Комплекс парно-бытовых танцев «Балуха» русских старожилов Омской области (Называевский, Крутинский районы)

Комплекс парно-бытовых танцев «Балуха» русских старожилов Омской области (Называевский, Крутинский районы)

Называевский район
Русские старожилы
Исполнительские искусства

Все жанры традиционной культуры тесно связаны между собой, что было обусловлено жизненным укладом. Безусловно исполнение различных танцевальных форм являлась прерогативой молодежи и чаще всего вспоминается информантами в рамках проведения молодежных собраний (вечерок), святочных гуляний, народных и семейных праздников. Исследуя танцевальные традиции Омского Прииртышья, чаще остальных хореографических форм были зафиксированы парно-бытовые танцы. Они широко распространены как среди более поздних переселенческих групп, так и в местах локального проживания сибирских старожилов: чалдонов, кержаков. В ходе комплексной экспедиции 2001 года по Называевскому району Омской области впервые был услышан термин «балуха», который использовался информаторами в качестве обозначения молодежных собраний с исполнением множества танцев.

Называевский район расположен в глубине Ишимо-Иртышского междуречья, в лесостепной зоне Ишимской равнины, в центре озерно-болотного массива и некогда занимал площадь свыше 9000 кв. км. С 1785 года земля Называевского района стала заселяться русскими. Озера были богаты рыбой, леса – дичью. На берегу озера Рыбное была основана деревня Рыбье. Это самое первое поселение на называевской земле. В 1788г. возникли деревни Бузан, Лебяжье, Тупицино, на озере Песчаное – деревня Большепесчанка – это самое большое поселение того периода. Постепенно число жителей деревень увеличивалось.

Старожильческий дом (2).jpgСтарожильческий дом из фонда Называевского историко-краеведческого музея БУК «Культура».

В конце XIX – начале XX веков возрастает количество переселенцев из европейской части России. До этого в основном на эти земли переселялись люди близлежащих областей. Переселение продолжилось в начале XX в. Сооружение железной дороги, проведение Столыпинской аграрной реформы способствовало большому притоку населения, возникают новые деревни. В 1907-1909 гг. на участке Тюмень – Омск было спроектировано строительство железной дороги, место узловой железнодорожной станции Называевская было определено на равном расстоянии между Ишимом и Омском. Свое название «Называевская» она получила от волостного центра – села Называиха. У будущей железной дороги был основан поселок, сооружены первые бараки для рабочих, временные квартиры для специалистов. Так возник поселок Сибирский Посад, название которого менялось (Сибирский, Называевск). Дата основания поселка – 1910 год.

Старожильческий дом.jpgСтарожильческий дом из фонда Называевского историко-краеведческого музея БУК «Культура».

Этимология термина «балуха» неоднозначна и предположительно имеет две версии: 1) от слова «баловаться», т.к. чаще всего молодежь старшего предсвадебного возраста собиралась на улице, за деревней (клубом) или на окраине без сопровождения и присмотра взрослых; 2) от слова «бал». В Называевском районе есть село Лорис-Меликово, которое изначально называлось Дунаевка, а в последствии было переименовано в честь государственного деятеля, военачальника, героя Крымской, Кавказской, Русско-Турецкой войн графа Михаила Тариэловича Лорис-Меликова. Говорят, что граф обожал бальные танцы, был завсегдатаем петербургских балов. Вот и местная крестьянская молодежь свои вечерки с преобладанием танцев стала называть в подражание великосветским балам – «балухами».

Согласно «Исторический словарь галлицизмов русского языка»дает следующее определение: балуха – такие деревенские были вечеринки, тихие и довольно благообразные, после войны выродившиеся в полулегальные сборища, называемые грубым словом "балухи" <Западн. Сибирь>. Чеснокова Родина. // ЗС 1995 8 122.[1]

Возвращаясь к анализу экспедиционных записей 2001 года по Называевскому району, следует что в дореволюционный период праздничные собрания неженатой молодёжи назывались «вечерками», которые входили в систему годового цикла, имели чёткую возрастную градацию и социальные ограничения. Вечёрки проходили в избе и имели ритуализированный характер, некую «свадебную репетицию». Более молодые информаторы вспоминают о проведении (ориентировочно с 1930 – х гг.) «балух» – форма досуга молодёжи предсвадебного периода русских старожилов, в структуре которой преобладает исполнение парно-бытовых танцев. Такие танцы имеют следующие композиционные особенности. Во-первых, они могли исполняться любым количеством пар. Их могла танцевать даже одна пара. Во-вторых, танцевали их под музыку, исполняемую на гармони или баяне. Иногда танцующие пары под гармошечный наигрыш еще и подпевали. В-третьих, их танцевали, располагаясь по кругу, двигаясь по так называемой «линии танца», то есть против хода часовой стрелки. В-четвертых, бытовые парные (бальные) танцы действительно были «коротенькими». Композиционно они состояли из двух – максимум трех фигур. В -пятых, основной пластический мотив в них строился исключительно на традиционных танцевальных движениях, а не простраственных рисунках, как это было в хороводах, кадрилях, лансье, а парно-массовых танцах.[2]

Первое упоминание о балухе встретилось омским фольклористам в с. Князево от Маринич (дев. Понамарева) Лидии Тимофеевны (1928 г.р.) 

 

Аудио 1, 2 - Репортаж о балухах от Маринич Лидии Тимофеевны (1928 г.р.). Экспедиция 2001 г. в с. Князево Называевского района Омской области, собиратель: Е.М. Ефремова. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области, АК – 416 а.

Буквально на следующий день, но уже г. Называевске в гостях у Раскошной (дев. Ивлева) Дины Васильевны (1929 гр.) вновь зафиксирован термин «балуха». Во время экспедиционного сеанса Дина Васильевна показывала разные танцы, пела частушки, припевки под пляску, играла на балалайке и гармошке. Увидев происходящее, ее соседка Недюжина (дев. Чередова) Мария Александровна (1926 гр.) резюмировала: «Вижу – балуха прям у Вас!». Также про балухи рассказывали жительницы д. Лебёдки Кулешова (дев. Рева) Анастасия Афанасьевна (1918 гр.) и Гунько (дев. Епифанова) Любовь Николаевна (1931 гр.) из д. Лорис-Меликово (старое название Дунаевка). По их мнению, балухи отличались от вечерок местом проведения «Балухи – на улице, а вечерки – в квартире. А так все тоже: плясали до дюжины танцев, песни пели, парами ходили, «ручеек», «ремнем гоняли», «целовки», глаза завязывали [как догонялки в кругу], «фантики». Наиболее развернутый репортаж о балухах дал житель д. Мысы Крутинского района Петр Васильевич Швеин (1949 гр.): «на вечёрки собирались только девчонки за работой у кого-нибудь в избе. Парни могли заглянуть только по приглашению и то не на долго. А на балухи – только старшая молодежь, тут уж без присмотра. Летом собирались на улице почти каждый день кроме понедельника, а в воскресенье балуха до утра могла длиться». В Крутинском районе между близлежащими деревнями составлялся график проведения балух. За каждой деревней закреплялся день недели, в который съезжалась на телегах «соседская» молодёжь. «Наш [д. Мысы] день был четверг. Плясали, аж пыль столбом стояла. Как устанут, играть начнут «третий лишний», «ручеек», «бутылочка». Обычно около двух часов [ночи] крик «наших девок увозят» и начиналась борьба. А кто сильно дрался, палками, тех не брали, Карасукских и Коломенских за такое оставляли на месяц без балух». Территорию Крутинского района населяли старожильческие группы, возникшие в XVII-XIX веках, – чалдоны и старообрядцы. Так на севере Крутинского района существует ряд деревень, где проживали старожилы – потомки старообрядцев, переехавшие в Сибирь в конце XVIII века. Это деревня Заозёрная, сёла Мысы, Ново-Карасук, Усть-Логатка, Чагино.

