Творческое наследие народного исполнителя Ивана Мироновича Субботина (д. Михайловка Колосовского района Омской области)
Иван Миронович Субботин – носитель традиционной культуры русских старожилов Сибири, мастер-песельник, сказочник, балалаечник, кулачник, уроженец деревни Михайловка Колосовского района Омской области. Деревня Михайловка расположена вдоль реки Оша в тридцати трёх километрах от районного центра Колосовка. Поселение было основано в 1850 году. В 1926 году численность населения деревни составляла 1113 человек, основное население – русские.
Певческая традиция д. Михайловка по жанровому составу, структуре напевов, характерной манере пения и особому исполнительскому мастерству представляет собой часть большого единого музыкально-стилевого пласта культуры сибирских старожилов. Песенное наследие И.М. Субботина имеет много общего с репертуаром других старожильческих традиций Омского Прииртышья – д. Берёзовка, с. Такмык, д. Чебаклы, с. Старый Карасук и д. Рямовка Большереческого района, сёл Бергамак и Любимовка Муромцевского района, д. Милютино Саргатского района, сёл Саратово и Серебряное Горьковского района, с. Крестики Оконешниковского района. Но наибольшее сходство михайловская традиция обнаруживает с традициями певческих групп сёл Колосовского района – с. Талбакуль, с. Кутырлы и р.п. Колосовка. Исполнители данных населённых пунктов имеют общий репертуар, у них совпадает исполнительский стиль, что говорит о единстве локальной певческой традиции. В большей степени это относится к И.М. Субботину из д. Михайловка и ансамблю с. Талбакуль[1].
Иван Миронович родился 6 декабря 1912 года. Родители и деды по материнской линии – местные, сибиряки, тоже родились в Михайловке. С детства Иван отличался большой музыкальностью, т.к. вырос в музыкальной семье: «Мать была первая песельница. Вот я в мать и в дядю Василия и в дядю Николая с материнской стороны. Они поют, и я с ними вместе. Раньше собирались… Вот тут в деревне лучше нас песельников нет». От своего дядьки Василия, мастера-балалаечника, он научился игре на балалайке. «Был дядя Василий, в балалайку играл хорошо. И я к ним ходил учился. Было мне ещё лет пять-шесть. Приду, бренчу… Я учился хорошо, хорошо играл».
Иван Миронович Субботин. д. Михайловка Колосовского района Омской области, 1970-е гг.
Иван Миронович прошёл всю Великую Отечественную войну (с 18 июля 1941 года по ноябрь 1945 года), был в плену в 1941 году, получил серьёзное ранение в голову. Во время войны исполнитель не забывал родные песни: «Как запел, как закричал, как подхватили ребята! У меня были ребята шибко голосистые». Трое детей Субботина (из девяти выживших) унаследовали его музыкальность, особенно сын Анатолий. У Ивана Мироновича 8 внуков и 12 правнуков. За плечами исполнителя 56 лет трудового стажа – от председателя сельсовета до пастуха.
Иван Миронович до весьма почтенного возраста обладал прекрасной памятью, сохранил богатейший песенный репертуар. Огромный жизненный опыт, образная речь, яркая певческая манера и непревзойдённый талант рассказчика характеризуют исполнителя как уникальную творческую личность.
Знакомство собирателей с Иваном Мироновичем состоялось в 1991 году в ходе проведения экспедиции участниками Клуба народной песни Дома учёных Академгородка г. Новосибирска под руководством Л.В. Перфильевой в составе Н.Е. Оболенской, М.А. Кузнецова и С.Б. Черниковой в д. Михайловка. Основная часть записей сделана от Ивана Мироновича и его второй жены Дарьи Арсентьевны Телятниковой (1908 г.р.).
И.М. Субботин (в центре) и Д.А. Телятникова (справа от И.М. Субботина) с фольклористами из Новосибирска – М.А. Кузнецовым (крайний слева), Н.Е. Оболенской (слева от И.М. Субботина) и Л.В. Перфильевой (справа от Д.А. Телятниковой). д. Михайловка Колосовского района Омской области, 1991 г.
Кроме того, ряд песен был записан совместно с ещё двумя исполнительницами Михайловки: Козловой Марией Ивановной (1927 г.р.) и Ильиной Таисией Александровной (1927 г.р.). Материалы данной экспедиции были переданы в Омск через фольклориста, участника фольклорно-этнографического ансамбля-лаборатории «Берегиня» И.Г. Чумакова. Копии записей хранятся в областном фонде фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества.
