Кадрили белорусских переселенцев Седельниковского района Омской области
Среди танцевальных традиций Омского Прииртышья выделяется хореографическая форма многофигурного крестьянского танца «кадриль». Простые перемещения исполнителей, динамика танца и слаженность кадрили обусловлены максимальной включенностью и многозадачностью каждого из танцующих. Их исполнение требует определённого уровня мастерства, слаженности действий и взаимодействия плясунов, которое достигается путём многократного повтора. Краткая, но содержательная форма кадрили, способствует не только яркому проявлению индивидуальности участников, но и их сплочению в достижении целостной картины.
Рекордсменом упоминаний о кадрили стал Седельниковский район, жители более 30 населённых пунктов вспоминают излюбленный танец крестьянской молодёжи как неотъемлемую часть вечёрки. В ходе фольклорных экспедиций по исследуемой территории было зафиксировано 10 кадрилей, бытовавших в среде локального проживания потомков белорусских переселенцев. Седельниковские кадрили, сохраняя генетическое сходство с белорусскими танцевальными традициями, приобретали новые черты и сдержанную манеру исполнения. Сложные траектории перемещений, вращений и «перякручиваний» чётко структурированы в определенной последовательности фигур (колен), исполнялись парами по углам квадрата в динамичном темпе соответствующих музыкальных наигрышей.
Территория Седельниковского района расположена вдоль главной водной магистрали, реки Уй, в северо-восточной части Омской области и входит в состав её северной зоны. На востоке район граничит с Томской и Новосибирской областями, на юге — с Муромцевским, на западе и севере — с Тарским районом Омской области. Земледельческое освоение территории, занимаемой Седельниковским районом, началось значительно позднее, нежели в других частях Тарского уезда Тобольской губернии. Датой основания села Седельниково считается 1785 год.
По
дороге в Седельниковский район. Фото из открытых источников.
По преданию первые семьи-самоходы (белорусские переселенцы иногда называли себя «самоходами», ведь добирались сюда своим ходом и по доброй воле без государственной поддержки) появились на берегу Кейзеса в 1862 году. Миграции являлись следствием, как аграрных реформ, так и стихийных переселений белорусских крестьян, связанных с малоземельем. Южная сторона верховья Уя располагала хорошими черноземными землями. Они привлекали хлеборобов. Сюда устремляется очередной миграционный поток. Деятельные и предприимчивые семьи из Минской губернии основали первую белорусскую деревню – Вознесенку. Постепенно к ним присоединились наиболее смелые и решительные переселенцы из Гродненской, Витебской, Могилевской губерний, заселившие Ельничное, Николаевку, Щелкановку, Саратовку, Соловьевку, Короленку, Денисовку. Прибывающие переселенцы образовывали не только новые, но и селились в уже существующих деревнях. И надо отдать должное, сибиряки-старожилы, сами пережившие немалые трудности, с сочувствием относились к переселенцам.
Схема
миграций по современной территории Седельниковского района.
Источник:
Морозова Н.Ф., Шевченко Р.С. «В заиртышских далях: очерки истории
Седельниковского района». – Омск: Книжное издательство – 1999. – 176 с.
В 1883 году Седельниково стало волостным селом, выделившись из Логиновской волости, и быстро прогрессировало. В «Списке населенных мест Тобольской губернии», составленном в 1904 году, о тогдашнем центре есть такие данные: «Село расположено при реке Уй, на земском тракте, земская станция. Резиденция медицинская, фельдшерская, церковь. Волостное правление с почтовой операцией и государственной сберегательной кассой. Имеются сельский банк, министерская школа с библиотекой, водяная мельница, маслодельный завод, торговая лавка, казенная винная лавка. Ярмарка – 2 ноября. Расстояние от уездного города 70 верст». По данным на 1924 год Седельниковская волость была самой крупной по количеству населенных пунктов (112) и населения в Тарском уезде. В 51 деревне проживали белорусские переселенцы.
Большой популярностью у белорусов Омской области, как и у всех восточных славян в сибирском регионе, вплоть до 1970-х гг. пользовались пляски и танцы. В этой группе танцев на первый план выступала кадриль, ставшая подлинной художественной энциклопедией социальной жизни народа, которая плясалась практически в каждой белорусской деревне. Следует отметить, что традиции исполнения кадрилей местными жителями сохранялись и после, но уже не в контексте вечерошних собраний молодёжи, а на праздниках и концертных выступлениях самодеятельности, что позволило исследователям зафиксировать танцевальную традицию на излёте. По данным экспедиционных выездов и полевых исследований 1991 – 2022 гг. традиции исполнения кадрили, в том числе её разновидностей «Лентяй/лентея/ланце» и «Зеркало» бытовали в деревнях: Баклянка, Богомель, Васильевка, Верхние Тунгузы, Голубовка, Денисовка, Елизарово, Ельничное, Короленка, Кукарка, Лилейка, Львовка, Михайловка, Неждановка, Николаевка, Нифоновка, Никифоровка, Ново-Александровка, Новокнязевка, Новомихайловка, Новоуйка, Павловка, Романовка, Саратовка, Седельниково, Соловьёвка, Спасск, Сухимка, Тамбовка, Успенка, Хмелёвка, Щелкановка. К сожалению, не все информаторы, опрошенные в ходе фольклорно-этнографических экспедиций, смогли продемонстрировать в полном объёме своё танцевальное наследие. Наиболее развёрнутые репортажи с описанием фигур, некоторые с видеофиксацией и музыкальным сопровождением были зафиксированы этнографами в д. Романовка (1995 г.), д. Денисовка (1995, 2006 гг.), д. Саратовка (2001 гг.), д. Короленка (1991, 2001, 2021, 2022 гг.), д. Ельничное (2006 г.), д. Николаевка (2006 г.), д. Никифоровка (2006 г.). Поэтому дальнейшее исследование будет строиться на основе этих танцевальных образцов.
