Хореографические традиции белорусских переселенцев Тарского района Омской области (с. Атирка, с. Имшегал)

Хореографические традиции белорусских переселенцев Тарского района Омской области (с. Атирка, с. Имшегал)

Тарский район
Белорусские переселенцы
Исполнительские искусства

В последние годы возрастает интерес к изучению белорусов в Сибири, что связано, прежде всего, с переоценкой их роли в формировании современного этнокультурного облика Сибири и вклада представителей этого народа в развитие региона [1]. Танцевальные традиции белорусских переселенцев играют ключевую роль в разнообразии форм и ярком их проявлении на хореографической палитре Омского Прииртышья. Они включают в себя хороводы, обрядово-игровые и парно-бытовые танцы, а также всевозможные кадрили.

Опубликованные в последние годы сведения показывают, что доля белорусских переселенцев в потоке переселенцев в Сибирь на рубеже XIX–XX вв. была достаточно велика [2]. Известно, что в конце XIX – начале XX вв. переселения из Белоруссии в Сибирь носили массовый характер, а значительная часть белорусских переселенцев оседала в Западной Сибири на территории Тарского уезда [3]. Если в 1880-х гг., по данным «Списка населенных мест Сибирского края», в Тарском округе было образовано всего семь населенных пунктов, то в 1890–е гг. переселенцы основали 72 поселка, а в первые 20 лет ХХ в. – 304 населенных пункта, в которых к моменту переписи населения 1926 г. преобладало белорусское население. В Атирской волости Тарского уезда в начале XX в. белорусское население доминировало. [4]. В Тарском уезде большая часть поселений была создана выходцами из разных белорусских губерний. Они образовывали своеобразные «кусты» деревень, преимущественно в таежном районе, связанные не только близостью географического расположения, но также хозяйственно-бытовыми контактами и родственными отношениями. Именно здесь лучше всего сохранялась память о белорусском происхождении у потомков переселенцев, поэтому сейчас этнографы и фольклористы тут проводят исследования белорусской культуры [6].

В июне 2003 года в Тарском районе работала комплексная фольклорно-этнографическая экспедиция Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества Омской области под руководством ведущего специалиста Чешегоровой Елены Михайловны, в состав которой входили члены Омской областной общественной организации «Центр славянских традиций» Чешегоров Илья Владимирович, Янова (Котенко) Наталья Владимировна. Были обследованы деревни и села: Екатериновка, Васисс, Имшегал, Михайловка, Гриневичи, Атирка, Быган, Пологрудово, Крапивка, Тимирка, Пятилетка и фрагментально г. Тара. Собраны интересные репортажи о вечерках и танцах, музыкальном сопровождении и припевкам к танцам, сделана видеофиксация ряда парно-бытовых танцев и кадрили от жителей села Атирка.

Анализируя экспедиционные материалы, было выявлено, что традиционно в быту плясали в контексте молодежных вечерок, в последствии «в клубах по субботам» и на «гулянках». Водили круговые хороводы, танцевали «кадрели», лентяя, зеркало, чижика, «мелкие» танцы и играли в круговые игры. «Пели на вечерках Дрёму, Зайчик серенький, Оленя, Чижика пляшут, цалуются» - Берестова (дев. Колабина) Степанида Андреевна 1909 г.р. из с. Васисс. В дневниках есть упоминание и о редких для нашего региона танцах, например, «Тамака» (Берестова (дев. Колабина) Степанида Андреевна 1909 г.р., д. Васисс), «Ножницы» (Ланцевич Мария Андреевна 1935 гр., д. Михайловка), «Зеленая роща» (Щебет (дев.) Татьяны Павловны 1919 г.р., с. Атирка, и Иванова (дев. Малышева) Клавдия Алексеевна 1921 г.р., п. Пятилетка). 

Аудио 1. Репортаж про вечерки, танцы области. 
Информатор: Берестова (дев. Колабина) Степанида Андреевна 1909 г.р. 
Собиратель: Чешегорова Е.М., с. Васисс Тарского района Омской области июнь 2003 г. 
Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области АК-507 ст. А.

 

Также в населенных пунктах Тимирка, Атирка, Пятилетка и Васисс информаторы рассказывают о танце «Шельма», который не встречался в других районах области. 

Аудио 2. Репортаж про вечерки, танцы, «шельму»
Информатор: Клочкова (дев. Белаш) Матрёна Федоровна 1918 г.р. 
Собиратель: Чешегорова Е.М., с. Васисс Тарского района Омской области июнь 2003 г. 
Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области АК-507 ст. Б.

 

Есть упоминание о более поздних танцах на городской манер. Галина Тихоновна Новикова (дев. Чечулина) 1929 гр. из Ермаковки вспоминает: «Танцы на гулянках вальс, фокстрот, краковяк, а еще кадрили, цыганочки, полечки. Кадрили разные, многопарные. Инструменты гармонь, балалайка. Перчатки на вечерках (уже в колхозе) девки дарили парням, сами вязали».

В с. Атирка собирателям удалось встретить достаточно большой состав (10 человек) исполнителей, которые показали шесть «мелких» танцев и «кадрель». Знакомство началось с брата и сестры Захаренко 1931 г.р.. 