Фольклористы из Новосибирска – Н.Е. Оболенская (слева), М.А. Кузнецов (второй ряд слева), Л.В. Перфильева (второй ряд справа) с исполнителями д. Михайловка: Д.А. Телятниковой, М.И. Козловой, И.М. Субботиным, Т.А. Ильиной. д. Михайловка Колосовского района Омской области, 1991 г.
В 2000 году осуществился выезд к Ивану Мироновичу членами Омской областной общественной организации «Центр славянских традиций» А.С. Малиновской и Н.В. Козионовой. В августе 2005 года были проведены экспедиционные сборы в Михайловке группой Сибирского культурного центра (Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества) в составе специалиста Т.М. Репиной, члена Омской областной общественной организации «Центр славянских традиций» Н.В. Котенко, новосибирского фольклориста Т.Ю. Куликовой и специалиста Центра русской традиционной культуры Колосовского муниципального образования Л.А. Мякишевой. В декабре 2005 года состоялся повторный выезд Сибирского культурного центра к исполнителю в составе Д.Р. Парамонова и В.Г. Котенко. В данной экспедиции фиксировалась этнографическая информация по вечёркам, кулачным боям, рассказы о военной службе в формате видеозаписи.
Песенное наследие И.М. Субботина относится к числу традиций с типичным для старожильческих поселений Омской области жанровым составом. В общей сложности в ходе проведения экспедиций 1991-2005 годов от исполнителя был собран богатейший песенный репертуар – 83 образца с вариантами, записанными в разных певческих составах (сольно, в дуэте, в квартете). Основу творческого наследия Ивана Мироновича составляют лирические (48), вечёрочные (7), солдатские песни (10), строевая (1), молодецкая (1), шуточные (7). Дополняют репертуар 3 колядки, 2 плясовые, 1 свадебная, 1 хороводная, 1 скоморошина, 1 небылица, частушки. Записи музыкального фольклора сопровождаются этнографическими комментариями, информацией по проведению молодёжных вечёрок и календарным праздникам. Важную часть творческого наследия И.М. Субботина составляют словесные жанры: сказки, былички, рассказы, молитва о здравии родственников «Прасвятая Мать Богородица».
В песенном наследии Ивана Мироновича особое место занимают «цаловки́» – вечёрочные песни, сопровождавшие молодёжные собрания, которые песельник делит на собственно праздничные вечёрки и «сиде́лки» – посиделки с работой. «Мы откупаем избу. Пускал-то бедный какой-нибудь. То дров привязём или чего... И начинаем гулять… Полна изба!». Осознавая редкость данных песен, народный исполнитель всегда особенно выделял их в своём репертуаре. «Эта старинная песня, старинна вечёрошная. По-моему я только один вот эти вечёрошные знаю. Вот щас спроси, подойди, ну никто больше не знат!» «Тожа может не поймёте, тут надо понимать! Тожа будут цаловки». К ним исполнитель даёт комментарии по типу вождения. «Допустим три парня или три девки ходют. Вот раз кончили мы, они поцеловались. Если парни ходили, девок поцеловали. Девки ходют, им поют. Им будем петь другую. Ходют кругом /за руки не берутся/… Кого надо, позвала, поцаловались. Вот так и пошла эта вечёрка».
Иван Миронович Субботин и Дарья Арсентьевна Телятникова. д. Михайловка Колосовского района Омской области, 1987 г.
Вечёрочные песни отличают динамично развивающиеся сюжеты, простые музыкально-поэтической формы, импровизационность и политекстовость. Анализ музыкально-ритмических закономерностей организации михайловских вечёрочных песен показал наличие в представленной традиции двух политекстовых напевов. На один политекстовый напев Иван Миронович распел песни «Дуня бела-румяна», «Из ворот валит народ», «Кума печку затопила» и «На горе стоит да контора». Другому напеву соответствует два текста: «Под окошечком да сидела», «Что не сорок пять да копеек». С самостоятельным напевом записана вечёрочная «Как по мелкою пороше». Все эти напевы и тексты являются типовыми среди других старожильческих традиций Омской области – с. Талбакуль Колосовского района («Дуня бела-румяна», «Кума печку затопила»), с. Кутырлы Колосовского района («Как по мелкою пороше»), р.п. Колосовка Колосовского района («Дуня бела-румяна», «Под окошечком да сидела», «Что не двадцать пять копеек», «Кума печку затопила»), с. Старый Карасук Большереченского района («Дуня бела-румяна»), с. Чебаклы Большереческого района («Под окошечком да сидела»).
