Творческое наследие (песенное) Гаврилы Леонтьевича Кучукова (с. Колосовка Колосовского района Омской области)

Творческое наследие (песенное) Гаврилы Леонтьевича Кучукова (с. Колосовка Колосовского района Омской области)

Колосовский район
Русские старожилы
Исполнительские искусства

Гаврила Кучуков - уникальный по исполнительской манере и репертуару певец, с которым посчастливилось познакомиться в ходе моих многочисленных экспедиций по селам Омского Прииртышья. Встреча произошла в 1990-м году в поселке Колосовка Колосовского района. Под впечатлением от общения с этим редкостным знатоком игрищных песен назвал я деда Гаврилу «поэтом вечерки». Практически весь записанный репертуар, за исключением нескольких образцов других жанров, состоял из вечерочных, или, как еще говорят, посиделочных песен. Возможно, и были в его репертуаре иные жанры, но по объективным обстоятельствам, о которых будет сказано ниже, удалось записать почти исключительно игрищные песни. Зимняя вечерка получила повсеместное распространение в сибирских селах, на посиделках активно играла и старожильческая и новопоселенческая молодежь. Фиксировались мною эти песни, особенно в ранний период собирательства, в большом количестве. Наибольшее число вечерочных песен (35), если говорить о записи их от отдельного исполнителя, было получено именно от Гаврилы Леонтьевича.

в начале.jpg

Географическая карта Омской области с обозначением Колосовского района.

Колосовка, районный центр Колосовского района, этот поселок так же является и центром Колосовского благочиния Тарской епархии. Основан в 1626 году, название идет от фамилии первого жителя - Колосова. Расположен поселок на малой реке Оше, в 234 км от Омска. Первоначально село называлось Нижне-Колосовское, и заселялось выходцами из Изюцкого погоста, нынешнего районного центра Знаменское. Селились здесь также крестьяне из Центральной России и выходцы из Витебской губернии, т.н. "витепаны". Нижне-Колосовским селение было названо для отличия от деревни Верхне-Колосовской (Баженова), основанной в 1848 году вверх по течению р. Оши. Село являлось центром Нижне-Колосовской, а в 1868—1896 годах — Корсинской волости Тарского уезда Тобольской губернии. Позднее Нижне-Колосовское и деревня Верхне-Колосовка были объединены под названием Колосовка. С 1925 года это административный центр Нижне-Колосовского района Тарского округа Сибирского края, в 1963—1965 годах входит в состав Тюкалинского района. С 1965 года снова является административным центром восстановленного Колосовского района. Колосовка расположена, практически, в географическом центре Омской области. Население Колосовки по переписи 2010 года составляет около 5200 человек.

перед фото 1.jpg

Дорожный знак и архитектурный символ  «Колосовка – географический центр Омской области».

Жители Нижне-Колосовского традиционно занимались хлебопашеством, скотоводством, выделкой кож. Ежегодно здесь проводились по две ярмарки, на которые привозили мануфактуру, предметы домашнего хозяйства. К концу 19 века в селе насчитывалось четыре улицы: Ремесленная, Малая Ремесленная, Плановая, Могильная. В начале 1910-х годов в селе имелись школа, хлебозапасный магазин, винная и торговая лавки, ветряная и две водяных мельницы, маслобойня, четыре завода, две кузницы, фельдшерский пункт, земская станция.

Г.Л. Кучуков, с. Колосовка

Гаврила Леонтьевич Кучуков, пос. Колосовка, фото из личного архива Е.Я. Аркина.


Итак, Гаврила Леонтьевич Кучуков (01.08.1908 - 13.02.1993), по церковной записи Гаврил, самобытный певец, имеющий очень высокий голос, хранящий в памяти большое количество песен. А память его, несмотря на преклонный возраст – на тот момент 82 года – была отменной, что видно по прекрасной сохранности текстов. «Дед Гаврила» (для меня имя осталась именно таким) – телосложением худощавый, ростом немного выше среднего, сутуловатый, «не вредный» по характеру, располагающий к общению человек. Природа одарила его редчайшим типом высокого мужского голоса – тенором-альтино, схожего по тембру с женским.  Звучит голос в народной манере легко, мягко, не имеет той напористости, яркости, что присуще пению большинства сибиряков.  Диапазон в записанных песнях от Ми-1октавы до Си-2 октавы, хотя чувствовалось, что резерв, запас в верхнем регистре у певца есть, и он может брать более высокие звуки.