фото 2..jpg

Народные исполнители во время фольклорно-этнографической экспедиции 2003 г. с. Атирка Тарского района Омской области - брат и сестра Захаренко Виктор Васильевич и Татьяна Васильевна Яблонская (дев. Захаренко) 1931 г.р.. Автор фото Чешегорова Е.М.. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

Виктор Васильевич продемонстрировал музыкальные наигрыши для кадрели и остальных танцев. Татьяна Васильевна Яблонская (дев. Захаренко) рассказывает: «Раньше в каждой семье была балалайка, на вечерках танцевали, начинали с «Кадреля». Кричали – «Девушка слева, через кавалера», шельму, полечку, вальс. Лентяю, зеркало, шельму танцевали минимум на 4 пары».

В местном Доме культуры была сделана видеозапись танцев «Подыспань», «Краковяк», «Подгорная», «Коробочка», «Светит месяц», «Полечка».

Видео 1. «Мелкие» танцы: «Подыспань», «Краковяк», «Подгорная», «Коробочка», «Светит месяц», «Полечка».
Информаторы: Федосова (дев. Матвеева) Татьяна Даниловна 1936 г.р., Яблонская (дев. Захарченко) Татьяна Васильевна 1931 г.р., Отлякова (дев. Ботвинкина) Антонина Ивановна 1939 г.р., Алексина (дев. Козун) Анна Николаевна 1925 г.р., Олимпиева (дев. Сидоренко) Валентина Ивановна 1935 г.р., Боженкова (дев. Щебет) Валентина Анатольевна 1949 г.р., Флор (дев. Петрова) Римма Гавриловна 1938 г.р., Алексина (дев. Слободская) Татьяна Николаевна 1966 г.р., Ясюченя (дев. Воронина) Мария Петровна 1938 г.р., гармонист Захаренко Виктор Васильевич 1931 г.р.
Собиратели: Чешегорова Е.М., Чешегоров И.В. СДК с. Атирка Тарского района Омской области, июнь 2003 г. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области, VHS – 133.

https://vk.com/video35256146_456239033?list=8d268dbb995b75fa40

Также в этот день от Федосовой (дев. Матвеева) Татьяны Даниловны 1936 г.р., Яблонской (дев. Захарченко) Татьяны Васильевны 1931 г.р. и Отляковой (дев. Ботвинкина) Антонины Ивановны 1939 г.р. была зафиксирована «кадрель» на 2 пары. На первый взгляд структура данной кадрили мало отличается от других омских кадрилей. Она состоит из пяти колен и исполняется на четыре пары, которые располагаются по углам квадрата. А вот музыкальное сопровождение было разнообразным, каждому колену соответствовал определенный наигрыш. Возможно, эта особенность сохранилась благодаря гармонисту Захарченко Виктору Васильевичу, который играет на записи. 

Видео 2. «Кадрель» с. Атирка Тарского района Омской области на 2 пары.
Информаторы: Федосова (дев. Матвеева) Татьяна Даниловна 1936 г.р., Яблонская (дев. Захарченко) Татьяна Васильевна 1931 г.р., Отлякова (дев. Ботвинкина) Антонина Ивановна 1939 г.р., гармонист Захаренко Виктор Васильевич 1931 г.р.
Собиратели: Чешегорова Е.М., Чешегоров И.В. СДК с. Атирка Тарского р-на Омской области, июнь 2003 г. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области, VHS – 133.

https://vk.com/video-11622779_456239189?list=f63af9b8ec7ec799b5

В дальнейшем ходе экспедиции также была сделана запись данной кадрили, но уже на 4 пары. 

Видео 3. «Кадрель» с. Атирка Тарского района Омской области на 4 пары.
Информаторы: Федосова (дев. Матвеева) Татьяна Даниловна 1936 г.р., Отлякова (дев. Ботвинкина) Антонина Ивановна 1939 г.р.
Собиратели: Янова Н.В., Чешегорова Е.М., Чешегоров И.В. СДК с. Атирка Тарского района Омской области, июнь 2003 г. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области, VHS – 133.

https://vk.com/video-11622779_456239439

Казалось бы, траектории перемещений и последовательность колен не изменились, но предположить, что она исполняется по принципу «косой» или «толстой» кадрили было практически невозможным, ведь информаторы об этом ни разу не упомянули. Итак, разберем кадриль с. Атирка на 4 пары более подробно. Музыкальные наигрыши в дальнейшем описании указаны соответственно первой фиксации от В.В. Захаренко.

● 1 колено музыкальный наигрыш «Ах вы, сени».

Девушки, а вслед за ними парни, меняются местами с противоположной парой, причём девушки встречаются в центре правыми плечами, а парни – левыми. Когда пары дошли до противоположного места, они возвращаются обратно по той же траектории. Вернувшись на своё место, пара обкруживается (поворачивается) в вальсовом положении на месте по часовой стрелке (далее – вальс). После чего девушки против часовой стрелки по дуге переходят к противоположному парню, кружатся с ним «под локоток» за правую руку, продолжая круг возвращаются к своему, вальс. Далее все перемещения повторяют второстепенные пары. После танцующие пары повторяют все перемещения с левостоящими парами, а потом поворачиваются к правостоящим парам и повторяют 1 колено третий раз. Теперь одновременно все пары топают или хлопают, что означает окончание колена.

● 2 колено, музыкальный наигрыш «Подгорная».

Парни сходятся в центре левыми плечами, топают и, обходя супротивного правым плечом, идут к чужим девушкам на вальс. Затем возвращаются к своим по той же траектории. Далее все перемещения повторяют второстепенные пары. После танцующие пары повторяют все перемещения с левостоящими парами, а потом поворачиваются к правостоящими парам и повторяют колено еще раз. Не забываем про синхронный оттоп, после того, как колено повторят все пары со всеми.

