев и буличек – была последующая обработка воском, парафином или канифолью. Подобная обработка делала головной убор более прочным, способным выдержать любую погоду. «Як цветочки помочи́ть, воны́ ду́же тяжёли бу́дэ. Так же нэстряхнэ́шь його́ /воск/ хорошо, захоло́нэ, бу́дэ би́ли /цветочки/».
Полотенце. Вышивка (цветная гладь), вязание крючком. с. Богодуховка Павлоградского района. Середина XX в. Из коллекции МУК «Богодуховский культурно-досуговый центр». Фото О.Г. Сидорской, 2006 г., с. Богодуховка.
Закрывали затылочную часть головы атласные ленты или ленты поверх фаты. Лентам в головном уборе придавалось большое значение. «Ленты на плечах, лент очень много, вся́ки-вся́ки! Ленты привя́зывалыся свэ́рху, шоб голова была закрыта вся ле́нтамы». Количество лент доходило до тридцати штук, что дополнительно утяжеляло весь головной убор. Прием крепления лент – последовательное булавочное присоединение или пришивание к фате или платку в холодное время года, загибая край ленты внутрь, при этом верхняя часть лент также образовывала дополнительный ярус. Функцию завершающего банта в с. Богодуховка выполняла самостоятельная затулля́ющая квитка (от укр. затулля́ – закрывать), которая формировалась отдельно в виде четырехлепесткового банта и закрывала места крепления всех лент.
Важным элементом венка украинской невесты являлась фата, придающая всему головному убору особую пышность. Фата изготавливалась из сетки, марли или ткани приглушенных тонов (розовая, кремовая), длиной – до края одежды, густо накрахмаливалась. Главную часть фаты составляли три оборки, между которыми помещались два венка. Дополнительным украшением головного убора были так называемые «серёжки»: ниспадающие от височных областей гирлянды (стебельки из проволоки, обвернутой жатой белой бумагой), состоящие из тройной связки вощеных буличек.
Зачастую свадебные головные уборы изготавливала мастерица села. «Венки очень краси́вы де́лалы! У в деревне в каждой есть такы́, шо де́лалы специально». В Богодуховке и в наши дни за свадебными венками (а также свадебным деревцем гильцэ́м, нагрудными кви́тками и букетами свети́лки) обращаются к Лидии Нестеровне Клок, сохранившей сложнейшую технологию изготовления свадебной атрибутики в традиции харьковских переселенцев.
Полотенце. Вышивка (цветная гладь), вязание крючком. с. Богодуховка Павлоградского района. Середина XX в. Из коллекции МУК «Богодуховский культурно-досуговый центр». Фото О.Г. Сидорской, 2006 г., с. Богодуховка.
Практически все информаторы указывали на обязательное хранение свадебного венка для будущей благополучной жизни молодой пары и существование определенных правил хранения обряда, а также вариантов последующего использования. Самым распространенным способом хранения рукотворного свадебного венка являлось хранение в раме иконы под стеклом. После покрывания свашки, разряжавшие молодых, уносили венок и помещали его в икону Божьей Матери. Хранили не только как память для дочерей. Следуя традиции, дочь могла надеть венок матери, когда выходила замуж, предварительно подновив его. Если для дочери изготавливался новый венок, то, в последствии, он занимал место в иконе. Бывало, что в иконе хранилось несколько свадебных венков, оставшихся после свадеб нескольких дочерей. Все остальные части свадебного наряда невесты (одежда, нагрудный букет, ленты, фата) хранились в сундуках.
Подзор. Вышивка (шов роспись, козлик), вязание крючком. с. Богодуховка Павлоградского района. Первая треть XX в. Хранитель М. С. Калашник. Фото О.Г. Сидорской, 2006 г., с. Богодуховка.
