Вечёрочные традиции русских старожилов (чалдонов) Омского Прииртышья

Вечёрочные традиции русских старожилов (чалдонов) Омского Прииртышья

Большереченский район
Русские старожилы
Устные традиции

В XVIII – начале XIX веков на территории северных районов современной Омской области русскими был сформирован особый старожильческий тип культуры, носители которого называли себя чалдонами (челдонами), родчими, коренными сибиряками. Песенно-игровая традиция северных губерний России (старожильческий фольклор севернорусский в своей основе) стала стержнем хорошо разработанного сибирского вечёрочного комплекса. В 1970-х – 2000-х годах в сёлах Большереченского, Большеуковского, Знаменского, Колосовского, Крутинского, Муромцевского, Саргатского, Седельниковского, Тарского, Тевризского, Тюкалинского, Усть-Ишимского, а также Горьковского и Оконешниковского районов Омской области исследователями был зафиксирован большой массив фольклорных образцов и репортажей, позволяющих реконструировать сценарий проведения молодёжных праздничных вечёрок и вечёрочный репертуар русских старожилов Омского Прииртышья.

Материалы по вечёрочным традициям Омского Прииртышья с 1950-х годов XX века фиксировались преподавателями и студентами Омского государственного педагогического университета. Все экспедиционные записи хранятся в Фольклорном архиве университета. Тексты песен с примечаниями публиковались в сборниках «Народные песни Омского Прииртышья» и «Фольклор Западной Сибири» (составитель Т. Г. Леонова).  Аудиофиксация исполнения вечёрочных песен и рассказов об играх в 1975 году проводилась А. М. Мехнецовым в Усть-Ишимском районе. Материал хранится в Архиве Фольклорно-этнографического центра им. А. М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, копии переданы в Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области. Записи по вечёрочным традициям Омского Прииртышья, проводившиеся профессором Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского Е. Я. Аркиным во время экспедиций в 1970-х – начале 1990-х годов, хранятся в его личном архиве. Расшифровки песен и репортажей вошли в сборники «Ты берёзка моя» и «Со венком я хожу», несколько вечёрочных песен было представлено на подготовленных им компакт-дисках. В 1986 году участниками Ансамбля сибирской песни (г. Новосибирск) была проведена экспедиция в трёх сёлах Большереченского района Омской области с фиксацией вечёрочных традиций; материал хранится в Фонд-архиве Новосибирского областного центра русского фольклора и этнографии, копии переданы в Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области. С 1992 по 2007 в ходе экспедиций в сёла со старожильческим составом населения, проводившимися  участниками фольклорно-этнографического ансамбля-лаборатории «Берегиня», членами Омской областной общественной организации «Центр славянских традиций» и сотрудниками Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области был зафиксирован материал по сибирской вечёрке. Аудиозаписи и дневники с описаниями вечёрочных традиций хранятся в Областном фонде фольклорно-этнографических материалов.   

Праздничные вечёрки неженатой молодёжи  входили в систему годового цикла. Для Омской области был характерен длительный период проведения вечёрок, которые в северных районах заменяли развлечения молодёжи на улицах (весенне-летний  хороводный сезон был коротким: на раннюю Пасху ещё могли стоять морозы, на позднюю – распутица, а летом – обилие гнуса и комаров). Вечёрочный сезон начинался с Покрова, воскресные и праздничные посиделки осеннего периода служили своеобразной репетицией святочных вечёрок с Рождества до кануна Крещения. Во многих чалдонских сёлах вечёрки продолжались весь Рождественский мясоед. В период проведения свадеб вечёрка была приурочена к предсвадебному этапу – девичнику.

Вечёрка (вечерина, вечеринка) служила местом для установления близкого знакомства и выбора невест. На вечёрки приходили особенно нарядными, преимущественный возраст участников – 16-17 лет. Встречалось и деление вечёрок на младшие (15-16 лет) и старшие (17-20 лет). Вступившие в брак вели уже более строгий образ жизни и не посещали молодежные встречи, молодожёны в первый год совместной жизни могли присутствовать только в качестве гостей.

Общение на вечёрках в значительной мере имело ритуализированный характер. Обращались друг к другу по имени-отчеству. Парни приглашали девушек на вечёрку, отпрашивая у родителей с обещанием проводить до дому: «Дядя Иван, позвольте отпустить с нами на вечёрку Марию Ивановну, потом приведём». В течение вечёрки обязательным было участие в играх, завершающихся поцелуем. Приехавших погостить на праздники из других сёл девушек принимали охотно, парней же пускали за определённый выкуп.

Для своих симпатий ребята приносили сладости (орехи, пряники, конфеты). Девушки своим ухажёрам могли подарить вязаные перчатки. В д. Борки Усть-Ишимского района как комментарий к таким подаркам спели частушку:

Девочки, девчаточки,

Свяжите мне перчаточки.

Поносил бы с ваших рук,

Чтобы не было разлук.

01.JPG

01. Дом в селе Большие Уки Большеуковского района Омской области. 2011. Фото Н.К. Козловой.