По словам исполнителя, к концу 1930-х годов советская власть запретила проводить молодёжные вечёрки. «Но их /вечёрки/ запретили… Я вот их /песен/ восемь знаю, и повторяю кой-когда, чтоб не забыть-то…». Иван Миронович подробно также рассказывал о кульминационной части вечёрок – переплясе на кругу. «Я самый плясун, первый!.. Вот тебе расскажу, как мы плясали… Вот был Козлов Яшка. Одна старушка пустила нас на вечёрки. Гармонь заиграла, толи он вышел, толи я. Позвал его, стою, он пляшет. Он сплясал, меня зовёт, я опять… Есть и лучше меня плясали… Я "Трепака русского" сильно бил, здорово! Вот щас я ударил здесь, я кругом обойду, качуся под гармонь… Есть "Подгорна", "Настя" есть… Мать даже вприсядку плясала! Она была плясунья и песельница!».
Бо́льшую часть песенного наследия народного исполнителя составляют солдатские, молодецкие и строевые песни, лирические песни и романсы. Именно в этих жанрах Иван Миронович продемонстрировал яркие варианты распространённых песенных сюжетов: солдатские – «Ой, на возморье мы стояли», «Последний нонешнай денёчек», «Из-за лесу-лесу копия мечей», «Скакал казак через долину», «Поехали солдаты со службы да домой», «Служил год, служил два», «Где летал, ворон, по свету», «Поздно вечером стояла у ворот», «Ты, орёл мой сизокрылай», «Прослужил солдат два года», строевая «Вдоль да по бережку, вдоль да по крутому», молодецкая «Из-за гор, горы, ой, едут манжуры»; лирические песни (3) – «Ох ты, мой аленькай светочек», «Голова ше ты, ну, моя только удалая», «Ах, ты сад, ты мой сад, сад зелёненький».
Образцы лирических песен позднего слоя, имеющие общерусское распространение (романсы), являются самой многочисленной группой в репертуаре исполнителя (45): «За рекой, за речкой, на том берегу», «Ты Ванюша, чёрный цыган», «В саду ягода-малина», «Хазбулат удалой», «Славное море – священный Байкал», «Сполюбил я девушку душой да и всем сердцем», «Глухой да неведомой тайгою», «Вниз по Волге-реке», «Отец мой был природный пахарь», «Гулял я по Дону, казак молодой», «Чудный месяц плывёт над рекою», «За грибами девки в лес собрались», «Пришла весна, мы встретились с тобою», «Не пташечки поют, а голос не слыхать», «Ой, поля, вы поля», «Любила мне мать, уважала», «Ты, цыганка-ворожейка», исторические «Горел, шумел пожар Московскай», «Трансваль, Трансваль, страна родная». Зачастую после их исполнения Иван Миронович говорил: «Горькая песня, правда?». В эту группы также входят жестокие романсы («Кончил, кончил курс науки», «Ах, захожу я в дом одна», «Как была ета ночь, как была хороша», «Бедная девица горем убитая») и тюремные романсы («Далеко в стране Иркутской», «Зачем я сижу за решёткой», «Скрывалося солнце за степью», «Отец купец мой был богатай», «Ой, Петроградские трущобы»). «Много ведь песен тюремских. Есть песня "Зачем я сижу за решёткой, так тяжко на волю смотрю". Ох, песня тяжёлая, трагительная!» Романсовую лирику дополняют красноармейские песни («По долинам и по взгорьям», «По военной дороге», «На опушке лесу старый дуб стоит», «Дорогой степной шёл на побывку»), авторские песни советского времени («Куда бежишь, тропинка милая», «Ах, туманы мои, растуманы», «Зорька золотая светит над рекой», «На закате ходит парень»). Часть репертуара песельника составляют украинские лирические песни («Ехалы казаки из Дону до дому», «Закувала зозуленька», «По-над лугом зэлэнэньким», «Стоит гора высокая», «Посияла огурочки блызько над водою», «Ай, на горе там женцы жнут».