Карта-схема Седельниковского района. Источник: Морозова Н.Ф., Шевченко Р.С. «В заиртышских далях: очерки истории Седельниковского района». – Омск: Книжное издательство – 1999. – 176 с.
Седельниковскую «кадрЕль», «кадрилЯ» плясали на вечёрках, которыми в послевоенный период стали называть любые досуговые собрания вне зависимости от места проведения, возраста, статуса и количества участников. Вечёрки проходили по выходным и праздничным дням, на святки, а порой и в летний период они могли быть ежедневными. Можно связать это явление с появлением клубов в крепких совхозах, но деревенские жители не перестали собираться и на улице. Любицкая Валентина Ивановна (1939 г.р., д. Новомихайловка) рассказывает: «клуба в Новомихайловке не было, а в Васильевке был. И в большие праздники по воскресеньям обе деревни собирались в клубе: и старики, и женатые, молодые и молодежь. Старики рассаживались, вдоль стен лавки стояли и сидели смотрели, как веселиться молодежь. Ну, а молодежь, в том числе и женатые, они все принимали участие в танцах. Танцы назывались вечёрками, собирались все на вечёрку, в клубе баянист или гармонист начинал играть и все веселились, танцы были различные, вот начинали с кадрили. Кадриль, довольно-таки интересный танец, все парни умели танцевать и все девушки тоже».
Кадриль плясали примерно в середине вечёрки, после сольной импровизационной пляски и части бытовых танцев. В основном на четыре пары и обязательно с парнями.
«Парни плясали только «Чижика», «Косую кадриль», «Кадриль», а остальные танцы девки танцевали» - Ляховская Агафья Тимофеевна (1917 г.р., д. Павловка).
«Вот парни у нас не танцевали какие-то эти танцы, общие. Выходили на круг, сами танцевали, свои кренделя сами показывали, а так, мало было таких ребят, чтобы танцевали. Редкие, редкие были совсем. В основном только девчонки, подружка с подружкой… На кадриль парни выходили. Становятся пары друг перед другом, две пары там, и здесь» - Климашенко Мария Константиновна (1919 г. р., д. Нифоновка).
«Кадриль танцевали, парнишки были, а потом уже и парнишек не стало, девчонки стали танцевать. А кадриль – это четверо обязательно, чтоб по 2 пары было, когда больше было еще лучше, когда 8 человек танцуют хорошо» - Усько Любовь Захаровна (1927 г.р., д. Никифоровка).
Зафиксированные кадрили состояли из 5 фигур (колен), практически всегда со сменой наигрышей, исполнением припевок или частушек. Но есть упоминание и о другом количестве колен.
«Танцевали кадриль – 6 колен, «испанец», «цыганочка», «зеркало», «чижик», «краковяк», «полька», танец «Лентяй» (3 колена): первое колено – как у «Кадрили», второе колено – здороваются со всеми, третье колено – кланялись всем гостям и друг другу» - Ольга Логиновна Изофатенко (1917 г.р., д. Неждановка).
«У нас 4 колена танцевали. Еще была Перекрестная кадриль и была такая простая. Обычно соединяли даже тую с той кадрили. Это у нас деревни в Михайловке, в Васильевке. Я там-то только и танцевала, и видела» - Любицкая Валентина Ивановна.
«У нас восемь колен в кадрили было, ну я не все помню» - Репина Нина Геогргиевна (д. Богомель).
«Я очень любила плясать кадриль. А они разные бывают, парные с выходом» - Прасковья Кондратьевна Смертина (1924 г.р., д. Хмелёвка).
Информаторы различали «простые» (линейное исполнение, возможность сплясать на две пары), «косые» или «перекрёстные» (исполнялись крест накрест и исключительно на четыре пары) кадрили. В «косых» кадрилях выделялись заводящие (первыми исполняли фигуру) и второстепенные («супротивные») пары. Время исполнения кадрили могло занимать более двух часов. Когда хотели поплясать подольше, после каждого колена или по выкрику «смена» парни должны поменять девушек (или вставали плясать другие пары), которые повторяли фигуру сначала. Иногда «смена» была обязательной при исполнении кадрили, причём это было не связано с недостатком парней, а скорее наоборот.
«Кажное колено девок меняют – но повторяются. Таков был порядок, не из-за нехватки парней» - Дроздова (Березнева) Анна Тихоновна (1913 г.р., уроженка д. Романовка).
В некоторых деревнях плясали «Зеркало», только вот в д. Николаевка это означало повтор всех колен этой же кадрили с остальными танцующими парами (крест накрест, затем линейно и параллельно). А в д. Романовка «Зеркалом» называли еще одну кадриль, бытовавшую в деревне. Анна Тихоновна из д. Романовка рассказывала: «Плясали «Зеркало» - 4 пары крестом. Сначала девки переходят, прокручиваются, затем вторая пара тоже. Потом все берутся за руки, идут кругом. Потом парни левой рукой берутся (вверху) – девку правой, до места довели – девку пускают накрест переходить – сразу все 4, перекручиваются с чужими парнями, возвращаются. Дальше свою девку прокручивают вокруг себя и пускают назад – к другому парню, а чужая девка спереди подходит – и так со всеми пока своя девка не вернётся, потом вокруг обыйдуть её и всё».