Бывало, что встречи по разрешению родителей, проходили в доме одного из участников. Но чаще всего для вечёрок на один вечер (до полуночи) или на весь период святок у кого-либо из одиноких пожилых людей парни поочереди откупали избу («связной дом»), рассчитываясь дровами, хлебом, керосином, деньгами. Так, в д. Таборы Знаменского района за вечёрку платили три рубля, в Андреевке Саргатского – «трёшка и керосин». В с. Кутырлы Колосовского района одна из самых популярных в разных сёлах и часто  открывающая  вечёрку  песен «Кому вечер, а мне вечеринка» имела особый зачин, указывающий стоимость вечёрки: «Вечеринка, вечеринка – два рубля с полтинкой» (№ 3). «Мы откупаем избу. Пускал-то бедный какой-нибудь. То дров привязём или чего... И начинаем гулять… Полна изба! Допустим три парня или три девки ходют. Вот раз кончили мы, они поцеловались. Если парни ходили, девок поцеловали. Девки ходют, им поют. Им будем петь другую. Ходют кругом /за руки не берутся/… Кого надо, позвала, поцаловались. Вот так и пошла эта вечёрка» (И. М. Субботин, д. Михайловка Колосовского района).

02.jpg

02. Народные исполнители Иван Миронович Субботин и Дарья Арсентьевна Телятникова. д. Михайловка Колосовского района, 1987 г. Фото из семейного архива Субботиных.

Парней, «покупавших фатеру» для вечёрок, называли «подрядчиками». Соблюдение порядка проведения вечёрки регулировалось выборным распорядителем или парой («комиссар», «бригадир», «казак», «дружок», «приказчик», «десятник», «староста»).

Вечёрочный репертуар включал исполняемые в определённой последовательности игры, хороводы, посиделочные песни, пляски, бытовые танцы, кадрили. Для сюжетов вечёрочных песен характерно «припевание» молодца к девушке (или наоборот) с непременным игровым поцелуем в завершении. Святочные вечёрки могли включать ряжение и гадание.

В с. Такмык Большереченского района открывала вечёрку популярная игровая «На стульчике купчик»: девушки становились в круг. В центре ходит парень, выбрав девушку, целует. Песней нужно было повеличать каждого парня, начиная с «подрядчика».

На стульчике купчик,

Коленька-голубчик.

- Ты кого, Коля, любишь,

Кого приголубишь?

- Люблю я девку-любку,

Машеньку-голубку,

Сергеевну-голубку.

Люблю я, приголублю,

Разик поцелую,

Хорошо милую.

Самым же распространённым зачином вечёрки, способствующим выявлению взаимных симпатий при формировании пар, была игра «В соседи». Во многих сёлах она имела соответствующую песенку, исполняемую девушками:

А вы, соседи, соседи мои,

Да вы берите по соседушке себе,

Да по душе по красной девушке,

Да вы садите на коленушки,

Да вы цалуйте помаленичку.

«Комиссары» рассаживали девушек на колени к парням по своему усмотрению (иногда парень, решивший досадить своей девушке, нарочно садился с другой). Подходя поочерёдно к каждой паре, спрашивали: «Как сосед, соседка мила тебе?» «Тада парень отвечает, что мила. Ну, скажет: «Мила, дак тяни губа!» Это значит, целоваться надо. А которому парню надо сменять девку – скажет: «Я меняю» (с Ивановым). «Вот тогда, «комиссар» ведёт ему ту девку, котору надо, и спрашивает; «Тебе, сусед, суседка мила?»,  – «Мила!» – «Ну, вот тяни губа!» (с. Седельниково). Девушке, которую пересаживали, «комиссары» могли предложить перескочить через два ремня; если заденет, то ей могло достаться ремешком. В Становке «недовольного» соседкой заставляли плясать. По окончании игры, когда все рассаживались в соответствии с пожеланиями, могла раздаться команда: «Пришёл Денис – сверху на низ» – теперь парни садились к девушкам на колени. «Но строго же было нам их-то садить на руки, а нас-от посадит-от, прямо, и дёржит, и обнимает кто ежели. А я, говорит, девка «на моде» сёдни была, дак у всех посидела» (П. Д. Перевалова, с. Фирстово Большеуковского района). В другом варианте девушек вызывали в центр и спрашивали: «Все девки с парнями сидят. Ухажёр, не ухажёр... Ну, «казак»-то двух девок ставит, спрашиват: «Кого тебе вызвать?» А мы тогда, девки ети, просим: Ваньку ли, Гришку. Ванька подойдёт, поцелует, ты уходишь, а он остаётся и опеть вызыват девок» (П. Ф. Ларкина, с. Верблюжье Саргатского района).

Среди распространённых вечёрочных игр были игры без песен – «В ремешки» (играли, стоя в кругу, пряча ремешок за спинами, или сидя на полу, передавая под коленями – ведущий  должен угадать, у кого ремень), «В номера» (играли сидя на коленях, если парень заговорил девушку, она могла, пропустив свой номер, получить ремешком), «Третий лишний», «В заулки» («Ручеёк») – и с игровыми припевками – «Олень» (в качестве фантов могли собирать с девушек и парней платочки, сидящий на корточках в центре круга водящий по окончании песни, загадывал каждому задание-выкуп), «Как у деда  Трифона», «Заинька», «Дрёма» и др.

Вечёрочные песни имели множество вариантов хореографического оформления. Условно их можно разделить на вечёрочные проходки – «ходить под вечёрошные песни» (с. Крестики Оконешниковского района) полукругом вдоль сидящих на лавках или в кругу – и вечёрочные игровые хороводы с разыгрыванием песенного сюжета в центре круга. При этом во время хождения и вождения хоровода шаг не согласовывался с темпоритмом песни, выбор пары предварялся сольной проходкой.