Нагрудные цветы – квитки были неотъемлемой составляющей наряда молодых и всех других участников свадьбы, дополнительным маркирующим элементом. Техника изготовления нагрудных квиток идентична приемам изготовления головного убора невесты. В традиции с. Богодуховка нагрудная квитка состояла из трех роз, трилистника, буличек – каплевидных украшений (их число не было строго определено, по словам информантов «чем больше, тем лучше»).
Символика нечетных чисел также характерна для нагрудных квиток: нечетное число цветов в нагрудных букетах невесты и жениха (чаще всего три или пять), лепестков в каждой квитке. Нагрудные квитки украшались красной или розовой атласной лентой, которая завязывалась двухлепестковым бантом и завершалась свободными концами различной длины (от 15 см до 1,5 м). Более скромные цветы или букеты предназначались для других свадебных чинов (дружек во время пригласительного обхода дворов, бояр, дружек, сватов, свашек в первый день свадьбы), закрепляемые чаще всего на груди. Крупная квитка без ленты подготавливалась для головного убора жениха, пришиваемая младшей сестрой невесты в момент совершения обряда пришивания квитки.
Покрывало. Вязание крючком. с. Богодуховка Павлоградского района. Первая треть XX в. Хранитель М. С. Калашник. Фото О.Г. Сидорской, 2006 г., с. Богодуховка.
Сохранность информации о символическом значении, роли, видах ритуальных хлебов, способах приготовления подтверждает важность кулинарного кода для свадебной обрядности украинского населения. Большая часть ритуальных хлебов изготавливалась в предсвадебный период. Для сватовства в с. Богодуховка замужние родственницы жениха выпекали хлэбы́ну –круглый хлеб без украшений, которую жених, старосты (сватачи) и свашки несли завернутую в платке. В случае согласия на замужество невеста разрезала булку напополам. На выпекание ритуального хлеба назначали особых женщин, которые после выпечки просматривали хлеба. «Удачным» хлеб считался круглый, ровный, высокий, неудачным считался хлеб, который съехал набок. И могли определить дальнейшую жизнь молодым, «яка́ жизнь у них бу́дэ».
Сундук для приданого. с. Богодуховка Павлоградского района. Середина XX в. Из коллекции МУК «Богодуховский культурно-досуговый центр». Фото О.Г. Сидорской, 2006 г., с. Богодуховка.
В традиции херсонских переселенцев (с. Богодуховка) для установки веток свадебного деревца гильца́ типа павли́ний хвист в пятницу выпекался лэ́жень – круглый плоский невысокий хлеб без украшений. Его название связано с функцией хлеба, он «лэжи́ть пид цвэта́мы». После деления свадебного дерева в первый, во второй или в четвертый дни свадьбы лэ́жень отдавали курицам, так как булка оставалась в многочисленных ямках от веточек гильца́. После установления такого деревца булку «обкраивали» (обворачивали) расшитым полотенцем.
Обязательным действием пятницы накануне свадьбы являлось выпекание пригласительных шишек замужними женщинами. Шишки – небольшие булочки, напоминающие созревшие плоды, – своеобразные свадебные пригласительные билеты. Незамужние девушки в пятницу накануне свадьбы шли устанавливать гильцэ, а замужние женщины во главе из обоих родов шли шишкы́ робы́ть: невестины родственницы шли в дом невесты, жениховые – в дом жениха. В с. Богодуховка бытовали шишки–косячка́ми. Из небольшого фрагмента теста раскатывали жгут, слегка придавливали его и разрезали на небольшие косячки́ по диагонали (толщиной и шириной 7-10 мм, длиной 4-5 см). Нарезанные косячки́ складывали по пять, семь, или тринадцать штук, ставили вертикально, обвязывали дополнительным четным тонким жгутом – обво́дочкой и закрепляли. Для пригласительных обходов жениховых родственников и знакомых в с. Богодуховка выпекали разновидность такой шишки: большая шишка составлялась из нескольких маленьких нечетного числа, образуя круглую большую булку, которая также опоясывалась общей обводкой.