Название фигур информаторы обозначают по счёту («перво», «второе», «третье»), по названию музыкального наигрыша («барыня», «бешенная»), по происходящему действию («здороваться») или его ассоциации («перемешиваемся», «восьмёркой», «сено мять»). Каждая фигура заканчивается быстрыми поворотами в вальсовом положении по часовой стрелке в паре со «своим» на исходном месте.
«А парни как топнут, как тебе развернут…» - Моторина Александра Петровна (1934 г.р., д. Тамбовка).
Сложные траектории перемещений, вращений и «перякручиваний» в кадрили чётко структурированы. Основной шаг перемещений – шаркающий или переменный. Темп исполнения быстрый, динамичный. Ёмкая и содержательная форма, способствует яркому проявлению индивидуальности участников, а также их сплочению в достижении целостной картины.
Музыкальное сопровождение на праздничных вечёрках составляли целые оркестры, часто семейные: гармони, баян, балалайки, скрипка, ложки, бубен.
«Я сперва играть научился на гребёлке. Газетку и через эту газетку на языке играешь, а девки пляшут. Просто закладую газетку и играю. Мы с Лаврентьевной как заиграем, так и гармошка не нужна. Бумажку закладываешь между зубьями и вот так, она же выше ее (наигрывает). Девки пляшут, а ж шум стоит, а потом уже и на балалайке научился. Мать купила балалайку… А потом уже когда я женился, стал работать, маленько стали деньги давать, мы собрали купили гармонь… На Рождество мы с другом едем в Ильинку, там Свелий Максимович на скрипке играл, но жили они бедно. Нас просили женщины, что б мы его привезли вот. Ну, там старуха не отдает, мы обещали кто что принесет там буряк, репы, картошки. Мешка два мы ему за вечер наносим, я приемщиком был. Они все вечером управляются, идут и несут хто шо мог. И вот мы играем, я на гармошке, а он на скрипке. Как заиграем хоть и не хочешь плясать, но пойдешь» - Сорокин Федор Владимирович ( 1930 г.р., д. Ново – Александровка).
К музыкальным инструментам относились очень трепетно. У каждого музыканта своя история: «Баян сделал сам отец. Начал до войны. Потом бережно завернул в ткань и убрал на чердак. Мамке сказал: «Вернусь, доделаю! А если нет – сыновьям отдашь» И ведь вернулся!» Вера Емельяновна Сластникова (1950 г.р., д. Елизарово). Повседневные вечёрки, как правило, сопровождали только гармонисты или балалаечники, «меняли друг друга, а когда и один только был. Если он уходил на другую вечёрку, приглашали играть из старших (семейных). Приходили, упрашивали, а потом на следующие дни идём все вместе ему картошку полоть или выкапывать» - В.Е. Сластникова. А Арина Максимовна Бегунова (1933 г.р.) из д. Голубовка вспоминает: «вечёрки у нас бывали, были цимбалы, скрипка, гармошка… Так всё кадриль плясали, полечку, да краковяк».
Практически все кадрили, бытовавшие на территории Омской области, имеют общие фигуры такие как: мешалка («восьмёрка», «перемешиваемся»), «полусолнце»/«солнце», «тройки», «здоровки» («поздороваться») и движения: быстрые повороты в вальсовом положении на месте, «перякручивания». Но при всей схожести фигур и структуры танца, кадриль каждого села, деревни имеет свои локальные особенности и нюансы. В каждой деревне бережно хранились «свои» локальные варианты исполнения парно-бытовых танцев и «кадрелей». Приходя к «соседям», или при переезде в другую деревню, район плясали местный вариант танца.
Приглашение (набор пар) на кадриль происходило преимущественно одинаково.
«Вот собирались на вечёрку, тут поплясали, поплясали, а потом давай кадриль. И вот парень выбирает себе пару подходит идёт примерно оттудова, шагает и сразу топ (показывает) перед ней и берёт за руку и пошли, теперь уже на круг, становятся. Квадратом, становятся, но не близко вот так, чтоб было расстояние, потому что они же идут друг к другу с приплясками потом. Ну, вот и всё и начиналась кадриль, значит топнули все ногой, раз топнули мужчины - парни и допустим первые пошли» - Бобрикович Наталья Максимовна (1952 г.р., д. Короленка).
В д. Ельничное было зафиксировано иное приглашение, которое бытовало среди местной молодёжи на вечёрке. По словам Алексеёнок Адама Лаврентьевича (1934 г.р.) все встают в общий круг, девки одновременно подбрасывали вверх свой платок, а парни ловили платок той, с которой хотели танцевать. Так и набирались пары для кадрили и других танцев.
• Хочется более подробно остановиться на кадрили, сохранившейся в д. Денисовка. Она была зафиксирована раньше остальных в ходе экспедиции 1992 году участниками фольклорно-этнографического ансамбля-лаборатории «Берегиня» И.Г. Чумаковым, О.Г. Сидорской, Е.В. Поповой, В.Ю. Багринцевой. Позже по следам этого выезда состоялась экспедициия Е.М. Чешегоровой (Ефремовой) в 1993 году.
Видеозапись реконструкции «Денисовской кадрили» в исполнении фольклорного ансамбля «Берегиня» (фрагмент спектакля, режиссёр В.В. Конаков, ДК «Красная гвардия, г. Омск, 1995 г.)
В 2006 г. удалось сделать видеофиксацию кадрили, исполненную местными жительницами (Ольга Ивановна Гусакова 1924 г.р., Мария Ивановна Концевая 1926 г.р., Анна Ивановна Игнатович 1930 г.р., Галина Петровна Есипенко 1949 г.р.) на две пары с небольшими утратами относительно более ранней фиксации.