Наиболее распространённые типы движений зафиксированы в комментариях к песням:

- «Парни кругом ходят, девки сидят на лавке. Парни девку возьмут каждый себе и ходят парами по кругу. В конце целуются при всех. А потом парни садятся – девушки ходят, выбирают парней».

- «Девушки (четверо) ходили по кругу, взявшись в центре за руку, то в одну, то в другую сторону. Целовали парней, к любому подходишь».

- «Парни и девушки ходят кругом, держась за руки. В центр круга выбирают парня. Он себе выбирает девушку. Стоят в кругу и тоже кружатся (в противоположную сторону). В конце песни целуются».

- Во время исполнения песни («Сашенька милая») хождение по кругу с прихлопыванием и «дроблением» (приплясыванием) в подвижной части песни (№ 6).

- «Девушки ходят кругом, держась за руки. Парни пристраиваются с внешней стороны круга впереди избранной девушки (руки крест-накрест). В конце песни  целуются».

- «Четыре парня и четыре девки становились друг против друга. Первыми к парням шли девки, назад шли парни. По окончании песни целовались».

- «Во время песни («Ой, Дунай») парень снимает шапку, кидает девке на колени, она надевает её на себя, идёт рядом, шапку одевает на него и целует».

- «Под песню «Я качу кольцо» один или два парня выбирали себе девушек, под слова песни ставили против матицы, в конце песни девушки доставали до матицы («значит - годная к работе»). Если девушка маленькая, то парни её подсаживают, в конце песни целовались».

- «Во время песни («У нас Ванюшка») девки прыгали через лавки, парни их пересаживали, в конце целовались – это игра на ловкость».

- «В центре круга парень с девушкой садятся на скамейку спиной друг к другу и по окончании песни поворачивают головы в стороны, если в разные – то парень обнимает девушку и целует. Если в одну – девку меняют».

В народной терминологии встречается выражение «на вечёрках играли в свадьбу», «женили», имея в виду исполнение вечёрочных песен, близких к свадебным (с припеванием имён-отчеств) или бытующих в таком качестве – «По лугу вода со льдом»,  «Что не добрый конь по бережку идёт», «Алая ленточка к стенке льнёт», «У гоголя –золотая голова» и др. Напоминала свадьбу и сама ситуация их исполнения: «Двух "свах" со старшей девкой и двух парней, как товарищей, ставят вокруг парня. Пропоют ему, парень берёт кто нравится, целуются» (сс. Артын, Качёсово Муромцевского района). Да и в самих текстах песен тема женитьбы – одна из главных («Что же ты, Ванечка, не женишься», «У нас Коленька нынче женится»).

В течение вечёрки пелось множество песен, под которые парни и девушки друг друга выбирали; парням пели «Что не добрый конь по бережку идёт», «Уж, Сенюшка, Семеонушка», «Шёл-прошёл Иван», «Хватит, хватит вам, ребята», девушкам – «Ты шкатулка, шкатулка моя», «Из-под дому сад цветёт», «Пимы мои, пимы», «Как на Кате цепочка горит». Если парень девушку выбрал, отказываться было нельзя. В течение вечёрки предполагалась постоянная смена партнёров по играм и танцам. Постоянно приглашать одного и того же (одну и ту же) считалось неприличным, иногда пары специально договаривались между собой о переменах в игре (№ 13).

По окончании песен комиссары обращались: «поцелуйтесь-полюбитесь». Если кто-то смущался целоваться (могли и просто прикоснуться щекой), таких подбадривали приговорками «Ураза, ураза, целоваться три раза», «Горазд? – Горазд. – Целуй сорок раз» или припевкой: «Цалуй гостью, хозяюшку после…».

В песенной системе русских старожилов вечёрочные песни выступают одним из централизующих жанров (вместе с лирическими – чаще позднетрадиционной лирикой); в общем количестве записей от одной группы старожилов вечёрочные часто составляют основу. Сами исполнители называют их «вечёрошными», короткие поцелуйные припевки «вечёрошными коротушками». Также встречается определение «посиделочная» песня, указывающая на то, что все сидят, а ходит одна пара.

Был распространён ряд типовых вечёрочных напевов, бытующих в чалдонских сёлах в различных стилистических версиях, приближаясь то к медленным хороводам, часто с объёмными текстами, то к плясовой песне (№ 7, 8) и объединяющихся в локальной традиции с разными текстами (№ 1, 2). Так, Е.Я. Аркин записал от знатока вечёрочных песен Гаврилы Леонтьевича Кучукова, 1908 г.р., из с. Колосовки 36 вечёрочных песен (из исполненных им 40) на 16 напевов – на один напев исполнялось до семи текстов: «Как я пришёл, так и начинается вечёрка. Не любил я повторять песни, всё разные пел, на всю ночь хватало. Был я главный зачинщик в песнях» (Г. Л. Кучуков, с. Колосовка).

03.jpg

03. Гаврила Леонтьевич Кучуков, п. Колосовка. Фото из личного архива Е. Я. Аркина.

При выборе текстов на один и тот же мотив для сопровождения проходки уважаемой девушки выбирался сюжет подлиннее, давая возможность показать себя на кругу, молодым же (или заносчивым девкам побогаче) пелись песенки покороче: «Если девка на почете, то она из круга не выходит» (Ф. И. Сорокина, д. Любимовка Муромцевского района).