Родился Гаврила в 1 августа 1908 года в деревне Квашнино Колосовского района в крестьянской семье, на свет появился, по его словам, в поле, на покосе. Я в данном случае придерживаюсь даты рождения, названной самим Г.Л. Кучуковым, на мемориальной же доске указан год рождения 1909. Родители  его,  Кучуковы Леонтий и Мария имели традиционно большую крестьянскую семью. Гаврила имел двух братьев: Федора (1906) и Степана, погибшего в Отечественную войну, а так же трех сестер - Марину (1914), Анну (1916) и Федосью (1918). Четвертая, младшая сестра  Елизавета умерла в младенчестве в 1922 или 1923 году. Всю жизнь Гаврила прожил один, не имея собственной семьи. Без Гаврилы на селе не обходились ни одни посиделки, куда его молодежь приглашала постоянно. Уходил играть песни на всю ночь. «Как я пришел, так и начиналась вечерка. Не любил я повторять песни, всё разные пел, на всю ночь хватало. А перед вечеркой не кушал – петь легко и голосу много». Интересно, что данный факт может подтверждать одну из версий исследователей вокала о том, что пустой желудок является дополнительной к грудному резонатору звучащей зоной. Возможно, к осознанию этого акустического эффекта Гаврила Леонтьевич пришел случайно, а почувствовав разницу в объемности звучания, приходил на вечерки голодным. 

       В обширном репертуаре Г. Кучукова немало политекстовых образцов, когда на один типовой напев могло распеваться две и более  различных по содержанию песен. Это объясняет тот факт, что его репертуара хватало на всю игрищную ночь. Запись на магнитофонную ленту была произведена в одноголосном и двухголосном вариантах: двумя магнитофонами по принципу наложения голосов, когда певец выстраивает сам с собой подголосок. Правда, второй магнитофон, бывший не совсем исправным, и способным только воспроизводить запись, пришлось искать по всей Колосовке. Помощь в этом, да и во многом другом, была оказана тогдашним руководителем районной культуры Николаем Ивановичем Дурневым, много лет проработавшим в этой отрасли. 

02.JPG

Е.Я. Аркин (справа) с Николаем Ивановичем Дурневым (слева), бывшим заведующим Колосовского районного Управления культуры и Галиной Ильиничной Корючиной (1948), автором и исполнительницей собственных песен, род. в д. Квашнино Колосовского р-на, на родине Г.Л. Кучукова. Фото из личного архива Е.Я. Аркина.

Гаврила Леонтьевич не сразу воспринял свою задачу на такой тип записи, но когда понял, что требуется, услышав себя на магнитофоне, стал подпевать, и подголоски полились сами собой, мастерски варьируясь, иллюстрируя оригинальный интонационный почерк. Певческая стилистика Гаврилы Кучукова имеет свой «почерк», немало образцов имеют схожий, узнаваемый набор напевов и мелодических оборотов. Работа по записи проводилась в его маленькой однокомнатной избушке, с таким же крохотным двориком, и заняла полных два дня. О записи наложением договорились на второй день, но, проснувшись, я понял, что дело плохо: после ужина в районной столовой  получил сильнейшее отравление, от которого восстанавливался целую неделю, но уже в Омске, и, как мне в дальнейшем сказал Н.И. Дурнев, с отравлением тогда были отправлены в больницу 30 колосовцев. Но запись я не отменил, понимая, что второго раза не будет. Погода была жаркая, мутило, и процесс приходилось прерывать каждые 20-30 минут, отлеживаясь в тени яблони во дворике Гаврилы.

_03 Заброшенный домик Г. Кучукова с огородом и яблоней (1).jpg

Заброшенный домик Г.Л. Кучукова в пос. Колосовка Колосовкого района с небольшим огородом и яблоней, фото передано Н.И. Дурневым.

   В двухголосном варианте были распеты и зафиксированы все песни, записанные в первый день. Помимо вечерочных песен успел записать еще две круговые: троицкую уличную «Ой, да в нас во поле рябина» и «весновую» «Ой, да и шла курочка с хохлом», водившуюся после Пасхи, а так же «скабрезную» «У нашего барина…». К сожалению, акустическое качество двухголосных вариантов не позволило в дальнейшем включить их в оцифрованную «аудиокопилку», но расшифрованная нотная и текстовая их версии представлены в главе «Вечерочные песни Г.Л. Кучукова» из сборника «Со венком я хожу», сост. Е.Я. Аркин, опубликованного в 1993г. в г. Омске. Следует отметить, что Гаврила Кучуков был хорошо известен в среде своих ровесников не только в поселке: в ходе экспедиционной работы по ближайшим к Колосовке селам немало пожилых женщин вспоминали его, певшего в прежние времена по вечеркам и ярмаркам.

     В моей творческо-исполнительской практике с фольклорным ансамблем «Звонница» Государственного Центра народного творчества в так называемые «доперестроечные» годы (конец 1980-х, начало 1990-х годов) была регулярной традиция посещения с концертами тех мест, где записывал ранее песни. В тот период ансамблю региональными органами культуры для поездок предоставлялся транспорт, обеспечивалось питание и организовывался зритель. В ходе концертов, для совместного исполнения двух-трех местных песен обычно приглашал на сцену сельских певцов, от которых ранее производилась запись. Так же планировал поступить и в Колосовке, приехав сюда с ансамблем через полгода зимой. Войдя в маленькую избушку Гаврилы Леонтьевича, застал его больным, лежащим в постели почти без движения. «Какие теперь мои песни!» - сказал он слабым голосом – «До Пасхи бы дожить... нет здоровья» - жаловался Гаврила Леонтьевич. «Изработался я, надорвался, мешки таская, не то, что брат мой…» И подумалось, а если бы приехал записывать сюда полугодом позже. Но знать, судьба ему была передать. А скольким ушедшим хранителям песен этого суждено не было.