Ковры ручного изготовления. с. Богодуховка Павлоградского района. 1950-е гг. Выполнила Марченко Ольга Нестеровна (1922 г. р.). Ткань х/б промышленного производства, нити х/б, мулине. Вышивка тамбуром. Хранитель О. Н. Марченко, с. Богодуховка. Фото О. Г. Сидорской, 2008 г., с. Богодуховка.
Свадебные караваи выпекались в доме жениха и в доме невесты. В пятницу накануне свадьбы взрослые замужние родственницы, «то́ко нэ дивчата», шли в дом к матери жениха или невесты, чтобы месить тесто и «пэкты́ коровай». Размеры свадебного каравая могли достигать размера стола, что было обусловлено количеством свадьбовей (приглашенных на свадьбу).
В традиции с. Богодуховка выпекали круглый каравай с шишками и птичками. Шишки–косячка́ми тесно между собой устанавливали на круглом корже и окутывали общей обводкой, чтобы не падали. На обводку-валик усаживали птичек: «Ото́ во́зьмут такэ́ /жгутик теста 8-10 см/ – тут як дзьо́бык, носик, а сюды́ кры́льця /крестообразно расположенный второй жгутик/ так розда́влять и хво́стык розда́влять. И ножиком так пори́жуть – можно пи́рьячко зробы́ть. Оно ж тоди́ пэче́ться, пты́чки ти пидни́муться, ти шишечки торча́ть так всэ!». При делении такого каравая срезался только верхний слой с шишками и птичками, а в нижнем слое проделывалось отверстие и подвешивался на веревке или ленте на шее гармониста, «як бубн, шоб лучше грал». Иногда в караваях запекали денежки. «Роската́ють корж, кладу́ть туды́ де́нежкы. А тоди́ и звэ́рху… ста́вляютьти шишечки. Кому попадэ́ денежка при дарэ́нии, той щаслы́вый».
Кроме главного назначения каравая – сопровождать дарование на второй день свадьбы, в традиции харьковских переселенцев зафиксировано дополнительное деление каравая параллельно с делением гильца́ в первый день в доме невесты перед ее увозом, при этом во второй день сохраняется нормативное деление каравая на дарование. Такая инвариантность действий объясняет появление дополнительной ритуальной песни, сопровождавшей деление хлеба в первый день свадьбы. «Гильцэ́ як розибра́лы, роздалы́, а той коровай тоди́ ри́жуть на кусочки. Вси свадьбо́ви, хоть чужие яки́е, бэру́ть по кусочку. Голубци́ – го́луби, пты́чки на корова́е».
Ковры ручного изготовления. с. Богодуховка Павлоградского района. 1950-е гг. Выполнила Марченко Ольга Нестеровна (1922 г. р.). Ткань х/б промышленного производства, нити х/б, мулине. Вышивка тамбуром. Хранитель О. Н. Марченко, с. Богодуховка. Фото О. Г. Сидорской, 2008 г., с. Богодуховка.
На покала́чины, в первое воскресенье через неделю после свадьбы, в с. Богодуховка молодая выпекала калач – первый хлеб в новой семье. Калач изготавливали из двух переплетенных жгутов по кругу и соединенных вместе («вин так исплэ́тэнный удво́е и круго́м») и выпекали в сковороде. По наиболее частой версии название послесвадебного ритуала произошло от названия ритуального хлеба – калача. Бесконечная форма круга возможно, символизировало долгую жизнь молодых, а два переплетающихся жгута – их единство и неразрывную связь.