В сибирских вечёрочных песнях отразились местные топонимы и диалектизмы: «Прощай-ка, батюшка Иртыш», «Никуды наша девчонка не годна – проводить её в Ишимы-города» («Как у Танички большие глаза»), «Пимы мои, пимы» (пимы – валенки),  песня «Ты, берёзка моя» в ряде сёл имела зачин «Уж, ты, вьюга ли вьюжливая, метелюга метелюжливая...», в песне «Вечер, вечер, ввечеру» есть строки «Он во Томске-то жил, во Тобольске служил» и «по всему селу, Любимовскому».

Песенная культура русских старожилов Омского Прииртышья является частью стилистически целостной русско-сибирской традиции раннего формирования (сёла Томской, Новосибирская областей). В старожильческих традициях вечёрочные и хороводные песни образуют единый песенно-танцевально-игровой комплекс. Многие игровые хороводы, по замечаниям исполнителей северных районов Омской области, бытовали и в осенне-зимнем, и весенне-летнем периоде молодёжных гуляний («Со вьюном (со светком) я хожу», «Посею лебеду на берегу» и др.). Единство хороводных и вечёрочных песен прослеживается на уровне ладоинтонационного строения, типа многоголосия (двухголосие с элементами трёхголосия), приёмов образования строф и исполнительских особенностей. Однако сами исполнители выделяют «вечёрошные» песни и припевки как песни «с целовками», в отличие от «круговых» и «улишных». Кроме поцелуйного окончания, их отличительными качествами являются динамичные (порой нелогичные) сюжеты, простые формы музыкально-поэтической строфы, узкообъёмные звукоряды и специфические политекстовые напевы. Особенности песен связаны с их функциональностью (выбор пары, величание, сопровождение игры, пляски). Характерной  чертой певческого стиля русских сибиряков, проявляющейся и в исполнении вечёрочных песен, является пение в низком грудном регистре ярким, насыщенным звуком в спокойном темпе,  характерный исполнительский приём скольжение голоса – «глиссандо». Влияние лирической песни на большинство песенных жанров старожилов в вечёрочных песнях проявилось в наличии большого объёма песен в размеренных темпах, наличии сольных запевов в каждой строфе, смещении цезуры.

После вечёрочных игр и хороводов начинались пляски. Плясали под инструментальные наигрыши на балалайке, гармони-«хромке» или однорядке (иногда в сопровождении бубна) «Барыня», «Камаринская», «Подгорная», «Цыганочка», устраивая в центре круга перепляс по парам, подбадривая плясовыми припевками («пока все не перепляшут»). На гармони играли многие, очень ценились гармонисты, способные играть без перерыва по полтора-два  часа, для таких музыкантов припасали особое угощение. Среди бытовых танцев, самыми популярными на вечёрках были «Полька-бабочка», «Коробочка», «Краковяк» («карковяк»), «Чижик», танцевали и многофигурные «Кадрели». В ряде сёл плясками и танцами молодёжь развлекалась и по окончании будничных посиделок с работой.

По окончании вечёрки играли в «разлуку», пели «отходную» («Расхожая-разъезжая»): «Когда вечёрка кончится, домой надо, уж поздно. Ну, и вот, спели оболокамси уж домой идтить, куртешонки надевам и пошли» (с. Черняево Тарского района).

В силу межкультурных и межэтнических контактов с группами российских, белорусских и украинских переселенцев происходило постепенное обогащение вечёрочного репертуара.

Во многих деревнях северных районов на вечёрки продолжали собираться вплоть до начала Великой Отечественной войны. Вечёрки перемещались в клубы и уже начинались и заканчивались танцами и кадрилями. В 1970-1990-е, а в отдельных сёлах в 2000-е годы, в памяти народных певцов ещё сохранялась аутентичная форма исполнения вечёрочных песен и припевок. С уходом носителей старшего поколения вечёрочные традиции как объект нематериального культурного наследия сохраняются в аудиозаписях, находящихся в фольклорных архивах.

В настоящее время вечёрка как самоорганизующаяся форма молодёжного досуга, бытует в восстановленных формах, основанных на фольклорных образцах северных районов области, в г. Омске и ряде районов области, демонстрируя свою привлекательность как форма содержательного досуга подростков и молодёжи.

04.jpg

04. Молодёжная вечёрка в Сибирском культурном центре, 2011 г. Фото В. Андреева.

Экспедиции:

1. Организация: Омский государственный педагогический университет

Год, собиратели: 1973 – Козлова Н.К. (руководитель группы), 1974 – Козлова Н.К.  (руководитель группы), 1975 – Новоселова Л.Н.,  Щербакова Г., Браженко Н., Ложникова Т.В., 1976 –Леонова Т.Г., Василенко Н.М., Белкина Л.М., Сосковец Г., Засядько Н., Караваева С., 1978 –Леонова Т.Г. (руководитель группы), 1979 – Зубанов В.В., Исаева Г., Свиридович А.А., В.Б. Шишкин, Шлейгер И.А., 1980 – Козлова Н.К. (руководитель группы), 1981 – Козлова Н.К. (руководитель группы), 1982 – Козлова Н.К. (руководитель группы)

Место фиксации: Омская область, Большеуковский район, деревня Баслы, деревня Коновалиха, село Становка, деревня  Решетино, село Уралы, село Фирстово, Большереченский, деревня Берёзовка, село Старый Карасук, село Чебаклы, Горьковский район, село Серебряное,  Знаменский район, село Новоягодное, село Шухово, Колосовский район, село  Кутырлы, Муромцевский район, деревня Качёсово, деревня Большеникольск, Нижнеомский район, деревня Новомалиновка, село Старомалиновка, Саргатский район, село Андреевка, деревня  Сибирская Саргатка,  деревня Черноозерье, Седельниковский район, село Михайловка, Тарский район,  город Тара, село Соусканово,  Тюкалинский район, деревня Николаевка, село Новосолдатка.