В дореволюционный период стержнем сибирского вечёрочного комплекса считалась песенно-игровая традиция северных губерний России. Репертуар включал исполняемые в определённой последовательности игры, хороводы, посиделочные песни, пляски, бытовые танцы. Для сюжетов вечёрочных песен характерно «припевание» молодца к девушке (или наоборот) с непременным игровым поцелуем в завершении. Вечёрочные песни имели множество вариантов хореографического оформления. Условно их можно разделить на две большие группы: 1) проходки полукругом вдоль сидящих на лавках или в кругу; 2) игровые хороводы с разыгрыванием песенного сюжета в центре круга. Во время хождения и вождения хоровода шаг не согласовывался с темпоритмом песни. Выбор пары предварялся сольной проходкой[3].

В послевоенный период как вечерки, так и балухи начинались с импровизационной пляски сольных исполнителей – зачинщиков под «цыганку», «подгорну» в сопровождении частушек. Могла исполняться под балалайку или «под язык» до прихода гармониста. Преимущественно девушки выходили в круг по двое, плясали продвигаясь против часовой стрелки и, исполняя частушки. Когда на месте проведения собиралось достаточное количество человек, заводились парно-бытовые танцы. Чёткой последовательности танцев уже не фиксируется, чаще других информаторы называли: «подгорну», «краковяк», «полечку», «польку-бабочку», «коробочку», «яблочко», «светит месяц». Реже «ту степ», «подиспанец», «вальс», «нареченьку», «фоксторт» и даже «танго» (Называевский и Крутинский районы). Также во время экспедиции 2001 г. по Называевскому району встречались и довольно редкие танцы «испанка», «подыграс», «страшак» (ходят парами по кругу, потом останавливаются друг напротив друга, хлопают в ладоши, топают, опять идут по кругу), «гопака», «барыню», «полечка в открутку», «соротца», «трясучая полька» (танцуют и трясется).

Характер парно-бытовых танцев очень динамичный, со значительным продвижением по кругу, быстрыми поворотами в вальсовом положении то по ходу танца, то на месте, ритмически различными согласно музыкальному сопровождению хлопками. Танцы меняются один за другим по выкрику активных плясунов или воле музыкантов. Чаще на балухе все выстраиваются парами по кругу против часовой стрелки, но встречается и линейное исполнение танцев (парами дуг за другом). Парни держат девушек правой рукой, чтобы направить было легче. Интересно, что положение рук в вальсовом положении в парах, где парень с девушкой и две девушки, разное. В парах без партнёра девушки держат друг друга за предплечье, сгибая руки в локтях. В то время как парни подают левую руку, вытягивая ее углом, правой рукой держат девушку за талию. Движения танцев достаточно простые с многократным повторением. Партнёрами раньше почти не менялись, только когда объявляют смену. «Вальс танцуем парами по кругу, кто-нибудь выкрикнет – через одного – и меняешься через одну пару, снова танцуешь». Или на больших гуляниях, где много незнакомой молодёжи. Есть сведения информаторов о танце «Полька-знакомство», которая танцуется аналогично «польке-бабочке», а при переходе в следующую пару нужно представиться новому партнеру.

Важную роль в «Балухе» занимает музыка. Каждому танцу – свой наигрыш. Если на балухе не занят пляской – пой да играй. Подыгрывать музыканту могли на чём угодно: ложки, палки, вёдра, бутылочки. Праздничные балухи, сопровождали целые оркестры, часто семейные: гармони, баян, балалайки, скрипка, заслонка, рубель, ложки, бубен, также информаторы упоминают цимбалу. Иван Андреевич Степыко 1916 гр. из д. Кабаново Называевского района рассказывал: «музыку играли – гармошка, балалайки, бубен с бряцкотками, скрипки были. Сам делал балалайки. Дудки с сосны скручивали – ножом до сердцевины обрежут, выстугают, крутят сердце, пока не выкрутят нужной длины – с весны делают – ровняют по 6 дырок. Парни играют на дудке, девки поют». К музыкантам всегда относились с почётом и уважением, ведь без них и праздника не будет.

Традиция проведения балух была зафиксирована омскими фольклористами достаточно поздно, лишь в 2001 году, можно сказать на излете традиции. Информанты утверждали, что на балухах много плясали разных танцев, но вот информация об их последовательности, количестве и названий разнится. Учитывая вариативность традиционной народной хореографии, предложим к рассмотрению двенадцать парно-бытовых танцев, зафиксированных преимущественно в Называевском районе от сибирских старожилов. Некоторые танцы удалось зафиксировать лишь от поздних белорусских переселенцев. Учитывая, что они проживали и на территории исследуемых районов, а также на граничащих соседних территориях, считаем это не противоречит реконструкции данной локальной традиции.

Следует отметить, что никто из опрошенных народных исполнителей не выделяет сольную пляску в отдельную хореографическую форму. Как правило, её демонстрируют в общем ряду с остальными парно-бытовыми танцами. Сольная пляска практически всегда сопровождается пением частушек, тематика которых соответствует музыкальному наигрышу. Предположительно балуха начиналась с пляски «по одинке» на кругу (двигаясь против часовой стрелки). Чаще всего под музыкальный наигрыш «Цыганочка (локальные названия цыганка, цыган)», реже под «Подгорную», «Яблочко».

Сидорова В.В..jpgСидорова В.В. Экспедиция 2022 г. в с. Караульное Называевского района Омской области, автор фото Власова А.В. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

https://rutube.ru/video/fab33dc0d9c0ba2e870513ffd8735655/?r=plwd

Видео 1 - Репортаж о танцах от Сидоровой Валентины Васильевны 1936 г.р. В кадре с племянницей Сидоровой Галиной Александровной 1970 гр. Экспедиция 2022 г. с. Караульное Называевского района Омской области, собиратели: Власова А.В., Иванова Л.Н., Киселева Н.Ю., Северинова А.В. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.