Наполняли свадебное застолье во все дни свадьбы традиционные праздничные блюда. На второй день свадьбы после обеда варили куриный суп с лапшой, которую готовили заранее. На свадебном застолье присутствовали разнообразные блюда: холодные закуски (кровьяна́ ковбаса́, холодец, салтисон, соленое сало), соления (квашеная капуста с яблоками и растительным маслом, помидоры и огурцы, соленые в бочках), горячие кушанья (вареники, котлеты, отварное мясо, духи́т, тушеная картошка с мясом, борщ, лапша, клёцки, хохла́цки галушки, картопля́ники (дра́ники), домашняя выпечка (пирожки, пампушки, бублики, лепешки – пэрэ́пички, блины), десерт (густой киси́ль) и напитки (взвар).
Обрядовая функция одежды выступает как одна из самых значимых в украинском свадебном обрядовом комплексе. Собранные материалы по этому разделу включают описания костюмного комплекса, деталей костюма и аксессуаров основных участников свадьбы, праздничной одежды приглашенных свадьбо́вей, информацию о сохранности традиционных элементов и утратах. С течением времени в свадебном костюме украинских переселенцев происходили принципиальные изменения под влиянием городской моды, которые, однако, не коснулись знаковых элементов – венка невесты и атрибутов основных участников ритуала. Собранные материалы представляют сохранившиеся сведения об ассортименте свадебной и праздничной одежды, технологических и конструктивных подробностях.
Ковры ручного изготовления. с. Богодуховка Павлоградского района. 1950-е гг. Выполнила Марченко Ольга Нестеровна (1922 г. р.). Ткань х/б промышленного производства, нити х/б, мулине. Вышивка тамбуром. Хранитель О. Н. Марченко, с. Богодуховка. Фото О. Г. Сидорской, 2008 г., с. Богодуховка.
Полученные сведения о традиционной одежде позволили выделить несколько периодов бытования типов свадебного костюма. В период начала XX века до конца 1930-х гг. бытовала одежда, завезенная из Украины, частично воспроизводились исходные традиции. В костюмный комплекс невесты с. Богодуховка входили: рубаха с вышивкой, юбка с нашивками или лентами и горизонтальными складками, передником (хва́ртук), безрукавка (корсэ́тка), платок или косынка (ху́стка), нагрудное украшение намисто. В костюмный комплекс жениха с. Богодуховка входили: рубаха с вышивкой, штаны (брюки городского покроя), плетеный пояс, сюртук; сапоги. Все это упоминается информаторами 1920-х и 1930-х гг. рождения как одежда бабушек и дедов.
Характерной чертой украинского свадебного и праздничного костюма являлась вышивка. Ею украшали женские и мужские рубахи, передники, ху́стки, корсэ́тки, свы́ты. Особенно ярко и декоративно украшалась девичья свадебная сорочка. Женские рубахи в зависимости от кроя делились на туникообразные, поликовые и на кокетке; цельные или составные, когда верх и низ выполнялись из различных материалов. Изготавливались из трех полотнищ домотканого беленого полотна и украшались вышивкой красными и черными нитями, только черными, реже – светло-серыми нитями. Применялись различные виды швов вышивки: простой крест (двустежечный) и болгарский крест, реже – тамбур, гладь. В узорах вышивки представлены растительные мотивы (розы, пионы, лилии, гвоздики, ягоды, букеты с листьями), а также геометрические мотивы (треугольники, косые кресты, «шашечки», ромбы, восьмикрылые розетки).
Невеста со старшей дружкой во время пригласительных обходов дворов. с. Богодуховка Павлоградского района. 1950-е гг. Из домашнего фотоархива В. Н. Клок. Копия фото О. Г. Сидорской, 2007 г., с. Богодуховка.
Женские рубашки вышивались по горловине у разреза с узкой отделкой или вороту стойкой, иногда по манишке, по плечевым вставкам (поликам). Полики на рукавах собирались с помощью сборок – «бо́ров». По всему полю рукавов с бу́хтою (пышные со сборкой у запястья) мотивы вышивки располагались в шахматном порядке. Край рукава оформлялся узкой отделкой со сборкой, отдельным манжетом (манже́ткой) или «бры́жами» – неотрезным манжетом со сборками. Зачастую по низу рукава у запястья и по горловине вышивка выполнялась по собранным ря́скам. Подол украшался чаще всего орнаментальной сеткой с использованием техники ажурной мережки и вышивки.