Место хранения: Фольклорный архив Омского государственного педагогического университета, коллекции: МАГ-9/73, ЭК-8/73; МАГ-4/1974, ЭК-3/74; МАГ-2(з/о)/1975, ЭК-5,13,15/75; МАГ-2/1976, ЭК-1,2/76; МАГ-2,3,6/1978, ЭК-10/78; МАГ-1,2,3,5,11/1981, ЭК-4,5,9,11,12,31,33,34/1981; МАГ-7,15/1979, ЭК-14,45/1979; МАГ-2/1980, ЭК-49/1980; МАГ-2,3,5/1982, ЭК-9, 10, 11,12, 13, 16/1982             

2. Организация: Ленинградское отделение Союза композиторов РСФСР

Год, собиратели: 1975 –Мехнецов А.М.

Место фиксации: Омская область, Усть-Ишимский район, село Большая Бича, деревня Березянка, село Загваздино, деревня Новая Деревня, деревня Суя

Место хранения: Архив Фольклорно-этнографического центра им. А.М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, (Архив ФЭЦ СПбГК), коллекция ОАФ №1975-78–№1975-171; Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственный центр народного творчества Омской области

3. Организация: Фольклорно-этнографический ансамбль-лаборатория «Берегиня»

Год, собиратели: 1992 – Багринцева В.Ю., Чумаков И.Г., Сидорская О.Г., 1993 – Чумаков И.Г., Каримов А.Р., 1995 – Багринцева В.Ю., Пахотина С.П., Чешегорова Е.М., Макаров А.В., Редькова Е.Н, Попова Е., 1997 – Чешегорова Е.М., Басаева Ю.Ю., Романов Р.В., 1998 – Чешегорова Е.М.

Место фиксации: Омская область, Большереченский район, село Могильно-Посельское, Муромцевский район, деревня Бергамак, деревня  Лисино, деревня Любимовка, село Низовое, Колосовский район, село Толбакуль, Оконешниковский район, село Крестики,  Саргатский район, село Андреевка, Седельниковский район, село Седельниково, село Кейзесс, Тюкалинский район, посёлок  Первомайский, село Кабырдак

Место хранения: Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области, АК- 21, 22, 24, 26, 28, 32, 50, 51, 53, 58, 59, 76, 172, 230, С Ом/С -1,2, С Ом/КС-3, С Ом/ТК – 7,8,9

4. Организация: Государственный центр народного творчества Омской области

Год, собиратели: 2000 – Козлова Н.К., Котенко Н.В, Репина Т.М., Чешегорова Е.М., Киселёва Н.Ю., Романов Р.В., 2002 – Соломахин С.Н., 2003 – Чешегорова Е.М., Котенко Н.В., Чешегоров И.В., 2006 – Багринцева В.Ю., 2007 – О.Г. Сидорская, Т.М. Репина

Место фиксации: Большеуковский район, с. Большие Уки, д. Зудилово, село Фирстово, Горьковский район, деревня Саратово, Знаменский район, деревня Таборы, Тарский район, село Екатерининское, село Пологрудово,  Тевризский район, село Тевриз, Тюкалинский район, село Новый Кошкуль, Усть-Ишимский район, село Усть-Ишим,  посёлок Борки

Место хранения: Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области, АК - 76, 257, 259, 260, 266, С Ом/Г-1, С Ом/Т-3

5. Год, собиратели: 1978 – Е.Я. Аркин, 1979 – Е.Я. Аркин, 1989 – Е.Я. Аркин, 1990– Е.Я. Аркин, 1991 – Е.Я. Аркин, 1992 – Е.Я. Аркин, 1994 – Аркин

Место фиксации: Большереченский район, село Большеречье, село Такмык,  Большеуковский район, село Фирстово, Муромцевский район, село Артын, село Бергамак, село Гурово, деревня Качёсово, деревня Лисино, Оконешниковский район, село  Крестики, Колосовский район, село Колосовка, деревня Крайчиково, село Толбакуль, Крутинский район, посёлок Крутинка, Тарский район, деревня Соусканово, село  Черняево, село Ложниково,  Седельниковский район, село Седельниково

Место хранения: Личный архив Е.Я. Аркина

6. Год, собиратели: 1986 – Рещикова Н.Г., Фенько О.В., Долгов А.В.