Аудио 3 - Припевки под цыганочку исполняют Роскошная Дина Васильевна1929 гр. и Недюжина Мария Александровна 1926 гр. Экспедиция 2001 г. в г. Называевск Называевского района Омской области, собиратель: Н.В. Янова, Н.Ю Киселева. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области, АК - 421 б.


Аудио 4 - Наигрыш «Цыганочка» на гармони исполняет Першин Александр Иванович 1920 гр. Экспедиция 2001 г. в г. Называевск Называевского района Омской области, собиратель: Н.В. Янова. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области, АК - 429 а.

Движения «Цыганочки с выходом» должны быть ритмичны и ускоряться согласно темпу музыки. Проходки на основе переменного шага с акцентированием движениями ног «флик фляк», сменяются перетопами и хлопушками. Как правило, руки высоко не поднимаются, хотя, безусловно, пляска и особенно движения рук характеризуют в первую очередь темперамент и мастерство исполнителя.

https://rutube.ru/video/3e0fbc289c37da5e6cb9ad3c2717a825/
Видео 2 Пляска цыганочка с выходом в исполнении Щербенюк Виктора Федоровича 1951 г.р., д. Фомиха Называевского района Омской области. Аккомпанирует Марченко Владимир Иванович. Экспедиция 2021 г. в г. Называевск Называевского района Омской области, собиратели: Иванова Л.Н., Киселева Н.Ю., Северинова А.В. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

Встречается и парное исполнение «Цыганочки», такой вариант записан в с. Станкевичи Называевского района Омской области в экспедиции Чешегоровой Е.М. и Киселёвой Н.Ю. в 2001 г. от Сунайт Александра Августовича1925 г.р. «Парень выходит в центр круга, пляшет и подходит к своей девушке, все пары вальсируют и идут по кругу против солнца. После выходит следующий парень и все повторяется снова».

Богданова М.Д..jpgБогданова М.Д. Экспедиция 2021 г. в г. Называевск, автор фото Северинова А.В. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

https://rutube.ru/video/49d31e8206e0724145e2db90d59a33fb/
Видео 3 - Сольная пляска «Цыганочка» в исполнении Богдановой Марии Дмитриевны 1935 гр. с. Тупицыно Называевского района. Экспедиция 2022 г. в г. Называевск Называевского района Омской области, собиратели: Власова А.В., Иванова Л.Н., Киселева Н.Ю., Северинова А.В. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

https://rutube.ru/video/e63f08bab568ce9e3a9f2c264a432a53/
Видео 4 - Сольная пляска «Подгорная» в исполнении Богдановой Марии Дмитриевны 1935 г.р. с. Тупицыно Называевского района, гармонист - Щербенюк Виктор Федорович 1951 г.р. В кадре сотрудники Называевского Историко-краеведческого музея. Экспедиция 2021 г. в г. Называевск Называевского района Омской области, собиратели: Иванова Л.Н., Киселева Н.Ю., Северинова А.В. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

Отличительной чертой сибирской женской пляски является сочетание мелкой дроби с исполнением всевозможных хлопушек и прихлопов. Со слов информаторов девушки во время выходки часто исполняли присядки, в том числе в пляске на пару с парнем.

«Подгорная (подгорна)» также могла исполняться сольно на кругу либо парами (по кругу против часовой стрелки, парень стоит во внутреннем кругу и держит правой рукой партнершу): танец начинается с четырёх шагов вперед (по ходу движения танца) и четырёх шагов назад (обратно исполняются спиной), которые повторяются дважды на первые 8 тактов музыкального наигрыша. Далее не расцепляя рук в паре, парень и девушка делают «оттяжку» друг от друга (шаги назад - вперёд) и вальсируют, продвигаясь по кругу, до конца музыкального квадрата. После чего танец повторяется сначала.

https://rutube.ru/video/ef6c61642cbf72d18e27372d14e74053/
Видео 5 - Бытовой парный танец «Подгорная» в исполнении Уляшевой Нины Григорьевны, 1938 г.р., Игнатовой Нины Григорьевны, 1941 г.р., Черненко Марии Петровны, 1935 г.р., Гущевой Зинаиды Ивановны, 1938 г.р., гармонист Сосов Владимир Николаевич, 1954 г.р. Экспедиция 2011 г. в с. Имшегал Тарского района Омской области, собиратель: Громова Л.И. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

Следующий танец в балухе «Краковяк» очень похож на предыдущий. Жительница с. Нововоскресенка Называевского района Цыпина (дев. Хроленко) Раиса Алексеевна 1930 гр. говорила: «Так как краковяк, так и подгорна. Весело было жить. Повеселились, кажется и горе забыли». 

https://rutube.ru/video/969f8f85d1eb8e9b16aeff71fde9720b/
Видео 6 - Бытовой парный танец «Краковяк» в исполнении Богдановой Марии Дмитриевны 1935 гр. с. Тупицыно Называевского района. Экспедиция 2022 г. в г. Называевск Называевского района Омской области, собиратели: Власова А.В., Иванова Л.Н., Киселева Н.Ю., Северинова А.В. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

Вариант от Богдановой (дев. Ситникова) Марии Дмитриевны 1935 гр. (с. Тупицыно Называевского района, экспедиция 2022 г.) отличает лишь переменный шаг вначале исполнения и движения партнеров «поссорились-помирились», т.е. парень и девушка, притаптывая три раза, сначала отворачиваются друг от друга, а потом таким же образом поворачиваются друг к другу. Движения повторяются 4 раза с небольшим продвижением по ходу танца. Далее «оттяжка» и до конца музыкальной фразы все пары вальсируют по общему кругу. Сидорова Валентина Васильевна 1936 гр. из с. Караульного Называевского района показывает вариант «в линейку»: с шагами вперед-назад и подворотом девушки под рукой партнера. Танец повторяется снова, парами не меняются, что было свойственно в рамках балух.

https://rutube.ru/video/cd9da187714d2614c1217ecf16e74fb5/
Видео 7 - Бытовой парный танец «Краковяк» в исполнении Сидоровой Валентины Васильевны 1936 гр. В кадре с племянницей Сидоровой Галиной Александровной 1970 гр. Экспедиция 2022 г. с. Караульное Называевского района Омской области, собиратели: Власова А.В., Иванова Л.Н., Киселева Н.Ю., Северинова А.В. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

Чаще других танцев во время экспедиционных сборов по Называевскому району информаторы называли разнообразные варианты полек: «Полечка», «Полька простая», «Полька в открутку», «Трясучая полька», «Полька-бабочка или полька-бабака». Рассмотрим несколько вариантов

https://rutube.ru/video/ff4eed3932254cc876979d9a410c8f73/
Видео 8 - Бытовой парный танец «Полька» от Богдановой Марии Дмитриевны 1935 гр. с. Тупицыно Называевского района, гармонист - Щербенюк Виктор Федорович 1951 г.р. В кадре сотрудники Называевского Историко-краеведческого музея. Экспедиция 2021 г. в г. Называевск Называевского района Омской области, собиратели: Иванова Л.Н., Киселева Н.Ю., Северинова А.В. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