Поверх женских вышитых сорочек длинные однотонные юбки из фабричной ткани темных цветов (черные, коричневые, зеленые) с узкими горизонтальными складками (тремя и более) в нижней части и черными бархатными нашивками или атласных лент. Юбка была «очень широ́ка, роско́шна». Цвет нашивных лент подбирали к цвету юбки, но на тон светлее. Нижняя юбка завершала костюмный образ и формировала женский силуэт. Под верхней юбкой носили белую неширокую юбку с «зубца́ми» или вязаным кружевом. Белые зубчики пришивали к краю юбки, а место их соединения закрывали полоской ткани. Край нижней юбки должен был выглядывать из-под верхней не более чем на 2 см. «Ох, як таньцу́ють, широ́ка юбка, а там зу́бци! Як оно красиво! Цэ спициально для та́ньцив!». Подобные нижние юбки с зубчиками могли себе позволить далеко не все. В этом случае к низу основной верхней юбки пришивались кружева для имитции «спидны́ци». Некоторые информаторы называют спидницей саму вышитую рубашку, т.к. подол ее был также богато украшен и также был виден из-под верхней юбки. Можно предположить, что нижняя юбка впоследствии была призвана выполнять функцию ушедших из бытования пропускных длинных рубах, а кружевные или зубчатые края заменили богато украшенный подол сорочек.
Невеста с дружками во время пригласительных обходов дворов. с. Богодуховка Павлоградского района. 1950-е гг. Из домашнего фотоархива В. Н. Клок. Копия фото О. Г. Сидорской, 2007 г., с. Богодуховка.
В праздничном (свадебном) костюме присутствовал передник. Для нарядных фартуков выбирались ткани однотонные и с орнаментом (в цветочек, полоску), светлых и темных тонов, декорировались оборками (с полукруглым и прямым силуэтом), лентами, с помощью техники ришелье и вышивки черными и красными хлопчатобумажными нитями.
Безрукавка на подкладе – корсэ́тка (кэрсэ́т,ва́нэчка) изготавливалась из фабричных тканей (иногда с выработкой) черного, зеленого, коричневого, вишневого цветов с центральным запахом, застежкой на пуговицах, обманным карманом на левой поле и встречными складками по спинке. Строчевая вышивка (ручная и машинная) на корсетках располагалась ассиметрично – на верхней поле по нижней части (растительный орнамент) и по краям деталей и линиям конструктивного членения (вдоль горловины, низа, низа рукава, кармана, рельефа, линии талии и пройме). В декорировании верхней одежды широко применялась техника тканевых нашивок (чаще всего бархатных) и аппликации, отделка мелкими пуговицами, фиксирующими складки по спинке.
Свадьба в с. Богодуховка Павлоградского района Омской области. 1953 г. Из домашнего фотоархива В. Н. Клок. Копия фото О. Г. Сидорской, 2006 г., с. Богодуховка.
По словам информаторов, в белых платочках «де́ўки то́ко на работу ходы́лы», а в праздник девушки и женщины носили небольшие шелковые полушалки с кистями. Причем манера ношения платков и полушалков отличалась в зависимости от статуса: «Дивчата завязывают як обычно – на пэрэ́д коньцы́. А вже як она замуж вы́йдэ, то надева́е платок, шоб воло́с нэвы́дно було́». Праздничная косынка (ху́стка) изготавливалась из покупной хлопчатобумажной ткани, украшалась вязаными кистями по косым краям, иногда – вышивкой простым крестом. Вышитая ху́стка с растительным орнаментом с. Богодуховка (1930-е гг.) выполнена черными, красными и зелеными нитями.