Место фиксации: Омская область, Большереченский район, села Большеречье, село Такмык, село Шипицыно

Место хранения: Фонд-архив Новосибирского центра русского фольклора и этнографии, Фонд 4, опись 2, А-299; Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области

7. Год, собиратели: 1992 – И.В. Аношин

Место фиксации: Омская область, Колосовский район, деревня Михайловка

Место хранения: Семейный архив Субботиных; Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области, АК-301, С Ом/КС-5


История выявления и фиксации объекта

Материалы по вечёрочным традициям Омского Прииртышья с 1950-х годов XX века фиксировались преподавателями и студентами Омского государственного педагогического университета; все экспедиционные записи хранятся в Фольклорном архиве университета; тексты с примечаниями публиковались в сборниках «Народные песни Омского Прииртышья» и «Фольклор Западной Сибири» (составитель Т.Г. Леонова).  Аудиофиксация исполнения вечёрочных песен и рассказов об играх в 1975 году проводилась А.М. Мехнецовым в Усть-Ишимском районе; материал хранится в Архиве Фольклорно-этнографического центра им. А.М. Мехнецова Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, копии переданы в Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области. Записи по вечёрочным традициям Омского Прииртышья, проводившиеся профессором Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского Е.Я. Аркиным во время экспедиций в 1970-х – начале 1990-х годов, хранятся в его личном архиве; расшифровки песен и репортажей вошли в сборники «Ты берёзка моя» и «Со венком я хожу», несколько вечёрочных песен было представлено на подготовленных им компакт-дисках. В 1986 году участниками Ансамбля сибирской песни (г. Новосибирск) была проведена экспедиция в трёх сёлах Большереченского района Омской области с фиксацией вечёрочных традиций; материал хранится в ФОНД-архиве Новосибирского областного центра русского фольклора и этнографии, копии переданы в Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области. С 1992 по 2007 в ходе экспедиций в сёла со старожильческим составом населения, проводившимися  участниками фольклорно-этнографического ансамбля-лаборатории «Берегиня», членами Омской областной общественной организации «Центр славянских традиций» и сотрудниками Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области был зафиксирован материал по сибирской вечёрке, аудиозаписи и дневники с описаниями вечёрочных традиций хранятся в Областном фонде фольклорно-этнографических материалов.   


Библиография

1. Аркин Е.Я. Со венком я хожу: Народные песни Омской области. – Омск: ОмГУ, 1995. 

2. Гидеон С.Г. Вечерочные песни русского населения Омской области (к проблеме словесно-музыкального единства) // Материалы Второго семинара Западно-Сибирского вузовского центра по фольклору. – Омск: ОмГУ, 1995.

3. Гидеон С.Г. Русская вечерка: аспекты изучения // Славянские чтения. Духовная культура и история славян: Тезисы и материалы докладов научно-практической конференции. Вып. II. – Омск: ОмГУ, 1993.
4. Золотова Т.Н. Песни и игры святочных вечерок у русских Тоболо-Иртышского региона // Народная культура. Материалы V Всероссийского научно-практического семинара по фольклору. – Омск: ОмГУ, 1997.

5. Козлова Н.К., Шевченко Л. Святочные молодёжные традиции сёл Большеуковского района Омской области: по материалам Фольклорного архива Омского государственного педагогического университета (экспедиция 1982 г.). – Омск, 2014.

6. Народные песни Прииртышья / Сост. Т.Г. Леонова. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1969.

7. Аркин Е. Я. , Т.Г. Леонова. Игровые, хороводные и плясовые песни народных развлечений // Народная культура Муромцевского района / Под ред. Т.Г. Леоновой и др. – М.: Фонд им. И.Д. Сытина, 2000.

8. Ты, березка моя. – Омск: Кн. изд-во, 1987.
9. Фольклор Западной Сибири / Сост. Т.Г.Леонова. – Омск: Кн. изд-во, 1974.

10. Хороводные и игровые песни Сибири / Сост. Ф.Ф. Болонев, М.Н. Мельников. – Новосибирск: Кн. изд-во, 1985.

11. Хомякова, А. Е. Игра «Соседи» в вечерочном комплексе Омской области // Народная культура Сибири: материалы XII науч.-практ. семинара Сиб. регион. вузов. центра по фольклору / Ом. гос. пед. ун-т; [отв. ред. Т. Г. Леонова]. – Омск: ОмГПУ, 2003.

12. Хомякова, А. Е. О степени сохранности и особенностях бытования вечерочных песен Омской области // Народная культура Сибири: Материалы ХIII науч.-практич. семинара Сиб. регион. вуз. центра по фольклору / Омск. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Н. В. Леонова, ред. Т. Г. Леонова, В. А. Москвина. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004.

13. «Шёл Ваня хороший». Иван Миронович Субботин. Деревня Михайловка Колосовского района Омской области (По материалам фольклорно-этнографических экспедиций). – Омск: «Издательский дом "Наука"», 2005. – Вып.1.

Дискография

1. «Во бору-то ли было...»: Поют народные исполнители п. Крутинка Омской области [Звукозапись] / Сост. Е.Я. Аркин. – Омск: Факультет культуры и искусств ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2009.

2. «За лесом солнце просияло…» Чалдонские мотивы: Поют народные исполнители села Крестики Омской области [Звукозапись] / Сост. Е.Я. Аркин. – Омск: Государственный центр народного творчества, 2008.

3. «На вечёрочки я шла»: Вечёрочные песни Омской области (Экспедиционные записи Омского государственного педагогического университета и ОООО «Центр славянских традиций» 1979-1995 гг. [Звукозапись] / Сост. Н.К Козлова, подг. Д.Р. Парамонов. – Омск: Государственный центр народного творчества, 2009.

4. «Селезенюшка косы вьёт»:  Поёт Анисья Бахтинова и семейный ансамбль с. Толбакуль Омской области [Звукозапись] / Сост. Е.Я. Аркин. – Омск: Факультет культуры и искусств ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, 2007.