● 3 колено «Полусолнце», музыкальный наигрыш «Там летели птички».

Пары, держась за руки «хрест нахрест» (правая рука парня сверху) двигаются против часовой стрелки до противоположных мест. Там парни, не расцепляя рук, перекручивают девушек на месте и оставляют их на чужом месте, а сами идут к противоположной. Обкруживаются в вальсе и ведут их в вальсовом положении на свои места полкруга, оставляют и возвращаются к своей девушке, вальс. В данном видео колено заканчивается, точнее сказать теперь оно повторяется с левостоящими и правостоящими парами соответственно. Напомним, что в варианте на 2 пары информаторы дополнительно делают мешалку, как в 1 колене.

● 4 колено «Солнце», музыкальный наигрыш «Во саду ли».

Пары проходят круг (против часовой стрелки) до своих мест руки «хрест-нахрест», парни не расцепляя рук, «перякручивают» девушек, после все делают мешалку как в первом колене. Т.е. девушки, а вслед за ними парни, меняются местами с противоположными, причём девушки встречаются в центре правыми плечами, а парни – левыми. Когда пары дошли до противоположного места, они возвращаются обратно по той же траектории. Вернувшись на своё место, колено повторяется снова, только после мешалки пары обкруживаются в вальсе. Теперь данные перемещения дважды повторяют второстепенные пары, после чего все пары проходят круг до своих мест руки «хрест-нахрест», парни, не расцепляя рук, «перякручивают» девушек, после все делают мешалку как в первом колене.

● 5 колено «Тройки», музыкальный наигрыш «Камаринская» (припевки Сентитюриха).

Сопоставляя показ информаторов с двух вариантов исполнения, разберем более сложный из них: парень заводящей пары берёт свою девушку левой рукой за левую руку, а правой обнимает её за талию. В таком положении пара выходит на центр и поворачивается вокруг своей оси против часовой стрелки, после чего девушка переходит к супротивной паре. Образуется тройка (парень стоит в центре, держит девушек за руки, скрестив свои руки перед собой, правая рука сверху). Вся тройка, приплясывая, сначала наступает на заводящего парня, а, отступая от него, образует воротца с подворотом вокруг своей оси, не расцепляя рук: парень, стоящий в тройке, поднимает правую руку, образуя воротца с чужой девушкой, которая начинает идти на место левостоящей девушки, а та в свою очередь подныривает в образованные воротца и вслед за ней ныряет парень, который оставался один. Теперь тройка поворачивается вокруг своей оси и вновь повторяет воротца, возвращаясь к своим партнёрам в пары на свои места, вальс. Колено повторяется вторыми парами, после чего улицей и параллельно по выше описанной схеме. Кадриль заканчивается одновременным хлопком всех участников.

Анализируя кадрили соседнего Седельниковского района было выявлено, что различали «простые» (линейное исполнение, возможность сплясать на две пары), «косые» или «перекрёстные» (исполнялись крест накрест и исключительно на четыре пары) кадрили. В «косых» кадрилях выделялись заводящие (первыми исполняли фигуру) и второстепенные («супротивные») пары. Рисунок «косой» кадрили состоит из повтора траекторий перемещений с разными парам на кругу: то по диагонали «косой», то к левостоящим, то к правостоящим парам и исполняется исключительно на четыре пары.[7] В с. Атирка информаторы не говорят «Косая» кадриль, но при массовом исполнении (на 4 пары), демонстрируют именно этот прием. Таким образом, при реконструкции экспедиционных записей необходимо акцентировать внимание на траекторию перемещений при исполнении на 4 пары.

Также в экспедиции 2003 года собирателям посчастливилось познакомиться с Юдовой (дев. Козун) Любовью Венидиктовной 1933 г.р.. От нее были записаны хороводные песни «Чёрный ворон воду пил», «А мы просу сеяли, сеяли», «По лужкам, лужкам зелёным», «Хоровод вядут – улица мала». «Переходный хоровод был –"Чёрный ворон воду пил" – парами переходили, пара через пару. Ну, и так по всей улице. А потом на мосту останавливалися, тада уже там танцы. Мост хороший был, красивый [на Валае]». Вечёрочная игра «Весел же нам, весел сегодняшний вечер» разыгрывалась так: «Хоровод большо-о-ой девок соберётся и парней. А потом один парень стоит в кругу и выбирает тестя себе постарейшего парня, потом тёщу, а потом выбирает шурина и сястрицу, и невесту свою, там какую девушку любит, какая ему нравится. А потом всех с кругу по одному выталкивает, выгоняет. В конце поцелуются хоть в щёчку». плясовую по характеру «Кину кужель на полицу»; исполнила так же «Уличные припевки» и несколько частушек под «Цыганочку» и «Семёновну». А также припевки к святочному обряду «Женитьба Тярешки» («Тярешка, Тярежичка», «Ай, бяда, моя бяда», «Поила я коников в вядре», «Тярешка чаху-чаху», «Сядит деда на печи в кутку») Любовь Венидиктовна запомнила от старших, но сама не участвовала в этой обрядовой игре. «Мама моя пела, вспоминала, как женили, говорила: "Парня какого-нибудь там выберут, дадут, и он весь год зовёт меня: «ты – жена моя», а мне не нравилось, а я его мужем называю" – у шутку это, смеялись». [9] Данная обрядовая святочная игра также имеет хореографическую форму, играющие стоят «улицей» напротив своего партнера, после догонялок, согласно очередности, обкруживаются в вальсовом положении или под локоток по центру улицы и расходятся по сторонам.

