Традиционный репертуар крестинских чалдонов Оконешниковского района
От автора проекта
"Всем, кто увлечен фольклором, интересуется песнями сибиряков, любит их слушать и петь. Здесь будут на регулярной основе представляться образцы песенной традиции Омского Прииртышья. Это песни, собранные мною за многие годы собирательской работы. Будут постепенно «выкладываться» как изданные ранее образцы, так и новый, неопубликованный материал из авторского архива. В «Звуковой антологии Омского фольклора» есть основной раздел, состоящий из 14 компакт-дисков, песенных текстов, статей, комментариев, описаний, полевых заметок и прочего. Всего более 400 образцов песенно-музыкального фольклора. Это большой, многолетний процесс обработки собранного материала, осуществленный совместно с недавно ушедшим звукорежиссером Евгением Шабановым, настоящим профессионалом, понимавшим важность этой работы. Но есть и второй раздел, который оцифрован и обработан мною самостоятельно, уже после подготовки основной части. Конечно, «шабановское» качество обработки материала выше, но и мой, средний уровень оцифровки и редактуры вполне пригоден для прослушивания, ведь именно Евгений Шабанов был наставником в освоении этого непростого процесса. Сюда входят образцы из другой части этно-архива, песни, так сказать, «второго ряда», когда фольклорные «сливки» уже были опубликованы, и дошла очередь до остального. В ранний период собирательства - время фольклорного «изобилия» то, что казалось «вторым рядом» качества, на самом деле, сейчас, при полной собирательской «пустыне», считаю, вполне интересным материалом. При публикации не всегда планируется соблюдать хронологию записи: песни самые разные, и выкладываться будут либо по локальному, либо жанровому признакам. Предполагается представить так же и некоторый видеоматериал, фотографии. Эта страница сайта подразумевает не «утяжеленное» научно-аналитическое обобщение материала, а доступное любому пользователю изложение. Главное, чтобы это было интересно и познавательно.
Мои первые экспедиции, знакомство с подлинной народной традицией, крестьянским бытом начались еще в студенческие годы с началом учебной фольклорной практики. Началась она в 1978 году, по окончании 3 курса отделения руководителей народного хора Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Руководителем практики был Лев Львович Христиансен, видный советский фольклорист, многие годы исследовавший уральский фольклор, автор значимых монографий, профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР, наставник, определивший многое в моей дальнейшей профессиональной судьбе. Тогда, после третьего курса, перед началом изыскательской практики, мои познания в сфере народно-певческой культуры разных регионов России уже не были на нулевом уровне, и опирались на материал специальных учебных программ и начального певческого опыта. Помимо учебно-практического освоения традиции, было много познано и вне учебного процесса. В то благодатное, т.н. «застойное» советское время, было хорошее наполнение гастрольной деятельности творческих групп страны по планам Росконцерта и Союзконцерта. Было много выступлений национальных ансамблей СССР: это коллективы РСФСР, Украины, Белоруссии, Грузии, Молдавии, и многих других. Приезжал в Саратов и Дмитрий Покровский со своим ансамблем, была организована встреча с ним в консерватории. В общем, творческая почва благоприятствовала интенсивному профессиональному развитию.
Итак, УЧИТЕЛЕМ даны соответствующие наставления, катушечный магнитофон «Романтик» в руки, и вперед! Где собирать песни, вопрос не стоял – конечно, в родной Омской области, куда и отправился на летние каникулы. Придя в Дом народного творчества, обратился к тогдашнему директору Александре Дмитриевне Кашубиной, отзывчивой, заинтересованной женщине, посодействовавшей организации поездки. Только на мой первый вопрос о том, куда лучше отправиться она ответила, что собирать уже нечего, и фольклора у нас нет. Озадаченный, я поинтересовался, откуда такие сведения, и получил ответ: эта информация от известного человека «N». Я, конечно же, усомнился и отправился в Педагогический институт им. А.М. Горького к филологам. Однако там никого на месте не оказалось, так как было лето. К счастью, работал «прилавочек» с факультетской литературой, где и приобрел опубликованные отчеты об экспедициях. Понял, что фольклор в регионе есть, жанрово здесь было все, что привлекает фольклориста: календарная и семейная обрядность, солдатские, лирические, игровые песни. И моя дальнейшая многолетняя собирательская практика подтвердила это в полной мере, регулярно предоставляя певческие образцы качественного, а нередко, высочайшего стилевого и исполнительского уровней.
Теперь вперед, за песнями! Куда? Конечно же на север, к старожилам! Выбраны первые пункты обследования: Тевриз, Большеречье, Тара. Решил добираться Иртышом, на комфортабельном лайнере «Метеор» на подводных крыльях. Это просто сказка! Вот где открывается реальная красота Сибири: дикие, обрывистые берега быстрого Иртыша, любимого с детства, мелькающие березовые рощи, душистое разнотравье. Это сплав реальности и мистики: первозданная природа Сибири, нетронутая веками, а на высоком «бреге» будто бы из небытия осязаемо вырастали орды воинственных конников хана Кучума. Настоящая красота начиналась после древней Тары, где по берегам Иртыша высился угрюмый урман – сибирская тайга, но, вдруг появлялись красивые песчаные пляжи и «греющие душу» заядлого рыбака заманчивые островки.
Одно из красивейших мест Омского Прииртышья – таежное село Екатериновка Тевризского района. Попасть сюда можно переправившись на пароме через Иртыш от Тевриза, и проехав 17 или 18 километров на автомобиле или автобусе. Расположено село в живописном месте, среди смешанных лесов, на берегу тихой, уютной речки Туй. Это был 1978 год, первая экспедиция. Но …на этом прервемся, и о Тевризе в одной из последующих публикаций. Сегодня же будет рассказ о второй студенческой экспедиции, после 4 курса, в 1979 году. Это были Крестики Оконешниковского р-на, чалдонское село, которое я, посещал в дальнейшем «по Дюма» - 10 и 20 лет спустя. Но это в рамках экспедиций, а кроме того были выезды с фольклорным ансамблем «Звонница» с концертами.