Деревня Денисовка Седельниковского района. Гулий Вера Павловна, Поплавская Елена Олеговна. Фото главного редактора районной газеты «Сибирский труженик» Алексея Бастрона.
Музыкальным сопровождением к кадрили служил наигрыш «Камаринский», который исполнял ансамбль инструментов – скрипка, балалайка, бубен. Композиционно «Денисовская» кадриль состоит из пяти колен:
Колено первое: начинается с «мешалки» до своих мест и «перякручивания» в вальсе, после чего девушки идут к чужому, встречаясь в ладушки правыми руками в центре, левую руку подают парню, обходят кругом него и по диагонали возвращаются к своему. Парни выходят в центр, «перекруживаются» и возвращаются к своей. Дважды «перекручиваются» в вальсовом положении.
Колено второе: девушки идут против солнца к чужим парням, вальс (2 раза); возвращаются против солнца к своим парням, вальс (2 раза). Парни сплясываются в центре, делают шаг вправо и идут к чужим девушкам на вальс. Таким же образом возвращаются к своим девушкам.
Колено третье – «полусолнце» и «солнце»: движение пар (идут рядом плечом к плечу, держась за руки) против часовой стрелки до противоположных мест, парни оставляют своих девушек на чужом месте, идут на вальс к чужим, после чего ведут их на свои места полкруга. Возврат к своей девушке и вальс. Теперь пары проходят целый круг против часовой стрелки, вновь оставляют девушек и повторяют предыдущие траектории перемещений.
Колено четвёртое – «поздоро́вкаться»: парень подводит девушку к противоположной паре, руки – крест-накрест (правая рука парня находится сверху). Покачивание в паре (шаги вперёд-назад) и парень обводит девушку вокруг себя (руки не поднимаются) и здоровается с супротивным парнем. Девушка заводящей пары возвращается на своё место, противоположная – идёт за ней, здороваются. Возвращаются к своим и «перякруживаются» в вальсовом положении. Движение повторяет супротивная пара.
Колено пятое – «тро́йки»: парень подводит свою девушку к противоположной паре и отдаёт её, тройка наступает, затем отступает. Заводящий парень левой рукой берёт свою девушку за левую руку и обводит её вокруг себя (руки через верх), доводя до своего места. И повторяют мешалку, как в первом колене.
«Ну и всё, полечка» - подытожила Анна Ивановна Игнатович.
Видеозапись кадрили д. Денисовка Седельниковского района Омской области (август 2006 г.)
Особенностью этой кадрили является наполненность перемещениями и сменой траекторий в каждом колене, такой же обход девушек вокруг чужого парня за левую руку (как в 1 колене) встречается в кадрили с. Николаевка зафиксированной от В.К. Парахонько. А колено «тройки» - в кадрили д. Короленка. Скорее всего сложность этой кадрили обусловлена ранней фиксацией, многие траектории утрачиваются в связи с возрастом информаторов, а также отсутствия преемственности в самих деревнях, вымиранием деревень в связи с отсутствием работы и процессов глобализации.
• Разберём более подробно кадриль д. Ельничное, зафиксированную в июле 2006 года в ходе экспедиции Е.М. Чешегоровой от Алексеёнок Адама Лаврентьевича (1934 г.р.).
Видеозапись кадрили д. Ельничное Седельниковского района Омской области (июль 2006 г.)
В ходе фиксации информатор утверждает, что кадриль имеет 5 колен, а при исполнении на вечёрке один парень мог поменять до трех девок. Рисунок кадрили типичен: пары встают по углам квадрата, движения колен поочерёдно исполняют сначала заводящие, потом второстепенные пары. Итак:
Колено «первая»: движения начинают заводящие пары. Девушки идут против часовой стрелки к чужому, перекруживаются в вальсе и возвращаются к своему.
Колено «вторая»: пары, взявшись в вальсовое положение, идут по кругу против часовой стрелки на место противоположной пары, там перекручиваются в вальсе дважды и, продолжая круг, возвращаются на свои места, вальс.
Колено «третья» (по траектории перемещений такое же как «полусолнце» из д. Денисовка): пара, вновь взявшись в вальсовое положение, идут против часовой стрелки до противоположных мест, вальс и парни оставляют своих девушек на чужом месте, идут на вальс к чужим, после чего ведут их на свои места полкруга. Возврат к своей девушке и вальс.
Колено «четвёртая»: пары взявшись за руки – крест-накрест (правая рука парня находится сверху), проходят целый круг против часовой стрелки. Парни, оставив девушку, выходят в центр проходят дважды по кругу «обманывая девушку» и идут перекручиваться вальсом к чужой. После, возвращаются к своей по такой же траектории.
Колено «пятая»: заводящая пара, взявшись за руки – крест-накрест, подходит к следующей (по кругу против часовой стрелки) паре, перед ней не меня положения в паре поворачиваются по кругу против часовой стрелки. Парень отдаёт свою девушку чужому парню, а с чужой, взявшись за руки – крест-накрест, подходит к следующей паре и так далее до своего места. После чего, повторяя траекторию перемещений, начинает двигаться следующая пара. Движения повторяются до тех пор, пока все пары не вернутся в свои исходные положения.
В связи с недостающим количеством исполнителей при попытке объяснения кадрили, Адам Лаврентьевич начинает путаться и не может воспроизвести точно все пять колен. Сохранилась также видеофиксация фрагмента сценического исполнения местными жителями этой кадрили на 4 пары, в рамках проведения фестиваля «Душа России» в Седельниковском районе в 2005 г.