фото 3.jpg

Народные исполнители во время фольклорно-этнографической экспедиции 2003 г. с. Атирка Тарского района Омской области слева на право: Захаренко Виктор Васильевич1931 гр., Федосова (дев. Матвеева) Татьяна Даниловна 1936 гр., Татьяна Васильевна Яблонская (дев. Захаренко)1931 гр., Юдова (дев. Козун) Любовь Венидиктовна 1933 гр. Автор фото Чешегорова Е.М. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области

В сентябре 2004 года состоялся повторный выезд Чешегоровой Елены Михайловны совместно с членом Омской областной общественной организации «Центр славянских традиций» Первенаевой Надеждой Намиковной и журналистом Дарьей Мартыновой к Любови Венидиктовне для съёмки сюжета телепередачи «Национальный характер».

Также на территории Тарского района были распространены другие кадрили с названиями «Зеркало» (от Савченко (дев. Бура) Нины Ивановны 1934 г.р. в с. Атирка), а также «Лентея» или «Лентяй». Количество одновременно танцующих иногда могло достигать 12 пар, в то время как кадриль только 4. Как и в исследуемом ранее Седельниковском районе сведения по данным кадрилям разнятся по количеству танцующих и колен, а также по траекториям перемещений. Репортажи из д. Тимирка Ташкевич (Наумова) Степанида Андреевна 1915 гр.: «Лентяй на 6 пар. Одну девочку все эти шесть парней перекрутят в середине». «Плясали Лентеи, шельму, кадрили. Сама выбивала чечётку. Кадриль парами 6 или 4, девушка справа от парня. Пять или шесть «приёмов» (колен) 1) крест накрест «перебегали» 2) парень руки крестом и две девки» - Наумова (Яроцкая) Александра Николаевна 1923 гр.

Рассмотрим кадриль «Лентяй» с. Атирка Тарского района Омской области зафиксирована от Щебет Татьяны Павловны (1919 г.р.) в ходе фольклорно-этнографической экспедиции студентов и преподавателей Московского колледжа при консерватории в июле 2011 г.

Четыре пары располагаются по углам квадрата (крест-накрест). Каждое колено сначала исполняют две пары, далее повторяют второстепенные пары, а после танцующие одновременно топают или хлопают, что означает окончание колена. К сожалению, Татьяна Павловна не смогла вспомнить музыкальное сопровождение. Описание кадрили реконструировано, исходя из логики типичного исполнения колен, зафиксированных на территории Омской области от белорусских переселенцев.

● Колено 1 «мешалка».

Девушки, а вслед за ними парни, меняются местами с противоположной парой, причём девушки встречаются в центре правыми плечами, а парни – левыми. Когда пары дошли до противоположного места, они возвращаются обратно по той же траектории. Вернувшись на своё место пара обкруживается (поворачивается) в вальсовом положении на месте по часовой стрелке (далее – вальс).

● Колено 2.

Парни сходятся «одна к одному» в центре, встречаясь сначала левым плечом, потом – правым, и переходят к чужой девушке. Вальс с ней (с чужой - 1 поворот) и по такой же траектории возвращаются к своей, вальс (2 поворота).

● Колено 3.

Парни вновь сходятся в центре, берутся левыми руками под локоток, прокруживаются один целый круг и идут к своей девушке на вальс. Возможно, что парни сначала ходили к чужой, а после по такой же траектории возвращались к своей.

● Колено 4 «полусолнце»:

Пары, держась под ручку, двигаются против часовой стрелки до противоположных мест. Далее девушки по диагонали переходят к чужому парню, вальс.

Теперь пары (с чужим) проходят ещё полкруга (против часовой стрелки), после девушки возвращаются к своим по диагонали (как на мешалке) и вальс.

● Колено 5.

Две пары идут целый круг до своих мест, вальс, и парни сходятся в центре. Прокручиваются под левую руку полкруга, возвращаются к своей, вальс.

● Колено 6.

Все четыре пары, взявшись под ручки, идут целый круг против часовой стрелки до своих мест, сходятся в центр, возвращаются на свои места и вальс.

Кадриль окончена. 

Видео 4. Кадриль «Лентяй» с. Атирка Тарского района Омской области.
Информатор: Щебет Татьяны Павловны 1919 г.р.
Собиратели: студенты и преподаватели Московского колледжа при консерватории в июле 2011 г. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

Также Татьяна Павловна вспоминает «мелкие» танцы. Судя по положению в паре и движениям танца, показывает «Польку-бабочку» с характерным динамичным продвижением по кругу против часовой стрелки и переменной подбивкой ногами «топу-топу», начиная с левой. А напевать начинает «Зелёная роща», об одноименном танце было упоминание в п. Пятилетка от Ивановой (дев. Малышева) Клавдии Алексеевны 1921 гр., которая иначе описывает «Лентяй»: «по кругу 12 пар, один парень со всеми девками под руку кружится». Шатило Ирина Сергеевна 1923 гр. п. Пятилетка: «Плясали кадриль, подыспанец, краковяк, полечка, лентяй, шельма. Лентея – 12 пар кругом. Каждый со своей под ручку прокрутился – меняются девками напротив. Раскомаринский – 2 пары переход за девками, перекрут 3 раза». Подобная, но одноколенная «Лентяя» была зафиксирован в с. Имшегал в экспедиционном выезде 2011 г. Громовой Л.И. Информаторы: Уляшева Нина Григорьевна, 1938 г.р., Игнатова Нина Григорьевна, 1941 г.р., Черненко Мария Петровна, 1935 г.р., Гущева Зинаида Ивановна, 1938 г.р., гармонист Сосов Владимир Николаевич, 1954 г.р. 