Свадьба в с. Богодуховка Павлоградского района Омской области. 1955 г. Из домашнего фотоархива Л. Н. Клок. Копия фото О. Г. Сидорской, 2006 г., с. Богодуховка.
В женском свадебном (праздничном) костюме непременным атрибутом были украшения – нагрудные и шейные. Нами́сто представляло собой ожерелье, практически закрывающее всю грудь, состоящее из нескольких монохромных отдельных нитей из натуральных или искусственных камней, чаще кораллов (в полихромных украшениях главными цветовыми оттенками бус были красный, бирюзовый, мутно-белый), соединенные в общую связку по принципу цветового контраста единой красной атласной лентой.
Период 1930-х гг. отмечен инертным бытованием и угасанием традиции в одежде под влиянием городской моды: женские – ко́хта, юбка, парочка, нижняя юбка с вязаным кружевом, передник. Все это упоминается как одежда родителей информаторов. Для невесты в качестве свадебного наряда шили парочку. Изготавливали ее из однотонных тканей зеленого, красного, розового, голубого цвета. Причем на передней детали юбки сборок было меньше, а на задней – больше. Декорировался низ юбки горизонтальными нашивками из лент или одной-двумя оборками. Кофта прилегающего силуэта шилась с центральной застежкой по спине (на множество пуговиц) и воротником-стойкой. По передней полочке кофты застрачивались вертикальные складочки, из-под которых выпускали неширокое присборенное кружево (около 1,5 см). Ворот-стойка и зауженный книзу рукав также декорировались кружевом. Аналогично предыдущему периоду, под юбку парочки надевали нижнюю юбку с «зубцами» или вязаным кружевом, а поверх нее – фартук без вышивки с оборками или поперечными складочками. Иногда к парочкам шили «неодинакову ко́хту под баску» с расклешенным низом, пояском и зауженными рукавами.
Свадьба в с. Богодуховка Павлоградского района (двухъярусный венок невесты с сережками и фатой, нагрудная квитка). 1960-е гг. Из личного архива Л. Н. Клок. Копия фото О. Г. Сидорской, 2006 г., с. Богодуховка.
В одежде 1940-х и последующих годов происходили коренные перемены: в состав женского костюма входили блузка современного кроя с полихромной вышивкой простым крестом или гладью, юбка, сарафан (юбка на лямках), платье, платок. Все это упоминается как одежда самих информаторов. С 1950-х гг. костюмный комплекс невесты заменило платье, сшитое из покупной ткани с полихромным цветочным рисунком по светлому фону (голубого, кремового, розового, зеленого, белого цветов), реже – из однотонной светлой ткани. Существовал обычай изготавливать разные платья для двух главных свадебных дней – субботы накануне свадьбы и воскресенья.
Мужские рубашки также изготавливались из льняного отбеленного полотна с прямым разрезом на груди, преобладанием в вышивке вертикальных линий растительно-геометрических мотивов (по воротнику стойке или по отложному воротнику, манишке и манжетам). Мужские штаны шили из тонкой домотканиной ткани и окрашивали в темные цвета (черный, синий). Мужские рубахи 1950-х гг. изготавливались швейными артелями из белой ткани фабричного производства с отложным воротничком, без ластовицы и манжет с полихромной вышивкой крестом и применением техники ажурной мережки. Кустарный способ производства мужских рубах постепенно вытеснял домашний.
Свадьба в с. Богодуховка Павлоградского района (двухъярусный венок невесты с сережками и фатой, ленты, нагрудные квитки, головные квитки у дружек). 1960-е гг. Из личного фотоархива М. С. Калашник. Копия фото О. Г. Сидорской, 2007 г., с. Богодуховка.