В концертном исполнении, к большому сожалению, сохранилась запись только трех колен. Их фиксация позволила реконструировать недостающее в экспедиционной записи 5 колено, исполнения подобного колена в других деревнях не зафиксировано. Можно предположить, что 1 колено с переходом девушек, информатор показал с утратой, возможно изначально оно плясалось в виде исполнения мешалки (переход накрест по очереди, заканчивающийся быстрыми «перякручиваниями» в вальсовом положении). Предположение не является утверждением, но основывается на анализе шести образцов кадрилей, бытовавших на территории Седельниковского района. На концертном фрагменте кадриль сопровождается местным гармонистом Екимовым Василием Александровичем (1941 г.р.). Звучит не популярный наигрыш похожий на «ах вы, сени», который меняется дважды. Следует отметить, что это происходит практически незаметно без остановки музыки, как следствие окончания колена, лишь после того, когда исполнители это обозначили топнув. Парень заводящей пары помимо оттопа обозначает смену колена выкриком. Причём номер колена проговаривается в женском роде, предположим если бы мы сказали «фигура первая, фигура вторая и т.п.». Возможно, «колено» и «фигура» у народных исполнителей являются словами синонимами и в общем предполагают траекторию перемещений и взаимодействие между парами в рамках законченного действия.
• Из ряда других выделяется и кадриль д. Короленка, зафиксированная на видео в 2021-2022 гг.
Жители д. Короленка Седельниковского района. Май 2022 г. Фото Е.О. Поплавской. Слева направо: Бобрикович Наталья Максимовна 1952 г.р., Веремей Евгения Ивановна 1957 г.р., Оровер Тамара Владимировна 1978 г.р., Гапеева Галина Викторовна 1961 г.р.
Её рисунок характерен для «косой» кадрили. Она исполняется исключительно на четыре пары, потому как большинство колен состоит из повтора траекторий перемещений с разными парам на кругу (то по косой, то к левостоящим, то к правостоящим парам). В конце исполнения кадрили все пары сходились в центре, топали и расходились на свои места. Следует заметить, что собиратель Аркин Е.Ф., вспоминая свою экспедицию в д. Короленка в 1991 году, рассказывает о фиксации кадрили в исполнении двух пар со смешанным составом исполнителей. Короленские мужчины плясали с дробями, выплясывали кто как мог, разные колена выдавали. Таким образом, до наших дней вариант исполнения кадрили дошёл только в «косом» варианте, утратив свой первоначальный вид и сократив количество фигур.
• В кадрили д. Саратовка информаторы показывают интересный вариант «перякручивания» из положения в паре руки – крест-накрест, который в некоторых коленах исполняется вместо поворотов в вальсовом положении на месте. В экспедиции Аркина Е.Я. в 2001 году, удалось зафиксировать эту кадриль под сопровождение гармониста Жойдик Ивана Ефимовича (1949 г.р.) и от других информаторов, что говорит о хорошей сохранности традиции исполнения кадрили вплоть до 2000-х годов.
Видеозапись кадрили д. Саратовка Седельниковского района Омской области (2001 г.)
Саратовская кадриль на сцене районного дома культуры 1972 год. Слева направо: Жойдик Пётр, Кислицина Валентина, Дракина Анастасия, Иванющенко Виктор, Иванов Михаил, Изофатенко Мария. Фото из личного архива Ивановой Валентины Ивановны.
• Кадрили, зафиксированные в с. Седельниково от жительниц деревень, которые ныне не существуют, Дроздовой Анны Тихоновны (1913 г.р., д. Романовка) и Усько Любовь Захаровны (1927 г.р., д. Никифоровка) очень схожи между собой не только по траекториям перемещений, но и по их последовательности. Любовь Захаровна в ходе экспедиции 2006 года вспомнила только три колена и польку, которой завершали кадриль. А выезд к Анне Тихоновне состоялся в 1995 году. Запись в экспедиционном дневнике:
Кадриль 4 пары Романовская
1. Накрест по очереди переходят. После первого колена парни берут других девок, с ними это же колено.
2. Колено «Барыня»: берут свою девку за руки и ведут к супротивному, отпустят, отдадут «здравствуй» и идут на место, перекручиваются со своей. Идут 2 девки (парней 4, девок 8)
3. Девку уводят другому парню, возвращаются на место, идут к чужой, к девке же идёт чужой парень, переходят к своей и опять крутятся.
4. Обводят девку, ставят на место, парни в центр перекручиваются и идут кружиться к девкам.
5. «Полечка» - все 4 пары идут вокруг, пускают назад девку – пока своя не вернётся.
Наигрыши - Барыня, комаринского, 2 гармони, скрипка, балалайка.
Кадрили являются идентичными, только Любовь Захаровна не смогла вспомнить 4 колено, которое исходя из анализа и сопоставления с другими кадрилями Седельниковского района можно реконструировать по записи в экспедиционном дневнике. 5 колено «Полька» скорее всего является так называемым «хвостом» кадрили — это танец который завершает кадриль и является её частью, хотя композиционно с ней не связан.
Видеозапись кадрили, зафиксированной в ходе экспедиции 2006 года в с. Седельниково.
Исполнение «хвоста» в виде бытового танца «Полька» является типичным для белорусской танцевальной традиции. Есть сведения от исполнительницы из д. Погорелье (г. Велиж, Смоленско-витебское пограничье), что их кадриль заканчивалась «хвостом», который, судя описаниям, был похож на классический «шен». Так вот кадриль из д. Николаевка (ныне не существующая) заканчивается именно так:
«Ну пятыва тады уже бешенная… Солому мять потом кругом уже надо ийти, вот так вот (делает подворот под рукой у парня) и пошла, пошла, пошла, кругом идуть. Ой, как хорошо, к каждому подойти…
— это последнее?