Видео 5. Одноколенная «Лентяя» с. Имшегал Тарского района Омской области.
Информаторы: Уляшева Нина Григорьевна 1938 г.р., Игнатова Нина Григорьевна 1941 г.р., Черненко Мария Петровна 1935 г.р., Гущева Зинаида Ивановна 1938 г.р., гармонист Сосов Владимир Николаевич 1954 г.р.
Собиратель: Громова Л.И. СДК с. Имшегал, 16.10.2011 г. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

https://vkvideo.ru/video-11622779_456239442

Подобное описание встречалось в экспедиции 2003 г. для танца «Шельма», который также исполнялся под «Раскомаринский» только с другим количеством танцующих и поцелуем в конце. Клочкова (дев. Белаш) Матрёна Федоровна 1918 гр. из с. Васисс: «шесть пар по кругу, переход как в кадрили (против часовой стрелки). Одно колено со всеми парень перекрутится к своей вернется и поцалуется». Скорее всего такое название танец получил в связи с исполнением в быстром темпе, многочисленными поворотами до головокружения и постоянной смены партнеров от немецкого schelmen, которое означало «пройдоха, обманщик». Так «Бешенная полька», она же в Седельниковском районе «Полька-дурочка» названа по той же аналогии. Об этом свидетельствует и репортаж о припевках к танцам, «срамных» припевках к Шельме и наигрышей к кадрили зафиксированный от Савченко (дев. Бура) Нины Ивановны 1934 гр. и Руденко (дев. Медюкова) Валентины Васильевны 1941 гр. из с. Атирка. 

Аудио 3. Репортаж о припевках к танцам, «срамных» припевках к Шельме и наигрышей к кадрили. Информаторы: Савченко (дев. Бура) Нины Ивановны 1934 гр., Руденко (дев. Медюкова) Валентины Васильевны 1941 гр. Собиратель: Янова Н.В., с. Атирка Тарского района Омской области июнь 2003 г. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области АК-512 ст. Б.

 

Выделить эти танцы в отдельную группу кадрилей не представляется возможным в связи с отсутствием типичных закономерностей и композиционного сходства кадрилей с одинаковым названием.

Следует отметить что с. Имшегал является настоящим кладезем этнохореографа. В полевом экспедиционном выходе 16 октября 2011 года заведующий Имшегальским СДК Громова Людмила Ивановна записала от местных жителей (потомков белорусских переселенцев) 9 парно-бытовых «мелких» танцев: «Светит месяц», «Ун степ», «Полька-бабочка», «Яблочко», «Краковяк», «Цыганка», «Подгорная», «Бешеная полька» и «Лентяя». Информаторы: Уляшева Нина Григорьевна, 1938 гр., Игнатова Нина Григорьевна, 1941 гр., Черненко Мария Петровна, 1935 гр., Гущева Зинаида Ивановна, 1938 гр., гармонист Сосов Владимир Николаевич, 1954 гр. 

Видео 6. Парно-бытовые танцы: «Светит месяц», «Ун степ», «Полька-бабочка», «Яблочко», «Краковяк», «Цыганка», «Подгорная», «Бешеная полька» и «Лентяя» с. Имшегал Тарского района Омской области.
Информаторы: Уляшева Нина Григорьевна 1938 г.р., Игнатова Нина Григорьевна 1941 г.р., Черненко Мария Петровна 1935 г.р., Гущева Зинаида Ивановна 1938 г.р., гармонист Сосов Владимир Николаевич 1954 г.р.
Собиратель: Громова Л.И. СДК с. Имшегал, 16.10.2011 г. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

https://vkvideo.ru/video-11622779_456239440

Также в июле 2011 года в ходе фольклорно-этнографической экспедиции студентов и преподавателей Московского колледжа при консерватории в Имшегале была попытка зафиксировать кадриль. Неоднократные экспедиционные сеансы начиная с 2003 года были проделаны специалистом по фольклору объединения национальных культур «Дом дружбы» г. Тары Татьяной Владимировной Коктомовой.

фото 4.jpgПИВ Севериновой А.В. и Малиновской А.С. в июле 2016 г. с. Имшегал Тарского района Омской области. Слева на право: Северинова А.В., Уляшева Нина Григорьевна, Уляшева Лидия Ивановна, Коктомова Татьяна Владимировна. Автор фото Малиновская А.С. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области

В ходе полевого экспедиционного выхода Севериновой А.В. и Малиновской А.С. в июле 2016 г. благодаря Коктомовой Т.В. в с. Имшегал Тарского района Омской области от Уляшевой Нины Григорьевны (1938 гр.) и Уляшевой Лидии Ивановны (1950 гр.) была зафиксирована кадриль:

Исполнялась на четыре пары, которые располагались по углам квадрата (крест-накрест). Каждое колено сначала исполняют две пары, далее повторяют второстепенные пары, а после танцующие одновременно топают или хлопают, что означает окончание колена.