5. «Шёл Ваня хороший»: Песни в исполнении Ивана Мироновича Субботина [Звукозапись] – Омск: Государственный центр народного творчества, 2012.

                                                                                                                                    

Аудиоприложение

01. Вечёрочная песня "А вы соседи, соседи мои" в исполнении фольклорного ансамбля из с. Большеречье Большереченского района Омской области.

 Год, собиратели: 1986 – Н.Г. Рещикова, О.В. Фенько, А.В. Долгов.

Место фиксации: Омская область, Большереченский район, с. Большеречье.

Место хранения: ФОНД-архив Новосибирского центра русского фольклора и этнографии, Фонд 4, опись 2, А-299, № 6; Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области.

Исполнители: Захарова Марьяна Андреевна (1909 г.р.), Гуселетова Ирина Кузьминична (1911 г.р., род. в д. Бабья Большереченского района), Левковская Клавдия Даниловна (1909 г.р., род. в с. Стражниково),  Чепкина Александра Ивановна (1914 г.р., род. в д. Осихино Большереченского района), Кузнецова Анастасия Павловна (1922 г.р., род. в д. Осихино Большереченского района).

02. Вечёрочная песня "А берёзка, берёзка моя" в исполнении фольклорного ансамбля из с. Большеречье Большереченского района Омской области.

 Год, собиратели: 1986 – Н.Г. Рещикова, О.В. Фенько, А.В. Долгов.

Место фиксации: Омская область, Большереченский район, с. Большеречье.

Место хранения: ФОНД-архив Новосибирского центра русского фольклора и этнографии, Фонд 4, опись 2, А-299, № 14; Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области.

Исполнители: Захарова Марьяна Андреевна (1909 г.р.), Гуселетова Ирина Кузьминична (1911 г.р., род. в д. Бабья Большереченского района), Левковская Клавдия Даниловна (1909 г.р., род. в с. Стражниково),  Чепкина Александра Ивановна (1914 г.р., род. в д. Осихино Большереченского района), Кузнецова Анастасия Павловна (1922 г.р., род. в д. Осихино Большереченского района).

03. Вечёрочная песня "Вечеринка, вечеринка" в исполнении Ф.М. Саглаевой и Ф.И. Усовой из с. Кутырлы Колосовского района Омской области.

 Год, собиратели: 1976 – Т.Г. Леонова, Н.М. Василенко, Омский государственный педагогический университет.

Место фиксации: Омская область, Колосовский район, с. Кутырлы.

Место хранения: Фольклорный архив Омского государственного педагогического университет, МАГ-2/1976, № 2, ЭК-1/76, №2.

Исполнители: Саглаева Федосья Матвеевна (1912 г.р., род. в с. Савиново Тюкалинского района Омской области), Усова Федора Ивановна (1900 г.р., род. в с. Савиново Тюкалинского района Омской области).

04. Вечёрочная песня "Как по мелкою пороше шёл Ваня хороший" в исполнении Ф.М. Саглаевой и Ф.И. Усовой из с. Кутырлы Колосовского района Омской области.

 Год, собиратели: 1976 - Т.Г. Леонова, Н.М. Василенко.

Место фиксации: Омская область, Колосовский район, с. Кутырлы, Омский государственный педагогический университет.

Место хранения: Фольклорный архив Омского государственного педагогического университета, МАГ-2/1976, № 3, ЭК-1/76, №3.

Исполнители: Саглаева Федосья Матвеевна (1912 г.р., род. в с. Савиново Тюкалинского района Омской области), Усова Федора Ивановна (1900 г.р., род. в с. Савиново Тюкалинского района Омской области).

05. Вечёрочная песня "Заскочил у нас козёлик в огород" в исполнении А.Н. Батуриной и А.Н. Шведовой из г. Тары Омской области.

 Год, собиратели: 1975 – Т.В. Ложникова, Омский государственный педагогический университет.

Место фиксации: Омская область, г. Тара.

Место хранения: Архив Омского государственного педагогического университета, МАГ-2 (з/о)/1975, № 2, ЭК-34/1981, №5.

Исполнители: Батурина Анфилия Никифоровна (1886 г.р., род. в с. Соусканово Тарского района Омской области), Шведова Александра Никифоровна (1910 г.р.).

06. Вечёрочная песня "Сашенька милая по саду гуляла" в исполнении А.М. Михайловой, Н.М. Канунниковой и П.Д. Брагиной из д. Саратово Горьковского района Омской области.

 Год, собиратели: 2007 – О.Г. Сидорская, Т.М. Репина, Отдел русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области.

Место фиксации: Омская область, Горьковский район, д. Саратово.

Место хранения: Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области, С Ом/Г-1, № 18.

Исполнители: Михайлова  Анна Михайловна (1931 г.р.), Канунникова Надежда Михайловна (1932 г.р.),  Брагина Пелагея Дмитриевна (1934 г.р.).

07. Вечёрочная песня "Что не добрый конь по бережку идёт" в исполнении А.Г. Бахтиновой, Ф.Г. Быстровой и Д.И. Яковлевой из с. Толбакуль Колосовского района Омской области. Год, собиратели: 1989 – Е.Я. Аркин, Е.А. Шабанов (звукорежиссёр).

Место фиксации: Омская область, Колосовский район, с. Толбакуль.

Место хранения: Личный архив Е.Я. Аркина.