Круговая «Полечка», зафиксирована от жительницы с. Тупицино Называевского района Омской области Богдановой Марии Дмитриевны (1935 г.р.). Гармонист – Щербенюк Виктор Фёдорович (1951 г.р., д. Фомиха Называевского района). Все пары танцующих встают в круг в вальсовом положении, по направлению против часовой стрелки. Танец начинается с двух приставных шагов по ходу движения танца и двух приставных шагов обратно (положение в паре не меняется), которые повторяются дважды. После чего идёт небольшое парное покачивание (парень, держа правой рукой левую руку девушки, переносит центр тяжести сначала на левую ногу, потом на правую, девушка зеркально повторяет движение) и поворот девушки под рукой у парня. Потом они делают два шага друг от друга, два шага друг к другу, возвращаются в вальсовое положение. Танец повторяется сначала. Но теперь под рукой поворачивается парень. И так далее повороты чередуются или не чередуются исходя из желания танцующих в паре. Во время дальнейшего репортажа Мария Дмитриевна уточнила, что в конце можно делать один шаг друг от друга, друг к другу, добавить быстрый поворот в вальсовом положении.

Предположим, что «Полька в открутку» так названа из-за большого количества поворотов, в том числе под рукой партнера. Такой вариант был зафиксирован на видео в с. Караульном. Положение в паре «лодочкой»: партнеры стоят напротив друг друга, соединив руки и вытянув их в стороны. Делают параллельно приставные шаги, после чего девушка кружится под рукой партнера до конца музыкального квадрата.

с. Караульное.jpgВо время экспедиции 2022 г. в с. Караульное Называевского района Омской области на фоне старожильческого дома с расписанным потолком. На фото слева на право: Иванова Л.Н., Северинова А.В., Киселева Н.Ю, Власова А.В. Автор фото Сидорова Г.А. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

По словам Виктора Федоровича Щербенюка из д. Фомиха могли плясать польки «Одна за другой, по договоренности. Раньше знали как плясать». Так Мария Дмитриевна Богданова во время экспедиции 2022 г. в г. Называевске показала «Польку-бабочку» в незавершенном варианте. Отличительной чертой этого танца является положение в паре: держась за обе руки, парень стоит немного позади девушки ближе к центру круга, причём руки партнёров подняты вверх до уровня плеч и чуть согнуты в локтях. Идентичный танец был зафиксирован в с. Фомиха от Черноок Тамары Никифоровны 1938 гр., уроженки д. Масловка. Пары танцующих, встав по кругу против направления часовой стрелки, начинают двигаться с левой ноги переменным (три шага на 2\4) шагом на протяжении 8 тактов (первая часть музыкального квадрата). Также добавляются повороты корпуса в паре, соответственно шагам (влево - вправо). Далее все пары останавливаются и, начиная с левой ноги, делают подбивку ногой (как бы цепляют каблучком) с переступанием три раза с ноги на ногу, затем повторяют всё с правой ноги. Движение повторяется два раза на протяжении 8 тактов (вторая часть музыкального квадрата). Далее танец повторяется сначала. 

https://rutube.ru/video/b0349bfb5dc86097ac1bb45facba2d31/
Видео 9 - Бытовой парный танец «Полька-бабочка» от Черноок Тамары Никифоровны 1938 гр., уроженки д. Масловка. В кадре односельчанка Краузина Светлана Александровна 1958 гр. Экспедиция 2022 г. д. Фомиха Называевского района Омской области, собиратели: Власова А.В., Киселева Н.Ю., Северинова А.В. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

Называевск 2022г..jpg

Во время экспедиции 2022 г. в г. Называевск. На фото слева на право: Иванова Л.Н., Северинова А.В., Богданова М.Д., Киселева Н.Ю. Автор фото Власова А.В. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

Мария Дмитриевна Богданова также показала танец «Коробочка». 

https://rutube.ru/video/d85b9789c6b35e1a88d0c6f71e94b247/
Видео 10 - Бытовой парный танец «Коробочка» от Богдановой Марии Дмитриевны 1935 гр. с. Тупицыно Называевского района. Экспедиция 2022 г. в г. Называевск Называевского района Омской области, собиратели: Власова А.В., Иванова Л.Н., Киселева Н.Ю., Северинова А.В. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

Пары стоят по кругу, направление танца – против часовой стрелки. Парни во внутреннем кругу, девушки – напротив. Танец начинается с хлопков в ладоши в паре: три раза хлопаем сами, четвертый – правыми руками, потом два раза – сами и теперь левыми руками, снова два раза сами и вновь левыми руками, один хлопок сами и один – правыми руками. Дальше парень берет девушку за руку, они идут 4 шага по ходу танца, 4 обратно, делают покачивание на месте с приставными шагами и вальсируют до конца музыкального квадрата. Танец повторяется сначала. 

Аудио 5 - Припевка «Коробочка» исполняет Роскошная Дина Васильевна 1929 гр. Экспедиция 2001 г. в г. Называевск Называевского района Омской области, собиратель: Н.В. Янова, Н.Ю Киселева. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области, АК - 421 б.

Интересный вариант припевки под этот танец был зафиксирован во время комплексной фольклорно-этнографической экспедиции 2001 года от Роскошной Дины Васильевны1929 гр.

Еще Дина Васильевна напела «Во саду ли в огороде» 

Аудио 6 - Припевка «Во саду ли в огороде» исполняет Роскошная Дина Васильевна 1929 гр. Экспедиция 2001 г. в г. Называевск Называевского района Омской области, собиратель: Н.В. Янова, Н.Ю Киселева. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области, АК - 421 б.

и припевки «Барыня» 

Аудио 7 - Припевки «Барыня» исполняет Роскошная Дина Васильевна 1929 гр. Экспедиция 2001 г. в г. Называевск Называевского района Омской области, собиратель: Н.В. Янова, Н.Ю Киселева. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области, АК - 421 б.

и «Комаринскую», рассказав, что под них плясали по кругу. Ряд таких простеньких круговых танцев с припевками был зафиксирован от чалдонки Анны Алексеевны Кринициной (дев. Агалакова) 1925 гр. в ходе экспедиции в Москаленский район Омской области в 2011 году, собиратели: А.В. Северинова, Л.В. Викулова.

https://rutube.ru/video/2b86ad3e2d979707682cc9e1a47acae0/
Видео 11 - Бытовой парный танец «Во саду ли в огороде» от Анны Алексеевны Кринициной (дев. Агалакова) 1925 гр. Экспедиция 2011 г. в Москаленский район Омской области, собиратели: А.В. Северинова, Л.В. Викулова, А. Коростелев. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

https://rutube.ru/video/931b893f5d961903c930d07e5e341e41/
Видео 12 - Бытовой парный танец «Комаринский» от Анны Алексеевны Кринициной (дев. Агалакова) 1925 гр. Экспедиция 2011 г. в Москаленский район Омской области, собиратели: А.В. Северинова, Л.В. Викулова, А. Коростелев. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

https://rutube.ru/video/d31d7eedb06de7155fd7bcca1d5074e3/
Видео 13 - Бытовой парный танец «Во саду ли в огороде» от Анны Алексеевны Кринициной (дев. Агалакова) 1925 гр. Экспедиция 2011 г. в Москаленский район Омской области, собиратели: А.В. Северинова, Л.В. Викулова, А. Коростелев. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

В них все играющие становились в круг и двигались, приплясывая против часовой стрелки. Дальше можно было пойти в другую сторону, допускается вождение парами. В центре могли быть главные герои, которые демонстрируют действие из песни.