Будучи жизнелюбивым, общительным, весёлым человеком по своей натуре, Иван Миронович сохранил в своём наследии семь образцов шуточных песен («Раз Ерёма в кабаке», «Развесёлай был у нас подрядчик», «Раз полосу да Маша жала», «Пошли девки на работу», «Во кузнице молодые кузнецы», «Нанялся я к пану на первое лето», «Как заставил меня барин»), две плясовые «Ай да, как на горке малина» и «Как в етой деревушке нова новина», небылицу «Козёл пошёл за лыкими» и скоморошину «Ой, дуды, дуды, дуды». Шуточная «Как заставил меня барин» пелась под гармошку и балалайку с сольной пляской: «Я раз крикну /спою/, ударил /поплясал/, потом начинаю другой куплет».
Из жанров народного календаря в песенном репертуаре Ивана Мироновича содержатся три колядки: «Мы ходили, мы бродили по святым вечерам» (с припевом «Таюсень»), «Коляда, Коляда, и де была?» и засевная колядка «Сею-сею, посеваю». «Вот мы чудушками нарядились и пошли. Ну, всяко: мужик нарядится женщиной, а женщина – мужуком, вот и идут подряд… От Рожества и до Крещения – святые вечера, и тута ходили и пели "Таю́сень". Все святки шалили». Песни дополнены информацией по празднованию святок (колядованию, посеванию, ряжению), кулачным боям – «кула́чкам», троичной обрядности (о гулянии, «верещаге»). От исполнителя была записана одна хороводная песня – «Как у наших у ворот». По словам Ивана Мироновича, этот хоровод водили кругом или в проходке, держась за руки: «За руки возьмутся, идут, поют по кругу или по улице». В репертуаре песельника также содержится один образец свадебного фольклора – «По сеням, по сенюшкам» (пелась на свадебном пиру).
Иван Миронович с внуком Сергеем. д. Михайловка Колосовского района Омской области, 1970-е гг.
Обо всех исполняемых песнях Иван Миронович вспоминает с особой нежностью, многие из них связаны с людьми, память о которых он хранит. В ходе общения с собирателями исполнитель даёт комментарии по истории появления песен в своём репертуаре. Среди них он выделяет образцы, воспринятые от своей мамы, которой не стало, когда Ивану исполнилось 14 лет: «Это ма́терина песня… Давайте споём ма́терину песню» («Ох ты, мой аленькай светочек», «Любила мне мать, уважала»). «Из-за гор, горы, ой, едут манжуры» пел Иван Миронович со своим дядькой: «Таперь дядину песню, Василия Егорыча». Украинские лирические песни исполнитель выучил от своего деда по отцовской линии Петро Субботы, уроженца Полтавской губернии. Некоторые образцы позднего происхождения песельник учил с радио («Зорька золотая светит над рекой», «На закате ходит парень»), другие услышал в госпитале во время войны на Кузбассе («Не пташечки поют, а голос не слыхать»). В своём репертуаре Иван Миронович выделяет «александовские» песни (с. Александровка Колосовского района) – «В саду ягода-малина». Про большинство же своих песен говорит: «Это наша, михайловская песня».
Особенно Иван Миронович дорожит солдатской песней «Последний нонешнай денёчек», которую он пел в момент ухода на войну. «18 июля нас взяли, 41-го года. Я жил на "Верховке" – место, его видать. Нас двенадцать человек брали – с "Низовки", тута. Отсюда ведут человек семь. Ну, идут, все плачут. А я-то иду её пою и аж плачу. Я вышел со своей Ольгеей Ивановной и подстроился к ним и запел песню. Тут ребята подхватили, оттуда были песельники. Вот я никогда не забываю эту песню… И вот я её щас буду петь, запиши её».
Иван Миронович с супругой Ольгой Ивановной. д. Михайловка Колосовского района Омской области, 1965 г.
Обладая большим жизненным и певческим опытом, богатым репертуаром, Иван Миронович сам иногда сочинял песни («Травушка, травушка, росы в серебре»): «Песни пел складно, даже которы сам складывал». Песельник мог досочинить недостающие по его мнению куплеты песни. Так в лирической песне позднего происхождения «Гулял я по Дону, казак молодой» Иван Миронович добавил последние два куплета («Ну, тут я прибавил, но прибавил правильно!»):
…Она согласилась, она согласилась,
Она согласилась, уехала с ём.