Ага, пятыго. А когда уже кончили всё, обошли круг, тогда польку как дадут!» - вспоминает Валентина Кондратьевна Парахонько (1925 г.р. д. Николаевка).
Парахонько Валентина Кондратьевна 1925 г.р., уроженка д. Николаевка Седельниковского района, проживала в с. Русановка. Фото Гальковой Г.Н., из архива отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества, 2007 г.
Во время исполнения все пары кружатся вальсом в быстром темпе то по часовой стрелке, то против. Когда становится невмоготу, повороты сменяются переменными шагами. При показе кадрили Валентиной Кондратьевной особенно ярко прослеживается еще одна закономерная особенность: при женском исполнении (когда в паре стоят две девушки) во время быстрых поворотов в вальсовом положении на месте, обе участницы в паре держатся за предплечья. В то время как с парнем правой рукой девушка держит парня за ладонь, а левая рука у него на плече.
Видеозапись кадрили и польки д. Николаевка Седельниковского района Омской области.
Исполнение «польки» становилось некой кульминацией вечёрки. Польку с преобладанием вальсовых поворотов по кругу в разные стороны, не регламентированную по рисунку исполнения в д. Елизарова называют «дурная» или «полька-дурочка» – В.Е. Сластникова говорила: «Закруживались до упаду, некоторые падали, смеялись, весело было!». Также в соседнем Тарском районе (с. Имшегал) встречается название «бешенная полька».
Видеозапись польки, зафиксированной в ходе экспедиции 2006 года в с. Седельниково.
Исходя из вышеизложенного, следует, что кадрили были распространены повсеместно во всех местах локального поселения белорусских переселенцев, а их незначительная фиксация обусловлена достаточно поздними экспедиционными выездами учёными этнографами и фольклористами, а также отсутствием техники для наиболее точной фиксации.
Было проанализировано 10 кадрилей, бытовавших в исследуемом районе Омского Прииртышья. Семь из которых условно названы по географии фиксации (название деревни), два «Зеркало» и «Лентяй». Кадриль д. Короленка в «косом» варианте исполнения, существует и «простой» вариант (на две пары). Сопоставляя структуру двух «Зеркало» и «Лентяй» с танцами из соседних районов (Муромцевский с. Поречье, Тарский с. Атирка) следует, что так называли ещё одну кадриль в этой же деревне. Выделить их в отдельную группу кадрилей не представляется возможным в связи с отсутствием типичных закономерностей и композиционного сходства кадрилей с одинаковым названием. Таким образом, количество колен в кадрили может варьироваться от трёх до восьми.
Безусловно наблюдается трансформация кадрили, которая является следствием ухода носителей, нарушением преемственности и исчезновением традиционных досуговых форм.
Сопоставляя экспедиционные записи по кадрилям Седельниковского района с некоторыми образцами танцевальных традиций Витебской, Могилёвской и Гроднецкой областей Белоруссии (точнее указано в списке источников) можно выявить определённые закономерности:
1. Одинаковые траектории перемещений (смена направлений рисунка танца в разных фигурах, «мешалки», «девок отдавать», «перекручивания в центре» и прочее, а также общие движения «повороты в вальсовом положении на месте»).
2. Схожесть музыкального сопровождения (типичны наигрыши «Барыня» и «Лявониха» (как наигрыш к фигуре кадрили наши информаторы чаще называют «Комаринского») и их смена по окончанию колена, а также музыкальные инструменты, составляющие оркестры для сопровождения кадрилей: гармонь, балалайка, бубен, скрипка).
3. Идентичное количество исполнителей (чётное количество пар) и их регламентированные отношения (деление на заводящую и супротивную пары, а также негласное распределение очерёдности исполнения колена).
4. Обязательное присутствие в кадрили фигуры с импровизационными выходами (чаще парней), с большим количеством дробных движений, которые способствуют увеличению общей динамики, особенно ближе к финалу.
5. Так называемый «хвост» в виде бытового танца «Полька» в различных вариантах исполнения.
Чтобы продлить исполнение кадрили парни брали по несколько девушек, могли меняться и пары, либо разворачивались к соседним парам и плясали «Зеркало». Таким образом, сплочение жителей села происходило в неформальной обстановке, и лёгкий на подъём народ, переселившийся в таёжный край, бережно сохранял свои традиции, свои незыблемые основы.
Есть также и отличительные особенности, характерные для сибирской версии белорусских кадрилей:
1. Квадратная композиция и исполнение в быту на четыре (не более) пар, допускается исполнение на две. В то время, как для Витебской и Гроднецкой традиции распространено круговое исполнение на шесть пар и больше. Информаторы упоминают о «смене», как неотъемлемой части бытования кадрили, таким образом количество исполнителей увеличивается при сохранении количества пар.
2. В нашей локальной традиции наиболее ярко проявляется роль заводящей пары/парня (выкрики названия колен, оттоп иногда усиленный общим хлопком).
3. Манера исполнения более заземлённая, без прыжков и подскоков. Возможно, это следствие не достаточного распространённого бытования разнообразных полек. В то время как в Белоруссии «полька» является национальным танцем и имеет массу различных вариантов исполнения, что безусловно добавляет легкости и «прыгучести» в исполнении танцев.
Способы и формы передачи традиции.
За время существования кадрили накопились знания и умения, которые передавались путём повтора и подражания из поколения в поколение. Важным навыком является обучение слушать и чувствовать музыку, формировать умение понимать язык движения, обучать культуре общения и поведения в социуме. Манера исполнения передаётся путём подражания носителям. Кадрили плясались в первую очередь для раскрепощения, они выполняли досуговую и коммуникативную функции. Их исполняли для себя, а не для восприятия зрителями. Использование богатого и разнообразного танцевального наследия вызывает гордость за свою малую родину, выполняет функцию культурного самоопределения человека, определяет его культурный код.