В последние десятилетия украинский национальный костюм используется, как правило, только для сценических выступлений и выставочных мероприятий. На свадьбах из комплекса обрядовой одежды сохранились лишь наиболее значимые элементы, маркирующие основных участников (полотенца, кви́тки) и определяющие содержание кульминационных моментов ритуала (головной убор невесты – венок с большим количеством лент, его смена на платок в обряде покрыва́ния).
В период 2000-х гг. аутентичная форма бытования свадьбы с. Богодуховка находится в пассивном состоянии. Аутентичные исполнители транслируют информацию по традиционной культуре по просьбе собирателей. Сценические формы украинской традиционной культуры сохранялись среди аутентичных исполнителей села Богодуховка вплоть до 2008 года. Отдельные значимые элементы восстанавливаются благодаря деятельности учреждений культуры Омской области (культурно-досуговый центр с. Богодуховка Павлоградского района, муниципальный Дом культуры р.п.Павлоградка, районный историко-краеведческих музей им. Свиркина). Восстановленные формы украинской традиционной культуры бытуют среди фольклорно-этнографических ансамблей Омского музыкального училища имени В. Я. Шебалина (студенческого ансамбля «Новая деревня» и ансамбля-лаборатории преподавателей училища «Берегиня»), а также реализуются в деятельности по реконструкции народной одежды в рамках Областного конкурса мастеров народного костюма «Этностиль».
Свадебная упряжь. с. Богодуховка Павлоградского района. 1960-е гг. Из личного фотоархива Клок В. Н. Копия фото О.Г. Сидорской, 2007 г., с. Богодуховка.
Подводя итоги проведенного исследования, можно отметить, что свадебная обрядность украинцев с. Богодуховка составляет значительный пласт в традиционной народной культуре Омской области. Основным выводом стало определение свадебной обрядности украинцев с. Богодуховка как сложной, многоуровневой системы структурных компонентов. В целом следует отметить довольно высокую степень сохранности свадьбы в памяти информаторов и ее большую роль в контексте традиционной культуры и общей системе мировоззрения. К сожалению, сегодня традиционная народная культура украинцев Омской области находится в форме пассивного бытования и находится под угрозой полного изживания в связи с уходом из жизни последних ее носителей, невключения прямых наследников в процесс передачи традиционного опыта. В последнее время сохранение, изучение и развитие традиционной культуры является одной из актуальных проблем современности. Очень важным вопросом является изучение этноспецифики и сохранности традиционной культуры украинских переселенцев Омской области в современной ситуации постепенного угасания аутентичных форм, обладающих собственной региональной спецификой.
Свадьбови и жених в первый день свадьбы (сваты перевязаны полотенцами). с. Богодуховка Павлоградского района. 1960-е гг. Из домашнего фотоархива Л. Н. Клок. Копия фото О. Г. Сидорской, 2007 г., с. Богодуховка.
__________________________________________________________
«Куды, доню, собыраесся?..» Свадебная обрядность украинских переселенцев Омского Прииртышья / Сост. Т. М. Репина, О. Г. Сидорская / Отв. ред. В. Ю. Багринцева. – Омск: Издательский дом «Наука», 2007. (Серия «По материалам фольклорно-этнографических экспедиций», вып. 2). – 186 с.; ил.
Беляева Г. Г. Полотенце и его функция в культуре ХХ столетия // Беляева Г. Г. Традиционная культура Омского Прииртышья второй половины XIX-XX веков. Полотенца. – Омск: Издательский дом «Наука», 2006. – С. 3.
По материалам электронного издания «Шитое полотенцеОмского Прииртышья. Полотняный путь», посвященного открытию выставки памяти исследователя народного декоративно-прикладного искусства Г. Г. Беляевой (Сибирский культурный центр, 2010 г.) / Сост. Т. М. Репина. – Омск, 2010.
Автор - Олеся Геннадьевна Сидорская, заместитель директора по научно-методической работе БПОУ «Омское музыкальное училище (колледж) имени В.Я. Шебалина», заведующая отделением «Сольное и хоровое народное пение»