Живут они добро, живут они добро,
Живут они добро, и двоя детей.
Кроме исполнительниц, составлявших с И.М. Субботиным певческий ансамбль, записанный в 1991 году, песельник вспоминает двух своих сотоварищей по пению: земляка Беляева Николая Марковича (1918 г.р.), исполнявшего подголоски в дуэте с Иваном Мироновичем, и Николая Ивановича Ляховского (1914 г.р., потомка переселенцев из Витебской и Минской губерний) из д. Николаевка Колосовского района, знатока украинских песен. В 2000 году состоялась встреча собирателей с одним из них – Н.И. Ляховским, однако, к большому сожалению, данные мужские ансамбли записаны уже не были по различным причинам.
Несомненно, Ивана Мироновича Субботина можно назвать выдающимся народным песельником. Его голос отличают большой певческий диапазон, богатый насыщенный тембр, исполнительский артистизм, выразительность, техническая оснащённость при исполнении сложных музыкальных конструкций и мелизматики. Манера пения имеет множество нюансов: то энергичная, гимнично-торжественная, то мягкая, порой сдержанная, лишена надрывности, крикливости.
Иван Миронович. д. Михайловка Колосовского района Омской области, 2005 г.
В имеющихся аудиозаписях можно наглядно проследить принципы исполнения песельником одной и той же песни в различных исполнительских составах, не прибегая к приёму реконструкции певческой фактуры. Так, от хорошо спетого дуэта Ивана Мироновича и Дарьи Арсентьевны Телятниковой в 1991 году записаны вечёрочные – «Дуня бела-румяна», «Из ворот валит народ», «Кума печку затопила», «На горе стоит да контора», «Как по мелкою пороше», «Под окошечком да сидела», «Что не сорок пять копеек», шуточная – «Развесёлай был у нас подрядчик», лирическая «Ох ты, мой аленькай светочек», солдатская «Поехали солдаты со службы да домой» и плясовая «Ай да, как на горке малина». Ансамбль, состоящий из четырёх человек (И.М. Субботин, Д.А. Телятникова, М.И. Козлова и Т.А. Ильина), спел в 1991 году вечёрочные – «Дуня бела-румяна», «Кума печку затопила», «Как по мелкою пороше», солдатскую «Скакал казак через долину», плясовые «Ай да, как на горке малина» и «Как в етой деревушке нова новина», молодецкую «Из-за гор, горы едут манжуры», шуточные «Раз Ерёма в кабаке» и «Раз полосу да Маша жала». В экспедициях последующих лет Иван Миронович исполняет все эти и многие другие песни сольно, при этом одноголосные версии звучат полноценно, ярко, не уступают ансамблевым.
В сольном исполнении певец стремится к показу максимально возможных вариантов голосов, с лёгкостью переходит из одной тесситуры в другую, из одного голоса в другой, часто отклоняется от равномерной пульсации за счёт увеличения и сокращения длительностей. В завершении песен исполнитель зачастую замедляет темп и переходит на партию верхнего голоса, значительно выдерживая последний тон. Иван Миронович в любом певческом составе демонстрирует мастерство импровизации, виртуозно переходит с пения на говор и обратно (скандирование, интонирование на неопределённой высоте, возгласы).
В многоголосных ансамблевых записях – дуэте с Дарьей Арсентьевной (где она «подгалашивала») и квартете – Иван Миронович неизменно выступает запевалой и лидером состава. Он организует фактуру – в многоголосии часто поёт басовый голос (функциональный бас), при недостатке средних голосов переходит в более высокую тесситуру, регулирует темп и отклонения от него, так и одновременно динамизирует певческую ткань: использует приёмы учащения, ритмического дробления, выталкивания слабых долей, перехода с пения на речитатив. Иногда, чувствуя нехватку силы подголоска, дисбаланс ансамблевого строя, Иван Миронович даёт своим партнёршам по пению рекомендации: «Вы двоя тяните! /пойте верхний голос вдвоём/».
Иван Миронович и Дарья Арсентьевна Телятникова. д. Михайловка Колосовского района Омской области, 1991 г.