Следующий танец, о котором часто упоминают информаторы «Ту-степ». На территории г. Называевска удалось записать припевки для этого танца и музыкальный наигрыш на балалайке и гармони.

Аудио 8 - Наигрыши на гармони с припевками «Ту степ» на гармони исполняет Першин Александр Иванович 1920 гр. Экспедиция 2001 г. в г. Называевск Называевского района Омской области, собиратель: Н.В. Янова. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области, АК - 429 а.

Аудио 9 - Наигрыши на балалайке с припевками «Ту степ» исполняет Роскошная Дина Васильевна 1929 гр. Экспедиция 2001 г. в г. Называевск Называевского района Омской области, собиратель: Н.В. Янова, Н.Ю Киселева. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области, АК - 421 б.

А вот сам танец информаторы вспомнить не смогли. В Омском регионе лишь дважды удалось зафиксировать «Ту степ» на территории северных районов области. Рассмотрим оба варианта, которые исполняются по кругу, в направлении против часовой стрелки, но при этом совершенно разные.

https://rutube.ru/video/54f68d5062d210d996d92c8b0102c8f7/
Видео 14 - Бытовой парный танец «Ту степ» от Акулины Ремизевич, Марии Пепелко, Надежды Косяк, Анастасии Кисель, гармонист Пётр Пепелко. Экспедиция 2001 г. с. Александровка Колосовского района Омской области, собиратели: Н.В. Перунова (Козионовой), А.Ю. Перунов, А.С. Кыштымова, А.Ю. Лапшин, видео Ю. М. Перунов. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

Экспедиция 2001 г. с. Александровка Колосовского района Омской области. в Запись Н.В. Перуновой (Козионовой), А.Ю. Перунова, А.С. Малиновской (Кыштымовой), А.Ю. Лапшина, видео Ю. М. Перунов. Информаторы: Акулины Ремизевич, Марии Пепелко, Надежды Косяк, Анастасии Кисель, гармонист Пётр Пепелко.

Пары, взявшись в вальсовое положение (парень лицом по ходу движения, девушка – спиной), делают на два такта четыре поступательных шага, начиная парень с правой ноги вперёд, девушка соответственно с левой ноги назад. На следующие два такта идёт переступание с выставлением левой ноги (у парня) вперёд-назад на месте. Точнее на счёт «5» – наступаем на правую ногу, «6» - выставляем левую ногу вперёд, «7» - наступаем на правую ногу, «8» - выставляем левую ногу назад. Как бы покачиваемся на месте в паре. Затем вновь повторяем поступательные шаги и покачивание. После чего начинаем вальсировать в паре, поворачиваясь по часовой стрелке, останавливаясь на последнем такте музыкального квадрата и делая одно покачивание. И продолжаем вальсировать в противоположном направлении (против часовой стрелки), также останавливаясь для покачивания в паре. Вальсовые повороты тоже повторяются дважды. Танец повторяется сначала. Во время исполнения партнёры не меняются, переход «к следующему по кругу» не предусмотрен музыкальным наигрышем, но «смена пары» возможна.

https://rutube.ru/video/033260ef9863ef73f5f1ad6a3e1001cd/
Видео 15 - Бытовой парный танец «Ту степ» от Гущевой Зинаиды Ивановны (1938 г.р.) и Уляшевой Нины Григорьевны (1938 г.р.), и гармониста Сосова Владимира Николаевича (1954 г.р.). Экспедиция 2011 г в с. Имшегал Тарского района Омской области, собиратель: Громова Л.И. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

Парно-бытовой танец «Ту степ» локальное название «Ун степ» зафиксированный в с. Имшегал Тарского района Омской области в конце 2011 г. от Гущевой Зинаиды Ивановны (1938 г.р.) и Уляшевой Нины Григорьевны (1938 г.р.), и гармониста Сосова Владимира Николаевича (1954 г.р.). В экспедиционном варианте Владимир Николаевич припевает:

«Левая на правую, да правая на левую,

Левая на правую, да правая на левую».

Все пары встают в круг следующим образом: парни – спиной к центру круга, девушка напротив, держатся за руки в положении «лодочка». Движение круга против часовой стрелки. Все одновременно начинают движения ногами:

«Раз, и» – шаг на правую ногу, чуть присогнуть колено опорной ноги; «два, и» – поднимаем левую ногу на 45 градусов в правую сторону (в паре крест накрест); «три, и» – шаг на левую ногу; «четыре, и» - поднимаем правую ногу на 45 градусов в левую сторону. Таким образом делаем восемь махов ногами в паре, начиная с левой. После чего, сначала немного оттягиваясь друг от друга, встаём в вальсовое положение и вальсируем по кругу до конца музыкального квадрата. Танец можно исполнять как без смены партнёров, так и с переходом. При этом на конец музыкального квадрата парень проворачивает девушку под своей левой рукой по часовой стрелке и отправляет к впереди стоящему парню. Танец повторяется сначала и заканчивается, когда все пары вернулись в исходное положение.

Следующий танец на балухе – «Светит месяц». Также был зафиксирован в с. Имшегал Тарского района Омской области в конце 2011 г. от Гущевой Зинаиды Ивановны (1938 г.р.) и Черненко Марии Петровны (1935 г.р.), гармонист – Сосов Владимира Николаевича (1954 г.р.).

https://rutube.ru/video/9cb55141680d0f69e8026edd0bc813d6/
Видео 16 - Бытовой парный танец «Светит месяц» от Федосовой (дев. Матвеева) Татьяны Даниловны 1936 г.р., Яблонской (дев. Захарченко) Татьяны Васильевны 1931 г.р. и Отляковой (дев. Ботвинкина) Антонины Ивановны 1939 г.р. Гармонист – Виктор Васильевич Гракоренко. Экспедиция 2003 г. в с. Атирка Тарского района Омской области, собиратели: Е.М. Чешегорова, И.В. Чешегоров. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

Итак, пары встают по кругу по направлению против часовой стрелки. Парни стоят спиной к центру круга, девушка напротив, за руки не держатся. Танец начинается с поворотов «друг от друга» по общему кругу, т.е. парень поворачивается (делает 4 шага) влево, а девушка параллельно ему вправо. Дальше подают друг другу руки и 2 приставных шага по направлению поворотов (против часовой стрелке). Затем повторяют повороты и шаги в противоположном направлении (по часовой стрелке). После чего, держась за руки в паре, идут к центру круга четыре шага и обратно (из круга).. Вернувшись в исходное положение, хлопают правыми руками, левыми руками и 3 хлопка двумя руками перед собой. Танец повторяется сначала, исполняется без смены пары.