Музыкальное сопровождение было разнообразным, каждому колену соответствовал определенный наигрыш. Нина Григорьевна вспоминает использование разных мелодий и припевок, а вот их последовательность для каждого колена называет фрагментарно.

● 1 колено «Мешалка», возможно оно исполнялось под «Подгорную»:

Девушки, а вслед за ними парни, меняются местами с противоположной парой, причём девушки встречаются в центре правыми плечами, а парни – левыми. Когда пары дошли до противоположного места, они возвращаются обратно по той же траектории. Вернувшись на своё место пара обкруживается (поворачивается) в вальсовом положении на месте по часовой стрелке (далее – вальс).

● 2 колено, музыкальный наигрыш «Барыня»:

Парни сходятся в центре, встречаясь сначала левым плечом, потом – правым и переходят к чужой девушке. Обкруживаются с ней вальс (с чужой 1 поворот) и по такой же траектории возвращаются к своей, вальс (2 поворота).

● 3 колено, возможно оно исполнялось под «Камаринский»:

Парни вновь сходятся в центре, берутся правыми руками под локоток, прокруживаются один целый круг и идут к чужой девушке на вальс. После чего по такой же траектории возвращаются к своей, только в центре кружатся под левую руку.

● 4 колено «полусолнце/солнце», музыкальный наигрыш «Во саду ли».

Пары, держась руками крест-накрест (правая рука парня сверху), двигаются против часовой стрелки до противоположных мест. Далее делают мешалку, как в первом колене. Вернувшись на своё место, обкруживаются в вальсе 2 поворота.

Теперь пары проходят целый круг (против часовой стрелки) до своих мест, держась руками крест-накрест, после все вновь делают мешалку как в первом колене.

● 5 колено «Тройки», музыкальный наигрыш «Цыганочка»:

Заводящая пара, держась руками крест-накрест (правая рука парня сверху), подходит к супротивной паре. После чего, не расцепляя рук, парень перекручивает девушку и отдаёт её в тройку. Которая, приплясывая сначала наступает на заводящего парня, до его места, а после, отступая от него, возвращается на своё. Далее девушки и парни меняются крестом дважды (как мешалка, только без переходов на чужое место, почти на месте), и пары кружатся в вальсе, возвращаясь на свои места. Колено повторяет супротивная пара, после чего второстепенные пары. Кадриль окончена.

После кадрили плясали так называемый «хвост» в виде парно-бытового танца «полька-бабочка». 

Видео 7. Кадриль с. Имшегал Тарского района Омской области.
Информаторы: Уляшева Нина Григорьевна 1938 г.р., Уляшева Лидия Ивановна 1950 г.р., Коктомова Татьяна Владимировна 1959 г.р.
Собиратели: Северинова А.В. и Малиновская А.С. СДК с. Имшегал, июль 2016 г. Областной фонд фольклорно-этнографических материалов Омской области.

https://vk.com/video-11622779_456239347?list=1917dfaeed49822405

Интересно, что при уточнении по очередности пляски Нина Григорьевна допустила, что если все пляшущие хорошо знают кадриль, то могли плясать одновременно 4 пары, таким образом допускается «косое, перекрестное» исполнение кадрили на 4 пары (крест на крест, потом улицей с левостоящими парами и параллельно с правостоящими).

Репортаж в конце видео по манере исполнения: «пляшут, такую пыль поднимут, они же все дроби давали, такую пыль поднимут…». Наблюдая за манерой исполнения не только в кадрили, но и в «мелких» танцах прослеживается частое выбивание дробей, сольная выходка и импровизационное начало. Белорусские танцевальные традиции исполняются по-Сибирски менее прыгучее, более собранно, заземлено, в тоже время в очень динамичном темпе с интенсивным продвижением по общему кругу. Также прослеживается преобладание различных вальсовых поворотов: вальс по общему кругу (на 2/4), кадрильный вальс (динамичные повороты на месте, часто с подвотором девушки под рукой партнера перед остановкой), вальс «по квадрату» (на основе приставных шагов, с поворотом в паре по ромбу).

Когда хотели поплясать подольше, после каждого колена или по выкрику «смена» парни должны поменять девушек, которые повторяли фигуру сначала. Иногда «смена» была обязательной при исполнении кадрили, причём это было не связано с недостатком парней, а скорее наоборот.

Предметы, связанные с объектом

Важно, что кадрели и «мелкие» танцы сопровождались живым оркестром, который стал их неотъемлемой частью. Каждому колену «приёму» или танцу – свой наигрыш. Музыкальные инструменты на вечерках: гармошка, балалайка, скрипка, цимбала. «Цимбалы были плюс скрипка. Сын с отцом на свадьбах играли» - Иванова (дев. Малышева) Клавдия Алексеевна 1921 г.р., п. Пятилетка. «На вечерках – кадриля, лентяя, полечки, раскомаринский. Два дяденьки играли: один на скрипке, другой на цимбалах. Танцевали под скрипку и цимбалу» - Косова (дев. Соколова) Ульяна Ефимовна 1930 г.р., д. Тимирка.

Музыкантов очень уважали и задабривали кто как мог. «Гармонист играл, а ему яйца в шапку складывали» - рассказывает Берестова (дев. Колабина) Степанида Андреевна 1909 г.р. из с. Васисс.