К музыкально-стилевым закономерностям певческого стиля народных исполнителей Михайловки можно отнести пение мужских голосов в среднем и высоком регистре, а женских голосов – в низком и среднем регистре ярким, насыщенным грудным звуком преимущественно в сдержанных темпах. В двух и трёхголосной певческой фактуре преобладает параллелизм в сочетании с терпкими секундовыми созвучиями, глиссандирование (скольжение голоса), вариативность. Певческое мастерство народных исполнителей проявляется в сохранении развитой многоголосной фактуры, импровизационности, достаточном уровне ансамблевого музицирования, сохранении всех традиционных исполнительских приёмов. Для песенных текстов характерны внутрислоговые распевы, словообрывы, огласовки согласных.
Излюбленной частью своего репертуара И.М. Субботин считал сказки, воспринятые от разных рассказчиков: «Баба Луша, родная отцова сестра, рассказывала сказки, от неё я и учился. Придёт, соберёт нас, ребятишек, и рассказывает, – и про Кощея бессмертного, и про всех, всех!.. "Чёрные яблочки» Яков Михайлович Мелентьев рассказывал /1906 г.р./… "Протупей-прапорщик"– из давнишней книжки… Сколько я их, сказок, знаю, - всех рассказать, так не перепишешь!» Всего от исполнителя записано 5 сказок: «Сказ про Алёнушку и Ванюшу, или невиданный пароход по земле и по морю», «Чёрные яблочки, или про чёрного кобелька», «Протупей-прапорщик», «Человек и кот», «Про Ваню-дурака». Данные образцы сказочной прозы по жанру относятся к волшебным сказам. Им свойственны большая протяжённость текста и одновременно динамичное развёртывание сюжета. Мастерство сказителя проявляется в ясности и эмоциональности речи, неторопливости повествования, разнообразии речевой интонации. Песни и сказки во время экспедиций перемежались рассказами случаев из жизни и быличками (8 сюжетов): «Порча на свадьбе», «Пропажа овец», «О русалках», «Про жену», «Про змей», «Про колдунью», «Про домового», «Про папоротник».
Иван Миронович, дочь Татьяна, Дарья Арсентьевна (вторая супруга), внук Алёша, внучка Оля. д. Михайловка Колосовского района Омской области, 1993 г.
В речи Ивана Мироновича и песенных текстах содержатся черты сибирского говора: замена безударных звуков «о» и «а» звуком «ы» (вместо «молодца» – «молыдца», «ворота» – «вороты», «думала» – «думыла», «ребята» – «ребяты», «заплескалася» – «заплескалыся», «ветром» – «ветрым»); стяжение гласных (вместо «собирает» – «собират», «которые» – «которы»); наличие приставки «с» в таких словах, как «сподарю», «сполюбил»). В произнесении некоторых слов присутствуют черты южнорусского диалекта – редукция безударных гласных (– аканье-яканье): «чужия», «вяночек», «цвятами», «во слязах», вместо «теперь» – «таперь», «жена» – «жана», «вышивала» – «вашивала», «целовать» – «цаловать», «аленький» – «аленькай», «нонешний» – «нонешнай».
Иван Миронович в ходе общения с собирателями часто с досадой говорил: «Я один только помню, что есть. Таких старых как я нету». В 2007 году руководителем Сибирского культурного центра В.Ю. Багринцевой была организована встреча с сыном Ивана Мироновича – гармонистом Анатолием Ивановичем Субботиным в Омске, в ходе которой производилась аудио запись исполнителя. «В деревне как я – только сын мой Анатолий. Лучше нас песельников нет. А Толя и вовсе в гармонь заиграет – заслушаешься!» Анатолий Иванович играл для записи наигрыши на гармони («Подгорная», «Настя»[2], «Цыганочка», «Улошная», «Матаня», «Полька-бабочка»), пел любимые песни отца и частушки.
Анатолий Иванович Субботин. г. Омск, Сибирский культурный центр, 2007 г.