В экспедиции 2003 г. в с. Атирка Тарского района Омской области, экспедиция Елены Михайловны и Ильи Владимировича Чешегоровых, июнь 2003 года. Информаторы: Федосова (дев. Матвеева) Татьяна Даниловна 1936 г.р., Яблонская (дев. Захарченко) Татьяна Васильевна 1931 г.р. и Отлякова (дев. Ботвинкина) Антонина Ивановна 1939 г.р.от жителей с в Атирка был зафиксирован и танец «Падеспань», о котором рассказывают называевцы.

https://rutube.ru/video/ecb4da834c30d5004220060d3a6f2a6d/
Видео 17 - Бытовой парный танец «Падеспань» от Федосовой (дев. Матвеева) Татьяны Даниловны 1936 г.р., Яблонской (дев. Захарченко) Татьяны Васильевны 1931 г.р. и Отляковой (дев. Ботвинкина) Антонины Ивановны 1939 г.р. Гармонист – Виктор Васильевич Гракоренко. Экспедиция 2003 г. в с. Атирка Тарского района Омской области, собиратели: Е.М. Чешегорова, И.В. Чешегоров. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

Пары встают по кругу по направлению против часовой стрелки. Парень стоит слева от девушки (ближе к центру круга), держа её за обе руки (левая рука приподнята до уровня плеча, правая – до талии). Движения в паре синхронны и начинаются с левой ноги: два приставных (шаг, приставили) шага вперёд, два приставных шага назад (с правой ноги), два приставных шага с левой ноги вперёд, поворот на месте (меняем направление движения в паре в противоположную сторону, руки не отпускаем) и делаем два приставных шага вперёд (по часовой стрелке) с правой ноги. Доворачиваясь через правое плечо к центру круга лицом, шагаем два раза с левой ноги назад (из круга), с правой ноги – вперёд, возвращаясь к движению круга против часовой стрелки. Далее следует покачивание в паре (влево-вправо) и поворот девушки под правой рукой парня. Ещё один вариант, когда девушка делает два полуоборота в паре, не расцепляя рук с парнем, сначала направо, потом налево и целый круг под правой рукой парня. Танец повторяется сначала, исполняется без смены пары.

Заключительным в реконструкции балухи будет представлен парно-бытовой танец «Яблочко» с. Караульное. 

https://rutube.ru/video/5c8dfd6fa4cd8db90de1acfc88eeba04/ 
Видео 18 - Бытовой парный танец «Яблочко» от Сидоровой Валентины Васильевны 1936 гр. В кадре с племянницей Сидоровой Галиной Александровной 1970 гр. Экспедиция 2022 г. с. Караульное Называевского района Омской области, собиратели: Власова А.В., Иванова Л.Н., Киселева Н.Ю., Северинова А.В. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

Сидорова Валентина Васильевна 1936 гр. из с. Караульного Называевского района рассказывает об линейном исполнении танца. Пары встают в вальсовое положение, линией друг за другом. Танец начинается с восьми приставных шагов на месте, после чего девушка поворачивается под левой рукой партнера и танец повторяется с начала.

Когда балухи стали «перемещаться» в клубы и с появлением радиол, молодежь все чаще стала исполнять популярные танцы, такие как «Вальс», «Танго» и «Ледка енка», о которых во время полевого исследовательского выхода 2021 г. рассказывает житель с. Мысы Крутинского района Петр Васильевич Швеин 1949 гр. 

Аудио 10 - Репортаж о балухах от Петра Васильевича Швеина 1949 гр. ПИВ 2021, с. Мысы Крутинского района Омской области, собиратель А.В. Северинова. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

Некогда из вечерок для молодежи постарше выделилось такое явление как «балуха», с течением времени и появлением клубов, домов культуры в крепких савхозах постепенно собрания молодежи стали называть просто «танцами». Цвелева (дев. Фетисова) Вера Михайловна 1925 гр. (род. д. Муравьевка) вспоминает: «По деревням ходили на вечерки, балухи, у нас танцульки уж были. Старшая сестра еще ходила на вечерки, я только подсматривала». Безуслово содержание таких молодежных собраний напрямую связано с их названием, таким образом исполнение танцев является приоритетным.

Исходя из вышеизложенного, следует что традиция проведения «Балух» была зафиксирована в Называевском и Крутинских районах Омской области. Значительное сокращение вечерошных хороводов во время молодежных собраний является следствием активного освоения различных музыкальных инструментов и распространением музыкального сопровождения. Исполнение парно-бытовых танцев характерно как для традиции сибирских старожилов (чалдонов), так и для всех групп поздних переселенцев, а их незначительная фиксация обусловлена достаточно поздними экспедиционными выездами учёными этнографами и фольклористами, а также отсутствием техники для наиболее точной фиксации.

Традиционные «Балухи» не сводятся только лишь к исполнению парно-бытовой хореографии, не исключают включение поцелуйных и иных игр, которые могли использовать в своем досуге деревенская молодежь. Чаще всего играли до танцев, на прощание, или во время отдыха музыкантов. Тем не менее танцы являются на балухе главенствующей и основополагающей репертуарной составляющей.

Безусловно, наблюдается трансформация этого пласта традиционной культуры, которая является следствием влияния городской моды, ухода носителей, нарушением преемственности и исчезновением традиционных досуговых форм. Возможно, что утрата правил проведения, репертуарное наполнение и четкая последовательность балухи произошла из-за строгой градации по возрасту и социальному статусу ее участников, а также изолированности места проведения.