Техники/Технологии, связанные с объектом

Формы передачи возможны путём трансляции танцевальных традиций белорусских переселенцев Тарского района в учреждениях культуры, образования, социальной защиты в Омском регионе и за его пределами. Путём углублённого изучения и передачи молодому поколению, как части традиционной культуры своих предков. Прерванная преемственность поколений сейчас находится на пути восстановления путём реконструкции экспедиционных материалов.

Бытовую хореографию региона, а вот числе кадрили и парные танцы, изучают в профильных учебных заведениях младшего, среднего и высшего звена (учреждения дополнительного образования, СУЗы и ВУЗы), а также в любительских объединениях и фольклорных коллективах не только омского региона, но и за его пределами. Часть «мелких» танцев Тарского района вошли в реконструкцию комплекса парно-бытовых танцев «Балуха», который сегодня является локальным брендом и неотъемлемой составляющей народных гуляний и праздников, интерактивной площадкой на фестивалях, обучающим мероприятием. «Балуху» необходимо включать в план календарных мероприятий учреждений культуры, особенно при работе с детьми старшего школьного возраста и молодежью. [8]

Парно-бытовые танцы во всем их вариативном разнообразии, и тем более кадрили и «Ланце» могут стать основой для создания репертуара на основе регионального компонента как для вокальных, так и для хореографических коллективов любой возрастной группы. В популистских целях в рамках сценического воплощения, их можно разнообразить более сложными дробными выстукиваниями и импровизационными выходами исполнителей.

В последние годы с ростом национального самосознания происходит процесс возрождения национальных культур. 3аметно усилился интерес к отечественной истории, народным традициям, искусству. В этом интересе – стремление постичь наши истоки, воздать должное прошлому, но главное - желание приобщиться к миру ценностей либо неизвестных, либо прочно забытых. В народной культуре сконцентрирован нравственный, философский эстетический опыт многих поколений. Другое дело, что нам, волею обстоятельств, оторванных от значительной части традиционной культуры, не всегда понятен глубинный смысл. Чтобы постичь его, нужно тщательно собирать и систематизировать факты, неоднократно беседовать со знатоками фольклора, обращаться к данным различных наук[5].

Способы и формы передачи традиции

Сохранение и популяризация традиционных танцевальных форм становится не только актуальным, но и крайне важным для сохранения культурного наследия региона.

Традиционные хореографические формы представляют собой ценное культурное наследие. Исследование этой темы позволит более полно понять и задокументировать традиционные танцевальные формы, что способствует их сохранению и передаче следующим поколениям. Важным навыком является обучение слушать и чувствовать музыку, формировать умение понимать язык движения, обучать культуре общения и поведения в социуме. Манера исполнения передаётся путём подражания носителям. Хореографические формы в первую очередь исполнялись для раскрепощения, они выполняли досуговую и коммуникативную функции. Их исполняли для себя, а не для восприятия зрителями. Использование богатого и разнообразного танцевального наследия вызывает гордость за свою малую родину, выполняет функцию культурного самоопределения человека, определяет его культурный код. 

Справочная информация

История выявления и фиксации (история, экспедиции и т. д.)

- Комплексная фольклорно-этнографическая экспедиция Отдела русской традиционной культуры Государственного центра народного творчества по Тарскому району Омской области (Екатериновка, Васисс, Имшегал, Михайловка, Гриневичи, Атирка, Быган, Пологрудово, Крапивка, Тимирка, Пятилетка и фрагментально г. Тара) 11-27 июня 2003 г.

Состав экспедиции: Чешегорова Елена Михайловна, Чешегоров Илья Владимирович, Янова (Котенко) Наталья Владимировна. Были обследованы деревни и села:.

- Экспедиционный выезд в с. Атирка Тарского района Омской области к Любови Венидиктовне Юдовой в сентябре 2004 г. для съёмки сюжета телепередачи «Национальный характер»

Состав экспедиции: Чешегорова Елена Михайловна, Первенаева (Вельгоша) Надежда Намиковна и журналист Дарья Мартынова.

- Комплексная фольклорно-этнографическая экспедиция по Тарскому району Омской области (с. Атирка, с. Баженово, с. Ермаковка, с. Имшегал, с. Семилетка) в июле 2011 г.

Состав экспедиции: студенты и преподаватели Московского колледжа при консерватории совместно со специалистами ЦТРК ОНК «Дом Дружбы» Курманова Р.Ф. и Коктомовой Т.В.

- Полевой экспедиционный выход заведующей Имшегальским СДК Громовой Людмилы Ивановны 16 октября 2011 года с. Имшегал Тарского района Омской области

- Полевой экспедиционный выход в с. Имшегал Тарского района Омской области в июле 2016 г. Собиратели: Северинова Антонина Владимировна, Малиновская Алена Сергеевна и Коктомова Татьяна Владимировна.

- Полевые экспедиционные выходы по Тарскому району Омской области специалиста по фольклору ОНК «Дом Дружбы» Коктомовой Татьяны Владимировны и других специалистов ОНК «Дом Дружбы» г. Тара за 2003-2023 гг.

Источники информации:

— архивы

В работе использовались экспедиционные данные из:

• Областного фонда фольклорно-этнографических материалов Омской области по Тарскому району Омской области (2003, 2004 и 2016 гг..);

• Экспедиционного фонда Объединения национальных культур «Дом дружбы» Тарского района Омской области с 2003 – 2023 гг..

— библиография

[1]. Белорусы в Сибири. – Новосибирск, 2000; Очерки истории белорусов в Сибири в XIX–XX вв. – Новосибирск, 2001.