Впервые небольшая часть творческого наследия И.М. Субботина была опубликована в издании «… "Шёл Ваня хороший". Иван Миронович Субботин. Деревня Михайловка Колосовского района Омской области» в 2005 году. Данная публикация была подготовлена отделом русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества совместно с Омской областной общественной организацией «Центр славянских традиций» и Центром русской традиционной культуры Районного дома культуры Колосовского муниципального образования. В сборник вошли материалы фольклорно-этнографических экспедиций 1991-2005 годов из фондов Омской областной общественной организацией «Центр славянских традиций»: библиографический очерк, расшифровки напевов и текстов 10 песен (семи вечёрочных, одной лирической, солдатской и плясовой), расшифровки пяти сказок, двух быличек и частушки. В 2006 году специалистами Сибирского культурного центра был подготовлен аудио диск с записями четырёх сказок, двух быличек, небылицы и шуточной песни в исполнении И.М. Субботина. К 100-летию со дня рождения исполнителя Сибирским культурным центром был выпущен аудио диск «… "Шёл Ваня хороший". Песни в исполнении Ивана Мироновича Субботина д. Михайловка Колосовского района» из цикла «Фольклорные традиции Омского Прииртышья», в который вошли 25 песенных образцов из богатого репертуара замечательного песельника. Расшифровки шести песен размещены в учебно-методическом пособии Сидорской О.Г. «Ой ты, улица, ты широкая» в 2013 году № 17-19, 39, 44, 49 (С. 40-50, 89-91, 104-16, 116-118).
В 2008 году на девяносто шестом году жизни знаменитого михайловского песельника не стало. Творческое наследие Ивана Мироновича Субботина из деревни Михайловка Колосовского района Омской области представляет собой выдающийся образец для исполнительской практики в условиях современной реконструкции народных традиций. В настоящее время восстановленная форма бытования традиции д. Михайловка достаточно широко применяется в практике целого ряда фольклорных ансамблей г. Омска и Омской области. Песни Ивана Мироновича востребованы и используются в концертной практике фольклорных коллективов: фольклорной группы Омского государственного детского ансамбля, фольклорного ансамбля ДШИ № 1 имени Ю.И. Янкелевича, фольклорно-этнографического ансамбля «Новая деревня» Омского музыкального училища имени В.Я. Шебалина, фольклорных ансамблей Омской области. Для наследования традиции, ярким представителем которой является Иван Миронович Субботин, необходимо подготовить издание с расшифровкой полного объёма песен исполнителя и ценными комментариями, касающимися манеры пения и контекста бытования песен.
01 Как по мелкаю пороше
02 Как по мелкою пороше
03 Дуня бела-румяна
04 Дуня бела, ой да, румяна
05 Кума печку затопила
06 Кума печку, ой да, затопила
07 Из ворот валит народ
08 На горе стоит да контора
09 Под окошечком да сидела
10 Что не сорок пять копеек
11 Последний нонешнай денёчек
12 Скакал казак через долину
13 Скакал казак через долину
14 Поехали солдаты со службы
15 Ой, на возморье мы стояли
16 Где летал ворон по свету
17 Ты орел мой сизокрылай
18 Ой ты, мой аленькай светочек
19 За рекой, за речкой
20 Голова ше ты моя только удалая
21 Ах ты, сад, ты мой сад
22 Из-за гор, горы, ой, едут манжуры
23 Ай да, как на горке малина
24 Ай да, как на горке малина
25 Ай, да как на горке малина
26 Как во етой деревушке
27 Раз Ерёма в кабаке
28 Раз Ерёма в кабаке
29 Развесёлай был у нас подрядчик
30 Развесёлай был у нас подрядчик
31 Нанялся я к пану на первое лето
32 Мы ходили, мы бродили по святым вечерам
33 Коляда, коляда, и де была
34 Сею-сею, посеваю
35 Как у наших у ворот
36 Частушки
37 Сказка "Про чёрного кобелька"
38 Сказка "Портупей-прапорщик"
39 Быличка "Порча на свадьбе"
40 Быличка "Пропажа овец"
41 Сказка "Невиданный пароход по земле и по морю"
42 Сказка "Про Алёнушку и Ванюшку"
__________________________________
[1] Вечёрочные песни «Дуня бела-румяна», «Кума печку затопила», солдатская «Последний нонешнай денёчек», лирическая «Ох ты, мой аленькай светочек», свадебная «По сеням, по сенюшкам», романс «Сполюбил я девушку душой да и всем сердцем».
[2] Наигрыш «Настя» получил название по первой частушке «Ох, Настасья, ты, Настасья, открывай-ка ворота».
Автор - Сидорская Олеся Геннадьевна, кандидат исторических наук, заместитель директора по научно-методической работе, председатель предметно-цикловой комиссии «Сольное и хоровое народное пение», руководитель фольклорно-этнографического ансамбля училища «Новая деревня» БПОУ «Омское музыкальное училище (колледж) имени В.Я. Шебалина», лауреат премии Губернатора Омской области