Предметы, связанные с объектом

Важно, что «Балухи» сопровождались живым оркестром, который стал её неотъемлемой частью. Каждому танцу – свой наигрыш. Музыкальные инструменты: гармони, баян, балалайки, скрипка, заслонка, рубель, ложки, бубен (с бряцкотками), дудки, также информаторы упоминают цимбалу. Исполнители, которые не плясали могли включиться в него с любым подручным издающим звуки предметом (ведро, стакан, бутылка, ложки и т.п.): ложки, палки, вёдра, бутылочки, либо исполняя частушки или припевки к наигрышу.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Процессы, происходящие в обществе, безусловно накладывают отпечаток и трансформируют сложившиеся традиционные устои. Фольклорный танец выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. Русский народ веками накапливал, сохранял самое ценное, развивал, шлифовал и совершенствовал своё национальное танцевальное богатство.[4] Парно-бытовые танцы являются неотъемлемой составляющей «Балухи», сохраняющейся на территории Омской области как традиционная форма досуга с русским колоритом. Балухи популярны благодаря простоте исполнения, динамике и зрелищности, а также неограниченного количества участников. Благодаря участию в балухе формируются важные навыки слушать и чувствовать музыку, формировать умение понимать язык движения, обучать культуре общения и поведения в социуме. Манера исполнения передаётся путём подражания носителям. Парно-бытовые танцы исполнялись для раскрепощения, они выполняли досуговую и коммуникативную функции. Их плясали для себя, а не для восприятия зрителями. Они были модными очень долго, и сегодня вновь набирают популярность, ведь это не просто форма общения, но и польза для души и тела, прививка эстетики, русских традиционных ценностей. Использование богатого и разнообразного танцевального наследия вызывает гордость за свою малую родину, выполняет функцию культурного самоопределения человека, определяет его культурный код.

Способы и формы передачи традиции

Формы передачи возможны путём трансляции танцевальных традиций Называевского и Крутинского районов в учреждениях культуры, образования, социальной защиты в Омском регионе и за его пределами. Путём углублённого изучения и передачи молодому поколению, как части традиционной культуры своих предков. Прерванная преемственность поколений сейчас находится на пути восстановления путём реконструкции экспедиционных материалов.

Бытовую хореографию региона, а вот числе парные танцы, изучают в профильных учебных заведениях младшего, среднего и высшего звена (учреждения дополнительного образования, СУЗы и ВУЗы), а также в любительских объединениях и фольклорных коллективах не только омского региона, но и за его пределами. Комплекс парно-бытовых танцев «Балуха» является неотъемлемой составляющей народных гуляний и праздников, интерактивной площадкой на фестивалях, обучающим мероприятием. Его необходимо включать в план календарных мероприятий учреждений культуры, особенно при работе с детьми старшего школьного возраста и молодежью.   

Балуха может служить основой для создания репертуара на основе регионального компонента как для вокальных, так и для хореографических коллективов любой возрастной группы. В популистских целях в рамках сценического воплощения, балухи закономерно наполнять другими более сложными и интересными вариантами парно-бытовых танцев.

Так, например, русский клуб «Пой-пляши» на балухе исполняет вариант «Краковяк» записанный от чалдонки Марии Ивановны Прейма (Жуликова) 1930 гр., которая до 17 лет проживала в д. Верхняя Вятка Муромцевского района Омской области. Исходное положение: пары стоят по кругу по направлению против часовой стрелки, парень держит свою девушку за руку. Танец начинается с движений на месте «поссорились-помирились» 2 раза, т.е. парень и девушка, притаптывая три раза на месте, сначала отворачиваются друг от друга, а потом таким же образом поворачиваются друг к другу. После чего идут вперёд 4 шага, назад 4 шага и встают лицом друг к другу, руки в положении «лодочка» (отведены в стороны). Далее шагают в паре на встречу друг другу, встречаясь сначала правыми плечами. Затем встают друг напротив друга и шагают в другую сторону, встречаясь левыми плечами. Возвращаются друг напротив друга, берутся в вальсовое положение, обкруживаются один поворот в вальсе и парень, подворачивая девушку под своей левой рукой, отправляет её к впереди стоящему по кругу парню. Таким образом, все девушки переходят к другому партнеру, двигаясь против солнца. Танец продолжается до тех пор, пока все не вернулись в исходное положение в свою пару (к тому, с кем начинали плясать).

https://rutube.ru/video/97cc09281ceb69b75211c6bd8897db25/
Видео 19 - Бытовой парный танец "Краковяк" зафиксированный от Прейма (дев. Жуликова) Марии Ивановны (1930 гр.) жительницы с. Верхняя Вятка Муромцевского района Омской области. ПИВ 2010 г., собиратель А.В. Северинова. На видео в исполнении русского клуба "Пой-пляши", руководитель А.В. Северинова, гармонист Я.Н. Резников.

В последние годы с ростом национального самосознания происходит процесс возрождения национальных культур. 3аметно усилился интерес к отечественной истории, народным традициям, искусству. В этом интересе – стремление постичь наши истоки, воздать должное прошлому, но главное - желание прио6циться к миру ценностей ли6о неизвестных, либо прочно забытых. В народной культуре сконцентрирован нравственный, философский эстетический опыт многих поколений. Другое дело, что нам, волею обстоятельств, оторванных от значительной части традиционной культуры, не всегда понятен глубинный смысл. Что6ы постичь его, нужно тщательно со6ирать и систематизировать факты, неоднократно беседовать со знатоками фольклора, обращаться к данным различных наук[5].

Безусловно балухи могут быть неотъемлемой частью любого досугового мероприятия с русским колоритом, так как являются массовой, доступной и зрелищной интерактивной формой.

История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.)

- Комплексная фольклорно-этнографическая экспедиция по Называевскому району (г. Называевск, д. Дурбет, с. Караульное, с. Большепесчанка, д. Мангут, д. Кабаново, с. Станкевичи, с. Князево, д. Черемновка, д. Лебедки, с. Редкое, с. Муравьевка, с. Нововоскресенка, д. Фомиха) 11-20.06.2001 и 6-20.07 2001.

Состав экспедиции: Ефремова Е.М., Гавриш А., Соломахин С., Янова Н., Кыштымова А., Смурыгина А., Киселева Н., Ерошкина И., Сорокина Н., Волынкин С., Первенаева Н.

- Фольклорно-этнографическая экспедиция 14-15.12.2007 г.

в с. Большепесчанка Называевского района. Состав экспедиции: Чешегорова Е.М. и Лобзова О.Н.

- Фольклорно-этнографическая экспедиция в г. Называевск 14.07.2021 г. Состав экспедиции: Киселева Н.Ю., Северинова А.В., Иванова Л.Н., Тыщенко В.С.

- Фольклорно-этнографическая экспедиция по Называевскому району (г. Называевск, д. Фомиха, с. Караульное) 2022 г. Состав экспедиции: Киселева Н.Ю., Северинова А.В., Власова А.В, Иванова Л.Н.

Источники информации:

— архивы

В работе использовались экспедиционные данные из Областного фонда фольклорно-этнографических материалов Омской области по Называевскому (2001, 2021, 2022 гг.), Тарскому (2003, 2011 гг.), Москаленскому (2011 г.) и Крутинскому (1998 г., 2001, 2021 гг.) районам Омской области;

— библиография

1. Г.Ф. Богданов «Традиционная русская народная хореография: жанры, формы, композиции (от истоков до начала ХХ века)» – М.: МГУКИ, 2014. – 444 с., ил, нот. стр. 332.

2. Н. А. Новоселова «Вечёрки и игрища Приангарья» - Красноярск, 1993 г., - 119 с.: ил, нот.