[2]. Бочанова Г.А. Выходцы из Белоруссии в Сибири второй половины XIX – начала XX в.: вопросы миграции и расселения // Белорусы в Сибири. – С. 65–89.

[3]. Минжуренко А.В. Влияние природно-географического фактора на устройство переселенцев Сибири (конец XIX – начало XX вв.) // Проблемы исторической демографии СССР. – Томск, 1980; Вибе П.П. Переселение крестьян Европейской России в Тобольскую губернию во второй половине XIX – начале XX вв. // Известия Омского государственного историко-краеведческого музея. – Омск, 1994. – № 3. – С. 68–114; Бочанова Г.А. Указ. соч.

[4]. Крих А.А. . Этническая история населения Среднего Прииртышья (XVII-ХХ века) / Крих А.А.. - Омск, 2012 – с.182-186.

[5]. Н. А. Новоселова «Вечёрки и игрища Приангарья» - Красноярск, 1993 г., - 119 с.: ил, нотировки.

— иные

[6]. https://ethnography.omsu.ru/page.php?id=887 электронный текст М.Л. Бережнова «ОПЫТ ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО КАРТОГРАФИРОВАНИЯ МЕСТ РАССЕЛЕНИЯ БЕЛОРУСОВ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ»

[7]. https://omsk-gcnt.ru/nematerialnoe-kulturnoe-nasledie/kadrili-belorusov-sedelnikovskogo-rayona-omskoy-oblasti/

[8]. https://omsk-gcnt.ru/nematerialnoe-kulturnoe-nasledie/kompleks-parno-bytovykh-tantsev-balukha/

[9]. https://omsk-gcnt.ru/nematerialnoe-kulturnoe-nasledie/tvorcheskoe-nasledie-lyubovi-venidiktovny-yudovoy-s-atirka-tarskogo-rayona-omskoy-oblasti/

[10] https://vk.com/club139533909

Современное состояние объекта

Традиционные хореографические формы оказывают влияние на современное искусство и культуру. Они могут стать источником вдохновения для современных хореографов и хореографических коллективов, а также способствовать созданию фестивалей посвящённых традиционной хореографии в регионе и развитию изучения данной хореографии.

Так в 2024 году сквозной темой культурно-образовательного форума «Академия русской культуры» стала традиционная хореография, ее сохранение, популяризация и актуализация на сценических площадках в рамках деятельности народно-сценических коллективов и хореографических ансамблей. Через танец и движение люди сохраняют свою идентичность, передают знания и выражают свои чувства. Традиционная хореография является одним из ключевых компонентов культурного наследия.

Безусловно танцевальные традиции белорусских переселенцев Тарского района могут быть неотъемлемой частью любого досугового мероприятия с национальным колоритом, так как являются массовой, доступной и зрелищной интерактивной формой. Они закрепились в репертуарах русского клуба «Пой-Пляши» (руководитель А.В. Северинова) и фольклорно-этнографической студии «Сретенье» (руководитель Е.М. Чешегорова). Воодушевленная поездкой в г. Омск этнохореограф Н.А. Григорьева старший преподаватель кафедры народно-певческого искусства Московского государственного института культуры подготовила со студентами программу на основе традиционной хореографии с. Атирка Тарского района Омской области, которую они представили на Международный конкурс русского танца «Перепляс» и стали Лауреатами 1 степени в номинации: «Ансамблевое исполнительство». [10]

Видео 8. Выступление Сводного ансамбля кафедры народно-певческого Московского государственного института культуры, г. Химки (Руководитель Григорьева Надежда Андреевна) на X Всероссийском фестивале-конкурсе традиционного народного танца «Перепляс» 25 - 27 октября 2024 в г. Липецке.

https://vkvideo.ru/@teremomsk/scheduled

Изучение народного творчества, включая танцевальное, является важной задачей этнографии, искусствоведения и культурологии.

Формы сохранения и использования объекта в деятельности учреждений культуры

Специалисты отдела русской традиционной культуры БУК Омской области «Государственный центр народного творчества» ведут работу по созданию тематического контента о танцевальных традициях Омского Прииртышья, в том числе культуре белорусов-сибиряков. Реализуется трансляция экспедиционных материалов в социальных сетях Сибирского культурного центра – «Терем» с подробным описанием в рубрике #народнаяхореография@teremomsk.

Специалисты Объединения национальных культур «Дом дружбы» Тарского района Омской области и других муниципальных Центров русской (славянской) традиционной культуры проводят интерактивные программы, обучающие мастер-классы и семинары-практикумы по вечерошным традициям с играми и танцами белорусских переселенцев Тарского района.

Тарские «мелкие» танцы и кадрили вошли в репертуар различных фольклорных и хореографических коллективов: Омский государственный детский ансамбль (руководитель – Александр Беленя), фольклорного ансамбля «Гусельки» Детской школы искусств № 1 им. Ю.И. Янкелевича (руководитель – Юлия Парфенова), фольклорно-этнографического ансамбля «Новая деревня» ОМУ им. В.Я. Шебалина (руководитель – Олеся Сидорская), народной хореографии «Кадрель» г. Новосибирск (руководитель – Любовь Тетюцкая), русского клуба «Пой-пляши» г. Омск (руководитель - Антонина Северинова) и другие.

Автор: Северинова Антонина Владимировна – этнохореограф, ведущий специалист по жанрам творчества БУК «ГЦНТ», руководитель русского клуба «ПОЙ-ПЛЯШИ»


Возврат к списку