Формы передачи возможны путём трансляции танцевальных традиций Седельниковского района в учреждениях культуры, образования, социальной защиты в Омском регионе и за его пределами. Путём углублённого изучения и передачи молодому поколению, как части традиционной культуры своих предков. Прерванная преемственность поколений сейчас находится на пути восстановления путём реконструкции экспедиционных материалов.
Седельниковские кадрили используются на профессиональной сцене, как отдельный самостоятельный танец, а также его элементы служат основой для создания новых танцевальных композиций. Танцевальные традиции региона изучаются в профильных учебных заведениях младшего, среднего и высшего звена (учреждения дополнительного образования, СУЗы и ВУЗы).
Кадрили должны служить основой для создания репертуара на основе регионального компонента как для вокальных, так и для хореографических коллективов любой возрастной группы. Их включение в репертуарную политику коллектива должно стать дополнительным бонусом, при присуждении звания «образцовый», «народный».
Современное состояние объекта.
Танцевальные традиции (кадрили) белорусов, бытовавшие на территории Седельниковского района, а также их музыкальное и певческое сопровождение сохранились до наших дней и вошли в репертуар некоторых коллективов художественной самодеятельности районного ДЦ «СВЕТОЧ». Это концертный номер народного ансамбля танца «Выкрутасы» и фольклорно-этнографического ансамбля «Глубинушка». Легли в основу создания фильма «Седельниковский район – хранитель традиций». Используются в репертуаре БУК «Омский государственный детский ансамбль» как самостоятельные концертные номера (Саратовская, Денисовская кадрили). Участники фольклорной группы достойно представляли хореографические традиции региона на фестивалях и конкурса разных уровней. Таких как Международный конкурс русского танца «Перепляс», «Дельфийские игры» и др.
Кадрили закрепились в репертуарах заслуженного коллектива народного творчества народного фольклорного ансамбля «Звонница» (руководитель Е.Я. Аркин), детского фольклорного ансамбля «Гусельки» ДШИ №1 им. Янкелевича (руководитель Ю.А. Парфёнова), русского клуба «Пой-Пляши» (руководитель А.В. Северинова), фольклорно-этнографической студии «Сретенье» (руководитель Е.М. Чешегорова).
Кадриль в исполнении участников русского клуба «Пой-Пляши» (руководитель А.В. Северинова) на Межрегиональном празднике традиционных промыслов и ремёсел «Покровская ярмарка», г. Омск, 2020 г. Автор фото Дейнеко Константин.
Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры.
Специалисты отдела русской традиционной культуры БУК Омской области «Государственный центр народного творчества» ведут работу по созданию тематического контента о танцевальных традициях Омского Прииртышья, в том числе культуре белорусов-сибиряков. Реализуется трансляция экспедиционных материалов в социальных сетях Сибирского культурного центра – «Терем» с подробным описанием в рубрике #народнаяхореография@teremomsk.
С 2006 года в Седельниковском районе функционирует учреждение, занимающееся изучением, сохранением и популяризацией традиционной культуры на территории муниципалитета – Центр народной культуры «Традиции» муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческий социально-культурный досуговый центр «СВЕТОЧ».
В 2021 году Седельниковский район стал частью проекта ГЦНТ «Этнокультурный ландшафт Омского Прииртышья». Этнокультурным брендом Седельниковского района стали танцевальные традиции белорусских переселенцев - кадрили. Так родился проект «Как самоходы Сибирь закадрили», лидерами которого являются заведующая центром народной культуры Седельниковского района Елена Поплавская, хореограф досугового центра «Светоч» Галина Петухова, ведущий специалист Государственного центра народного творчества Антонина Северинова. Инициативная группа целенаправленно занимается изучением, популяризацией и актуализацией танцевальных традиций, бытовавших на территории Седельниковского района. Проводят интерактивные программы, вечёрки, обучающие мастер-классы и семинары-практикумы по освоению кадрилей и песенных традиций Седельниковского района, адаптацией экспедиционных материалов в формат квестов, туристических маршрутов и сценических номеров.
«Кадрильный сет» на региональном фестивале сибирской культуры «Слетье», р.п. Большеречье 2022 г. Галина и Сергей Петуховы – преподаватели МБОУ ДО "Седельниковская ДШИ". Фото Константина Дейнеко.
Седельниковские кадрили вошли в репертуар различных фольклорных и хореографических коллективов: народного ансамбля танца «Выкрутасы» и образцового ансамбля танца «Жарки» досугового центра «СВЕТОЧ» с. Седельниково (руководители – Галина и Сергей Петуховы), фольклорного ансамбля «Гусельки» Детской школы искусств № 1 им. Ю.И. Янкелевича (руководитель – Юлия Парфенова) и русского клуба «Пой-пляши» г. Омск (руководитель - Антонина Северинова).
На презентационной танцевальной площадке регионального фестиваля сибирской культуры «Слетье» одновременно были представлены кадрили, бытовавшие в деревнях Денисовка, Короленка, Саратовка и Николаевка Седельниковского района. А на районном конкурсе-фестивале народного творчества «Традиции» в исполнении «Жарков» и «Выкрутасов» был представлен хореографический номер, который включил и кадрили, и наиболее распространенные на территории Седельниковского района бытовые танцы: «Подгорную разбежную», «Польку-бабочку» и «Краковяк».