3. Егорий Хоробрый: Всероссийский фестиваль русской традиционной культуры: Информационно-методический сборник для работников культуры и образования/сост. В.Ю. Багринцева, отв. ред. М.А. Жигунова. – Омск, 2010.- 75.с.: ил.

4. А.А. Климов «Русский народный танец»: учебное пособие. Выпуск 1. - Москва, 1996 г. – 41.с.: ил.

5. З.Г. Угловская «Танцевальный фольклор Вологодчины» - Великий Устюг, 2014 г. – 89с.: ил., нот.

— иные

· Вечёрочные традиции русских старожилов (чалдонов) северных районов Омской области (culture.ru), автор объекта В.Ю. Багринцева

· Исторический словарь галлицизмов русского языка https://gallicismes.academic.ru/

· Страницы истории Называевска https://muzeinzv.omsk.muzkult.ru/media/2018/08/20/1230523620/istoriya_NZV.pdf?ysclid=lpum6pd1mo360879088

· Кадрили белорусских переселенцев Седельниковского района Омской области https://omsk-gcnt.ru/nematerialnoe-kulturnoe-nasledie/kadrili-belorusov-sedelnikovskogo-rayona-omskoy-oblasti/

· Певческое искусство Александры Марковны Долгушиной и Екатерины Ивановны Терлеевой (с. Крутинка Крутинского района Омской области) https://omsk-gcnt.ru/nematerialnoe-kulturnoe-nasledie/pevcheskoe-iskusstvo-aleksandry-markovny-dolgushinoy-i-ekateriny-ivanovny-terleevoy-s-krutinka-kruti/

Современное состояние объекта

В 2021 году «Балуха» стала этнокультурным брендом Называевского муниципального района Омской области в рамках мультипроекта Государственного центра народного творчества «Этнокультурный ландшафт Омского Прииртышья». Называевские работники сферы культуры реконструировали «Балуху», освоив десять парно-бытовых танцев, изготовив мужские и женские костюмные комплексы, в том числе по образцам музейных «парочек». «Называевская Балуха» стала частью большого праздника, в честь празднования 200-летия Омской области на центральной площади в г. Называевске.

Иванова Л.Н..jpgИванова Людмила Николаевна, директор Бюджетного учреждения Называевского муниципального района «Культура Называевского района», 2022 г.

https://rutube.ru/video/79578b31635ac7657155fb6e8f65319f/
Видео 20 - Реконструкция «Называевской Балухи» от работников сферы культуры на центральной площади в г. Называевске, в честь празднования 200-летия Омской области.

Собравшиеся жители были заинтересованы и внимательно следили за происходящим. Бурно обсуждали происходящее, а некоторые даже заметили, что раньше краковяк по-другому плясали. Таким образом можно сделать вывод, что «Балуха» может быть реконструирована на основе локальных вариантов парных бытовых танцев, а традиции их проведения восстановлены.

В 2022 году был снят 20 минутный видеоролик «Называевская Балуха», который включает экспертные мнения, экспедиционные данные, материалы о реконструкции данного феномена в современной культурной практике, а также методические наработки по некоторым вариантам парно-бытовых танцев.

Ссылка на фильм https://youtu.be/KTSPVkKuAvs?si=dWeCnAa4-rZZzFMd

С 2021 года регулярно проходят обучающие семинары и мастер-классы по комплексу парно-бытовых танцев «Балуха» в районах Омской области и за ее пределами. Так в 2023 году в г. Красноярске «Балуху» изучали фольклористы и хореографы из разных регионов России на интенсиве по этнохореографии "Танцы Сибири" Московского института творческих инициатив.

Балуха является неотъемлемой частью фестивалей и праздников русской традиционной культуры Омского региона разного масштаба. А также может по праву занять свое место в рамках досугового мероприятия современной молодежи и функционировать по назначению, так как и зарождалась эта локальная традиция. Стать настоящей альтернативой дискотеки для увлеченной русской культурой молодых людей и подрастающего поколения.

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры

Специалисты отдела русской традиционной культуры БУК Омской области «Государственный центр народного творчества» ведут работу по созданию тематического контента о танцевальных традициях Омского Прииртышья, в том числе старожильческой культуре сибиряков. Реализуется трансляция экспедиционных материалов по парно-бытовым танцам в социальных сетях Сибирского культурного центра – «Терем» с подробным описанием в рубрике #народнаяхореография@teremomsk.

балуха 2022.jpgУчастники танцевальной площадки «Балуха» на фестивале русской культуры «Слетье» р.п. Большеречье, 2022 г. Автор фото К.Ф. Дейнеко.

Специалисты областных Центров русской традиционной культуры проводят интерактивные программы, обучающие мастер-классы и семинары-практикумы по освоению комплекса парно-бытовых танцев «Балуха», адаптируют экспедиционные материалы в формат квестов, туристических маршрутов и сценических номеров.

Парно-бытовые танцы Омской области вошли в репертуар различных фольклорных и хореографических коллективов: Омский государственный детский ансамбль (руководитель – Александр Беленя), фольклорного ансамбля «Гусельки» Детской школы искусств № 1 им. Ю.И. Янкелевича (руководитель – Юлия Парфенова), фольклорно-этнографического ансамбля «Новая деревня» ОМУ им. В.Я. Шебалина (руководитель – Олеся Сидорская), фольклорного ансамбля «Цветень» (руководитель – Ольга Компанец), студии народной хореографии «Кадрель» г. Новосибирск (руководитель – Любовь Тетюцкая), русского клуба «Пой-пляши» г. Омск (руководитель - Антонина Северинова) и другие.

Балуха 2023г..jpgУчастники танцевальной площадки «Балуха» на фестивале русской культуры «Слетье» р.п. Большеречье, 2023 г. Автор фото К.Ф. Дейнеко

Наши предки оставили нам интересные обычаи, своеобразные традиции, огромное фольклорное танцевальное богатство, и нам нужно не только бережно сохранять это бесценное наследие, его необходимо знать и изучать.

Автор - Северинова Антонина Владимировна, этнохореограф, ведущий специалист по жанрам творчества БУК Омской области «Государственный центр народного творчества», балетмейстер фольклорной группы БУК Омской области «Омский государственный детский ансамбль», руководитель русского клуба «Пой – Пляши».

  


[1] Исторический словарь галлицизмов русского языка https://gallicismes.academic.ru/

[2] Богданов Г.Ф. традиционная русская народная хореография: жанры, формы, композиции (от истоков до начала ХХ века) – М.: МГУКИ, 2014. – 444С., ил, нот. Стр. 332.

[3] Вечёрочные традиции русских старожилов (чалдонов) северных районов Омской области (culture.ru), автор объекта В.Ю. Багринцева.

[4] А.А. Климов «Русский народный танец»: учебное пособие. Выпуск 1. - Москва, 1996 г. – 41.с.: ил.

[5] Н. А. Новоселова «Вечёрки и игрища Приангарья» - Красноярск, 1993 г., - 119 с.: ил, нотировки.

Возврат к списку