Ансамбль пел напористо, колоритно, песни разводились на три, а то и четыре голоса. Интересно, до умиления, было слушать чалдонский «акающе-якающий» говор крестинцев: «бабачкя», «ночкю начавать» с обилием внутрислоговых вставок типа «каза(я)чен(и)ки» и проч. Многоголосные распевы создают красивую, самобытную, ансамблевую ткань. Это всё черты донского стиля, сохраненные переселенцами через века. Последующие записи этих исполнителей производились в 1989 и в 1999 (совместно со звукорежиссером Е. Шабановым) годах. Лучшие образцы их репертуара вошли в сборник «Ты березка моя», составитель Е. Аркин, Омск, 1987г. Затем были звуковые издания: «Народные песни Омского Прииртышья. Поют народные исполнители» компакт-диск, Омск, 2005, куда вошли 8 крестинских песен. В 2008 году выпущен диск: «Чалдонские мотивы. За лесом солнце просияло…», поют народные исполнители с. Крестики Омской области. Традиционный репертуар крестинских чалдонов включает в себя как свадебные, хороводные, плясовые, вечерочные, так и воинские, лирические (семейно-бытовые и любовные) песни. Свадебная обрядность, со временем частично утратившая сложный, детализированный комплекс, все же сохранила его основные, типовые элементы. Было немало записано игрищного, плясового материала. Запомнился эпизод с Василием Бабкиным, когда в конце записи он вдруг, воодушевившись, воскликнул: «Ну-ка, бабы, в круг!» Под прихлопывания начал плясать в присядку, и это под восемьдесят лет, с его «не мелкой» комплекцией. Он танцевал и в круговых плясках. Так, я от него и запомнил, и до сих пор использую одно из характерных движений. В этой певческой группе одной из самых ярких исполнительниц была Анна Григорьевна Трофимова, ведущая верхний подголосок. Она обладает звонким высоким голосом, звучащим ровно по всему диапазону и в полной мере отражающим особенности народной певческой манеры. Она была жизнелюбива, общительна, имела прекрасное чувство юмора. В 2009 году Анну Григорьевну перевезла в город, в свою квартиру ее дочь, где они и проживали вдвоем. Я навещал их неоднократно, устраивал творческие встречи с участниками ансамбля «Звонница», со студентами Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Умерла Анна Григорьевна 23 июня 2012 года в возрасте 94 лет. Записи 1979г. производились магнитофоном «Романтик» советского производства, оснащенным пластмассовой катушкой с магнитной лентой. Аппарат достаточно громоздкий, не обладающий высоким качеством звуковой фиксации. Более компактные кассетные магнитофоны появились несколько позже. Тем не менее, аудиоматериал после почти сорокалетнего «лежания на полке», был восстановлен звукорежиссером Евгением Шабановым на приемлемом для прослушивания уровне. Большой удачей является то, что импортная магнитофонная лента не пострадала со временем, и мы можем слышать исполнительское качество с «преимуществом возраста» певцов, когда эти люди были достаточно крепки здоровьем, их вокальные аппараты еще не были подвержены негативным возрастным изменениям, как это было при последующих записях.
В приведенных аудио-образцах записей 1979, 1989 и 1999 годов мы можем слышать и сравнивать исполнительскую манеру: через 20 лет люди преклонного возраста, имея не всегда хорошее здоровье, поют где-то медленнее, с одышкой, с меньшим энергетическим посылом. Тем не менее, музыкальное мышление их не подводит.
1979 – фольклорная практика студента Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова
1989 – самостоятельная экспедиция 1999 – с фольклорным ансамблем «Звонница»
1999 – экспедиция совместно со звукорежиссером ГТРК «Иртыш» Е.А. Шабановым
2000 – со студентами кафедры хорового дирижирования Омского государственного университета в рамках фольклорной практики
2000 – совместно со съемочной группой ГТРК «Иртыш», снят фильм Ольгой Кузьменко
2009 – встреча Анны Григорьевны Трофимовой со студентами факультете культуры и искусств ОмГУ им, Ф.М. Достоевского в г. Омске
1. За лесом солнце просияло (рекрутская) (1979 г.)
2. За лесом солнце просияло (рекрутская) (1989 г.)
3. Припевки «под язык» (1979 г.)
4. Припевки «под гармонь» (1999 г.)
5. Пойдемтя, девки (хороводная) (1979 г.)
6. Ой, все мы не чужие (свадебная застольная) (1979 г.)
7. Что же ты, калина (лирическая) (1999 г.)
Комментарии к фотографиям
1. Чалдонский ансамбль с. Крестики Оконешниковского р-на и Е.Я. Аркин в процессе записи песен (1989).
2. Чалдонки Анна Григорьевна Трофимова (1917-2012) и Наталья Ивановна Борошенко (1913), с. Крестики Оконешниковского р-на (1999)
3. Частушки: А.Г. Трофимова и Е.Я. Аркин, Омск. (2009)
4. В гостях у Анны Григорьевны, Омск. (2010)
5. «Ты березка моя». Народные песни Омской области, нотный сборник, Омск, 1987.
6. Народные песни Омского Прииртышья. Поют народные исполнители, компакт-диск, Омск, 2005.
7. «Чалдонские мотивы. За лесом солнце просияло…», поют народные исполнители с. Крестики Омской области, компакт-диск, Омск, 2008.