_04()_~1.JPG

Гаврила Леонтьевич Кучуков с племянницей Аллой Степановной Кучуковой (Хололенко), проживавшей в п.г.т. Чульман Нерюнгринского р-на, Якутии (ныне нет в живых). Приезжала на родину родителей. Фото из семейного архива Кучуковых.

_05 С племянницей Аллой.jpg

Гаврила Леонтьевич Кучуков с племянницей Аллой Степановной Кучуковой (Хололенко), проживавшей в п.г.т. Чульман Нерюнгринского р-на, Якутии (ныне нет в живых). Фото из семейного архива Кучуковых.

Несколько слов о самой вечерке. В моих предыдущих публикациях эта тема была освещена достаточно подробно, поэтому данный рассказ не будет столь пространным. Выскажем лишь несколько мыслей. Просматривая и анализируя тексты песен, можем отметить, что для простонародной игрищной поэзии  характерны высокая мораль и этика. В них не найти грубости, пошлости, здесь отражается чистота взаимоотношений  крестьянской молодежи. В реальной жизни всякое могло иметь место, но в песенных сюжетах все пристойно. Девушки характеризуются ласкательно-нежными эпитетами и сравнениями: земляничка-ягодка, девицы-беляночки, голубица, душа-ягода, Сашенька милая, Дуня бела-румяна и тому подобное. А ведь это неграмотные, в большинстве своем, грубоватые крестьяне. Да и на самих игрищах, несмотря на разрешение поцелуев и «обнимашек», существовали определенные моральные правила, не дозволявшие слишком откровенных вольностей. Если перекинуть мостик в современность, то подобное сдержанное поведение молодежи сложно представить на современных (используя сленг) «отвязанных» «тусовках». Да и вербальное обозначение девушки теперь нередко иное, грубое: тёлка, чувиха и т.п., и юноша предлагает не  «познакомиться», а «замутить». Речь, конечно, не обо всей молодежи, но определенной ее части. В патриархальную же эпоху, очевидно, традиционные бытовые отношения и  регламентация поведения в крестьянской среде передавались, регулировались в соответствии с семейными и религиозно-нравственными ценностями, с возможным влиянием постулатов Домостроя. Существовали определенные неписаные правила отображения в игрищной поэзии женщины, девушки, где все было чисто, достойно, эстетично.

Смысл игры в вечерочных песнях - выбор пары: обычно парень выбирал девушку, но и девушка так же могла заводить игру и выбирать парня, что, однако, было реже. Хождение пары, либо двух-трех и более пар одновременно, обязательно заканчивалось поцелуем. Обозначение поцелуя следовало в конце песни, где иногда регламентировалось количество поцелуев, как правило, один либо три поцелуя: «целовалися оне», «поцелую трою» (трижды), «целовались много раз» и тому подобное. Тексты многих песен показывают, что в последней, «поцелуйной» строфе могло и не быть никакой смысловой связи с предыдущим содержанием, но это и не было важно для молодежи, важен был сам поцелуй. Это характерно не только для рассматриваемых песен Гаврилы Кучукова, но для вечерочных текстов вообще. Вечерочные песни в большинстве своем несложны. Метрическая структура игровых песен проста. Основной масштабно-тематической структурой является пара периодичностей, реже простая периодичность. Мелодика отличается ясностью, простотой изложения.

_06 Кучуков Гаврил плита (2).jpg

Мемориальная доска на Музыкальной школе поселка Колосовка. 

_07 Кучуков Гаврил плита (1).jpg

Мемориальная доска на Музыкальной школе поселка Кллосовка. По церковным документам  Гаврила записан как Гаврил (оформлял отец Анатолий).

1. Вечерочная песня «Просилася Катенька» в исполнении Г.Л. Кучукова из пос. Колосовка Колосовского района Омской области (запись наложением). Девушки сидели, парни ходили, выбирая пару, затем садились с ними на лавки. Личный архив Е.Я. Аркина.



2. Вечерочная песня «Сашенька милая» в исполнении Г.Л. Кучукова из пос. Колосовка Колосовского района Омской области (запись наложением).  4 парня и 4 девушки становились друг против друга. Первыми к парням шли девушки. Личный архив Е.Я. Аркина.


3. Вечерочная песня «Как у нашего суседа» в исполнении Г.Л. Кучукова из пос. Колосовка Колосовского района Омской области. Личный архив Е.Я. Аркина.


4. Вечерочная песня «Вот  шкатулка, шкатулка моя» в исполнении Г.Л. Кучукова из пос. Колосовка Колосовского района Омской области (запись наложением). Личный архив Е.Я. Аркина.


 

 Автор описания:

Ефим Яковлевич Аркин, руководитель заслуженного коллектива народного творчества РФ фольклорного ансамбля «Звонница» Государственного центра народного творчества Омской области, профессор кафедры музыкального искусства ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель культуры Омской области, лауреат Премии Правительства РФ «Душа России» (2008), обладатель Почетной Грамоты Президента РФ за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства (2016).  

 

Возврат к списку