Исполнители: Бахтинова Анисья Григорьевна (1910 г.р.), Фаина Григорьевна Быстрова (1930 г.р.), Яковлева Дарья Ивановна (1925 г.р.) .

08. Вечёрочная песня "Что не добрый конь по бережку идёт" в исполнении Е.Н. Кокшевой и О.П. Куташевой из с. Бергамак Муромцевского района Омской области.

 Год, собиратели: 1993 - И.Г. Чумаков, А.Р. Каримов.

Место фиксации: Омская область, Муромцевский район, с. Бергамак.

Место хранения: Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области, АК-51, №1.

Исполнители: Кокшеева Елизавета Назаровна (1907 г.р.), Куташева Ольга Петровна (1909 г.р.).

09. Вечёрочная песня "Мимо рощицы" в исполнении Е.Н. Кокшевой и О.П. Куташевой из с. Бергамак Муромцевского района Омской области.

 Год, собиратели: 1993 – И.Г. Чумаков, А.Р. Каримов.

Место фиксации: Омская область, Муромцевский район, с. Бергамак.

Место хранения: Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области, АК-51, № 8.

Исполнители: Кокшеева Елизавета Назаровна (1907 г.р.), Куташева Ольга Петровна (1909 г.р.).

10. Вечёрочная песня "Из-за лесу, из-за гор" в исполнении Ф.И. Сорокиной, П.И. Романовой и М.В. Петровой  из д. Любимовка Муромцевского района Омской области.

 Год, собиратели: 1992 – В.Ю. Багринцева, И.Г. Чумаков, О.Г. Сидорская.

Место фиксации: Омская область, Муромцевский район, д. Любимовка.

Место хранения: Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области, АК-230, № 11.

Исполнители: Сорокина Федосея Ивановна (1919 г.р., род. в д. Любимовка), Романова Пелагея Ильинична (1907 г.р., род. в д. Любимовка), Петрова Марфа Васильевна (1915 г.р., род. в д. Любимовка).

11. Вечёрочная песня "Посидим мы с тобой здесь" в исполнении А.А. Полуяновой, А.Я. Степановой и Е.А. Бертяковой из с. Серебряное Горьковского района Омской области.

 Год, собиратели: 1979 – Г. Исаева, Н. Редчиц, И.А. Шлейгер, В.В. Зубанов, Омский государственный педагогический университет.

Место фиксации: Омская область, Горьковский район, с. Серебряное.

Место хранения: Фольклорный архив Омского государственного педагогического университета, МАГ-7/1979, № 2, ЭК-14/1979, № 2.

Исполнители: Полуянова Анна Афанасьевна (1910 г.р.), Степанова Афимья Яковлевна (1918 г.р.), Бертякова Ефросинья Андреевна (1914 г.р.).

12. Вечёрочная песня "Я сидела на скамейке на конце" в исполнении А.А. Полуяновой, А.Я. Степановой и Е.А.  Бертяковой из с. Серебряное Горьковского района Омской области.

 Год, собиратели: 1979 – Г. Исаева, Н. Редчиц, И.А. Шлейгер, В.В. Зубанов, Омский государственный педагогический университет.

Место фиксации: Омская область, Горьковский район, с. Серебряное.

Место хранения: Фольклорный архив Омского государственного педагогического университета, МАГ-7/1979, № 5, ЭК-14/1979, № 4.

Исполнители: Полуянова Анна Афанасьевна (1910 г.р.), Степанова Афимья Яковлевна (1918 г.р.), Бертякова Ефросинья Андреевна (1914 г.р.).

13. Вечёрочная песня "Как по мелкою пороше" в исполнении И.М. Субботина из д. Михайловка Колосовского района Омской области.

  Год, собиратели: 1992 – И.В. Аношин, Сибирский культурный центр.

Место фиксации: Омская область, Колосовский район, д. Михайловка.

Место хранения: Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области, АК-301, № 9; Личный архив семьи Субботиных.

Исполнитель: Субботин Иван Миронович (1912 г.р.).

14. Вечёрочная песня "Под окошечком сидела" в исполнении И.М. Субботина и Д.А. Телятниковой из д. Михайловка Колосовского района Омской области.

 Год, собиратели: 1992 – И.В. Аношин.

Место фиксации: Омская область, Колосовский район, д. Михайловка.

Место хранения: Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области, АК-301, № 16; Семейный архив Субботиных.

Исполнители: Субботин Иван Миронович (1912 г.р.), Телятникова Дарья Арсентьевна (1908 г.р.).

15. Фрагмент репортажа о вечёрке и вечёрочная песня "Лежит сахар на полу"  в исполнении А.И. Тимофеевой из с. Крестики Оконешниковского района Омской области.

 Год, собиратели: 1997 – Е.М. Чешегорова, Ю.Ю. Басаева, Р.В. Романов.

Место фиксации: Омская область, Оконешниковский район, с. Крестики.

Место хранения: Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области, АК-59, № 2.

Рассказывает Тимофеева Анастасия Ивановна.

Автор описания объекта - Сидорская Олеся Геннадьевна, кандидат исторических наук, БПОУ «Омское музыкальное училище (колледж) имени В.Я. Шебалина», заместитель директора по научно-методической работе, председатель предметно-цикловой комиссии «Сольное и хоровое народное пение», руководитель фольклорно-этнографического ансамбля училища «Новая деревня», Лауреат премии Губернатора Омской области.


Возврат к списку