Участники «Кадрильного сета» из Седельниковского района на региональном фестивале сибирской культуры «Слетье», р.п. Большеречье 2022 г. Слева-направо верхний ряд: Кухарев Пётр, Лебеденко Илья, Любицкий Алексей, Глебов Юрий, Громов Захар. Средний ряд: Бем Анна, Петухова Галина, Ширяева Ирина, Рощина Елена, Родионова Елена, Перегонцева Юлия. Нижний ряд: Петухов Сергей, Кильков Семен. Фото Любови Лесиной.
Кроме того, заведующий центром народной культуры Е.О. Поплавская выступила с темой «Составляющие проекта по актуализации танцевальных традиций, бытовавших на территории Седельниковского района – «Как самоходы Сибирь закадрили» на XXXI научно-практическом семинаре «Народная культура Сибири», проходившем в Омском государственном педагогическом университете и посвященном памяти доктора филологических наук, профессора Татьяны Георгиевны Леоновой.
История выявления и фиксации:
1. Экспедиции Аркина Е.Я. в Седельниковский район в 1991 (дважды) и в 2001 годах. Кадрили записывались в д. Короленка (1991, 2001) и д. Саратовка (2001).
2. Экспедиция в Седельниковский район (с. Денисовка, с. Кейзес, с. Саратовка, с. Соловьёвка) осуществилась в 1992 году участниками фольклорно-этнографического ансамбля-лаборатории «Берегиня» И.Г. Чумаковым, О.Г. Сидорской, Е.В. Поповой, В.Ю. Багринцевой. Зафиксировали кадриль в д. Денисовка.
3. Экспедиция в Седельниковский район Е.М. Чешегоровой (Ефремовой) в 1993 году, кадриль д. Денисовка.
4. Экспедиция в Седельниковский район Е.М. Чешегоровой, Е.С. Редьковой и Е.В. Поповой в 1995 году, кадриль и «Зеркало» д. Романовка.
5. Полевой экспедиционный выход студентки ОмГУ (факультет культуры и искусства, кафедра хореографии) Ковязиной А.В. д. Саратовка Седельниковского района в 2005 г.
6. Экспедиция в Седельниковский район Е.М. Чешегоровой и И.В. Чешегорова, совместно со специалистами Седельниковского центра народной культуры в 2006 году, Кадриль д. Денисовка, д. Ельничное, с. Седельниково.
7. Экспедиция по Седельниковскому району специалистов филиала № 14 народной культуры МБУК МСКДЦ «Светоч» Седельниковского района Омской области с 2007 – 2022 гг. Репортажи о кадрилях по территории района, видео фиксации в д. Короленка.
8. Экспедиция в с. Русановка Нововаршавского района Омской области осуществлялась в 2006 г. сотрудниками БУК «ГЦНТ» Репиной Т.М., Сидорской О.Г., С.Н. Соломахиным совместно с руководителем Центра русской традиционной культуры «Истоки» Русановского филиала Нововаршавского культурно-досугового центра Г.Н. Гальковой (фиксация исполнительницы В.К. Парахонько, жительницы с. Николаевка Седельниковского района).
Источники информации:
— архивы
В работе использовались экспедиционные данные из:
• Областного фонда фольклорно-этнографических материалов Омской области по Седельниковскому (1995 г. и 2006 г.) и Нововаршавскому (2006 г.) районам Омской области;
• Экспедиционного фонда филиала № 14 народной культуры МБУК МСКДЦ «Светоч» Седельниковского района Омской области с 2007 – 2022 гг..
— библиография
1. Морозова Н.Ф., Шевченко Р.С. В заиртышских далях: Очерки истории Седельниковского района. – Омск: Книжное издательство, 1990.-176 с. ISBN 5-85540-412-9
2. Морозова Н.Ф., Шевченко Р.С. Край мой отчий. Седельниковский район (1924 - 1999): Учебное пособие. – Омск: ООИПКРО, 2000. – 281 с. – ISBN 5 – 89982 – 071 – 3
3. Пермские кадрили: учебно-методическое пособие по народной хореографии. Выпуск 1/ авторы: Юкаева С.Ю., Нечаева К.Г., тех.ред. Юкаев Р.Н. – Пермь: 2006. – 76 с.
4. Егорий Хоробрый: Всероссийский фестиваль русской традиционной культуры: Информационно-методический сборник для работников культуры и образования/сост. В.Ю. Багринцева, отв. ред. М.А. Жигунова. – Омск, 2010.- 75.с.: ил.
5. А.А. Климов «Русский народный танец»: учебное пособие. Выпуск 1. - Москва, 1996 г. – 41.с.: ил.
6. Узлов И.С. Особенности традиционной хореографии Велижского района Смоленской области (vk.com)
— иные
• Творческое наследие народных исполнителей деревни Денисовка Седельниковского района Омской области (omsk-gcnt.ru)
• ходцаўская кадрыля Сенненскі раён
• Весялухi, гп.Коханово.Передача Запрашаем на Вячоркi
• свадьба и танцы Витебского Поозерья. Материалы программы записаны в 2013 г. в Лиозненском р-не Витебской области экспедицией РАМ им. Гнесиных под руководством Л. М. Белогуровой с участием И. Н. Лайкова .#ETHNOgnesin «Весёленький наш поездок!» \"Our merry wedding train!"
• Ковалёвская кадриль - YouTube
Автор - Северинова
Антонина Владимировна, этнохореограф, ведущий специалист по жанрам творчества
БУК Омской области «Государственный центр народного творчества», балетмейстер
фольклорной группы
БУК Омской области «Омский государственный детский
ансамбль», руководитель русского клуба «Пой – Пляши»